АРП Математические представления (вариант 2)5 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей
с умственной отсталостью
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математические представления»
5 класс
2 вариант

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету "Математические представления"
предметной области «Математика» для обучающихся с умственной
отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и
множественными нарушениями развития составлена на основе требований к
результатам освоения образовательных программ, которые представляют
собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся, с учётом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе.
Цель обучения математике - формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные
представления", "Представления о форме", "Представления о величине",
"Пространственные представления", "Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки
в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение
устанавливать
взаимно-однозначные
соответствия
могут
использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов
участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение
пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для
приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в
блокноте,
при
определении
количества
испеченных
пирожков,
изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются
сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных
датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и
многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным
расчетом по 2 часа в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках
коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по
математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной
индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную
образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный
учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по
форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы
предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий;

карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты
циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными
геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы,
способствующие формированию у обучающихся доступных математических
представлений.

Содержание обучения
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много",
"мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми
группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение
числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5,
1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в
прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух
слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).
Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде
арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий
на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание
достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами,
выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по
величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине
предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного
ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных)
предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных
(разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание
весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с
помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по
толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по
глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений),
ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов
линейкой.

Представление о форме
Узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма",
"брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение
геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы
предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка
геометрической
фигуры
(треугольник,
квадрат,
круг,
прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение
геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей
циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной)
величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад
(сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение
месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь),
далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на,
в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед,
назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в
середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край
листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый
(левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх,
сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый,
последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней
недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение
деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня,
завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.
Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа,
четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с
началом и концом деятельности.

Планируемые
результаты
освоения
"Математические представления"

учебного

предмета

Личностные результаты
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач
с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько
единиц;
3) Использование математических знаний при решении соответствующих
возрасту житейских задач:
умение обращаться с
карманными деньгами;

деньгами,

рассчитываться

ими,

пользоваться

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь
мерками и измерительными приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона;
умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;
определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.

Тематическое планирование
5 класс
№ Наименование
п/п разделов

Количество
всего

часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Корректирующая

1.

Количественные
представления

43

http://resh.edu.ru/

Развитие сенсорных представление,
мелкой моторики, познавательной
активности ученика, внимания,
усидчивости.

2.

Представления о
величине

10

http://resh.edu.ru/

Развитие сенсорных представление,
мелкой моторики, познавательной
активности ученика, внимания,
усидчивости.

3.

Представление о
форме

10

http://resh.edu.ru/

Развитие сенсорных представление,
мелкой моторики, познавательной
активности ученика, внимания,
усидчивости.

4.

Пространственные
представления

3

http://resh.edu.ru/

Развитие сенсорных представление,
мелкой моторики, познавательной
активности ученика, внимания,
усидчивости.

5.

Временные
представления

2

http://resh.edu.ru/

Развитие сенсорных представление,
мелкой моторики, познавательной
активности ученика, внимания,

усидчивости.
Всего

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

1

Число 1, цифра 1. Закрепление.

1

2

Представление о величине. 1 рубль.
Число 2, цифра 2. Закрепление.

1

3

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

http://resh.edu.ru/
http://resh.edu.ru/

1
1

5-6

Представление о величине. 2 рубля.
Сложение и вычитание в пределах 2.

7

Число 3, цифра 3. Закрепление.

1

8-9

Сравнение предметов по размеру.

2

http://resh.edu.ru/

10-12

Сложение и вычитание в пределах 3.

3

http://resh.edu.ru/

13

Контроль знаний и умений.
Число 4, цифра 4.

1

Сравнение предметов по весу.
Сложение и вычитание в пределах 4.

2

4

14
15-16
17-19
20-21
22

Сравнение предметов по глубине.
Задача.

28

Решение задач-иллюстраций с помощью
наглядного материала.
Знакомство с шаром.
Различение денежных знаков (1р., 2 р.)
Квадрат.

29-31

Решение задач-иллюстраций на

23-25
26
27

http://resh.edu.ru/

2

1
3

http://resh.edu.ru/

1

http://resh.edu.ru/
http://resh.edu.ru/

2
1

http://resh.edu.ru/

3
1
1
1
3

http://resh.edu.ru/

32

нахождение суммы с помощью
наглядного материала.
Треугольник.

36

Решение задач-иллюстраций на
нахождение остатка с помощью
наглядного материала.
Круг.

37

33-35

http://resh.edu.ru/

1
3
1

http://resh.edu.ru/

Времена года.

1

http://resh.edu.ru/

38

Число 5, цифра 5.

1

http://resh.edu.ru/

39

1

40

Монета 5 р.
Понятия «Слева», «Справа».

1

http://resh.edu.ru/

41

Понятия «Вверху», «Внизу».

1

http://resh.edu.ru/

42-44

Состав числа 5.

3

http://resh.edu.ru/

45

Контроль знаний и умений.
Составление предмета из частей.
Закрепление чисел и цифр 1,2,3,4,5.

1
1

Понятие «Рано», «Поздно» по картинкам.
Решение задач по картинкам.
Решение примеров по картинкам
Квадрат. Треугольник.
Треугольник. Круг.
Шар. Круг.
Квадрат. Треугольник. Круг.
Понятия «Впереди, «Сзади».

1
2
2
1
1
1
1

Решение примеров по картинкам.
Решение задач по картинкам

2
2

46
47-48
49
50-51
52-53
54
55
56
57
58
59-60
61-62

2

1

1

http://resh.edu.ru/

http://resh.edu.ru/

65

Составление предметов из
геометрических фигур.
Контроль знаний и умений.
Закрепление чисел и цифр 1,2,3,4,5.

66
67

63
64

68

1
1

1

1

http://resh.edu.ru/

Закрепление чисел и цифр 1,2,3,4,5.

1

http://resh.edu.ru/

Резерв.
Резерв.

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
5 класс
1. Наглядные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Методическое пособие к учебнику Алышевой Т.В., Амосовой Т.В.,
Мочалиной М. В. с примером рабочей программы (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)- М:Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронные образовательные ресурсы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
3. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
4. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
5 Московская электронная школа (МЭШ) school.mos.ru
6. Российская образовательная платформа для учителей и учеников
«Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/

Технические средства обучения:
-аудиоколонки;
-мультимедийный проектор;
-персональный компьютер;
-принтер;
-интерактивная доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».