РП_ВД_Хоровое пение_3 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 3 классе «Хоровое пение»

1.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма
коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей
детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего
края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами
нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов

справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности,
при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной
средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение
основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование
специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание
ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства соблюдения
правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой,
исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление
перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях
творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при
соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления
развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают специфику
искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования
метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на
психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями Овладение системой универсальных познавательных
действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа
интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих
когнитивных навыков обучающихся, в том числе:

1.1. Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для
анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального
искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов
между собой;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового
исследования.
1.3. Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в
соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст,
таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение»
реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму
работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение —

один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника
с ценностью общего результата совместных усилий. Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового
исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя
вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием
психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный
вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых
универсальных учебных действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное
содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального
произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное
отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и
значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2.2. Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных
текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный
тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе
исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на
другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед
группой, коллективом.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность
только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое
пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и
рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных
интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части
творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; —выявлять
наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи
с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности
музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения,
публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на
способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;

—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая
чувства, настроения, художественное содержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ,
идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в
частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и
жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов
других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и
современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного
музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения
музыки;

—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских
жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных
произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах,
праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение» является опыт проживания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения
вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного
постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации». Содержание
внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое
структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе.
МОДУЛИ
«Музыкальная грамота»
«Музыка в жизни человека»

«Народная музыка России»
«Музыка народов мира»
«Духовная музыка»
«Классическая музыка»
«Современная музыкальная культура»
«Музыка театра и кино»
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры программы по предмету «Музыка», позволяет
развивать её тематические линии и в программе внеурочной деятельности «Хоровое пение». Такой подход позволит
учителю наиболее эффективно использовать учебное время, учитывая возможности и потребности обучающихся,
условия организации различных видов деятельности, формы и методы освоения содержания, совершенствования
важнейших предметных умений и навыков.
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной
вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает
в себя:
1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной точности,
подвижности голоса, расширения его диапазона.
4. Разучивание новых произведений.

5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового коллектива.
Освоение тематических модулей реализуется прежде всего через разучивание песен и хоров соответствующего
содержания. Очерёдность освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом плане — свободные.

№

Тема занятия

1

Прослушивание

2

Музыка рождается из тишины

3

Ритм

4

Петь приятно и удобно

5

Песня – звучащее слово

6

Хор – созвучие голосов

3. Тематическое планирование
Кол-во
Содержание занятия
часов
1
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня
базовых музыкальных способностей: музыкальной памяти, слуха,
чувства ритма
1
Слух — главная музыкальная способность. Слуховое внимание. Игра
«Кто дольше слышит звук». Понятия: пауза, звук, высота,
длительность звука
1
Понятие ритма. Длительности (восьмая и четверть).
Ритмический рисунок. Ритмослоги та, ти.
1
Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр — руководитель
хора. Значение дирижёрских жестов. Песня «Петь приятно и удобно»
(музыка Л. Абелян, слова В. Степанова
4
Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов
песни. Артикуляционная разминка: артикуляционные сказки,
музыкальные скороговорки.
3
Человеческий голос — самый красивый музыкальный инструмент.
Правила пения (негромкий, направленный вперёд звук, округлое

7

Будем петь по нотам

1

8

Скоро, скоро Новый год!

4

9

Репетиция к концерту

1

10

Музыкальные слоги

1

11

Мой диапазон

1

12

Музыкальная грамота

1

13

Праздник бабушек и мам

3

положение рта). Тянущиеся гласные звуки — основа напевной
мелодии. Кантилена (legato). Унисон.
Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, расположение нот
первой октавы на нотоносце.
Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность
исполнения.
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров.
Правила поведения на сцене. Элементы сценического движения,
инсценировка песен
Правила вокальной орфоэпии, взятие дыхания между фразами во время
пауз. Единовременное произнесение гласных и согласных всеми
участниками хора. Работа на материале изученных и новых песен и
попевок
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение
сформировавшегося на данный момент диапазона, примарной зоны,
зоны ближайшего развития. Индивидуальные рекомендации педагога
каждому хористу
Повторение и закрепление элементов нотной грамоты: ноты первой
октавы. Длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная
пауза (правила записи и ритмослоги)
Музыка праздника. Образы весеннего пробуждения природы, мамы,
семейного тепла в песнях, посвящённых женскому дню 8 Марта.
Ласковые напевные интонации. Понятия темпа, регистра, динамики.
Напевное движение мелодии. Фраза, мотив, лига, реприза, вольта,
фермата

14

Репетиция к концерту

2

15

Песня, танец, марш

4

16

Песня в подарок

3

17

Репетиция к концерту

1

Итого

33

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров.
Правила поведения на сцене. Элементы сценического движения,
инсценировка песен
Песни напевного, танцевального и маршевого характера. Понятие
жанра. Характерные черты, выразительные средства первичных
жанров (песня, танец, марш). Упражнения на совершенствование
вокально-хоровых навыков (дикция, дыхание, диапазон, унисон,
ансамбль, чистота интонации) на материале жанровых попевок
Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве. Средства
музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика. Нотная
запись разучиваемых мелодий и попевок
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров.
Правила поведения на сцене. Элементы сценического движения,
инсценировка песен


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».