Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 4 классе «Театральные ступеньки» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях ее развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные результаты Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации; Развитии е этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. У учеников будут сформированы: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; -целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий для личного развития. Предметные результаты Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов; Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.); развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей. Обучающиеся научатся: -читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; -выразительному чтению; -различать произведения по жанру; -развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; -видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; -сочинять этюды по сказкам; -умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). -выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц; -построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой; -придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие; -найти оправдание любой позе; -развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом; -рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего; -рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; -двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; -построить этюд в паре с любым партнером; -объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; -поддержать диалог с партнером; -описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения),уметь дать истолкование этим эмоциям; -описать собственные эмоции; -интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам; -удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12); -запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом; текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения; знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные -установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: -пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей; -проводить сравнение и анализ поведения героя; -понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; -проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: -включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Цель программы: -воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, формирование у ребенка самореализации и самопроявления в общении и в творчестве. Задачи программы: -формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; -развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; -развивать воображение, выразительность речи; -пополнять словарный запас, образный строй речи; -формировать способность строить диалог друг с другом; -знакомить детей с терминологией театрального искусства; -развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников; -формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни; -развитие коммуникативной культуры детей. Программное содержание включает в себя несколько разделов: Раздел 1. « В начале было слово…» Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Сочинение небольших сказок и рассказов. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. Формы организации и виды деятельности: беседа, игра, работа в малых группах Раздел 2. Сценические действия и театральные игры Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. Формы организации и виды деятельности: упражнения, игры, этюды как сценические действия, актёрский тренинг. Раздел 3. Основы театральной культуры Что такое театр? Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Знакомство с видами кукольных театров. Театральное здание. Какой жизнью живет театр? Театральный билет. Зрительный зал. Мир кулис. Театральная афиша, театральная программка. История театральных афиш и театральных программок. Виды театрального искусства. Театральные профессии. Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Спектакль – результат творческого труда многих людей. Посещение и просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа. Раздел 4. «Мы - актеры». Постановка спектаклей Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого театра своя история. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Формы организации и виды деятельности: инсценирование, работа в малых группах, постановка спектакля, выступление. Формы организации учебной деятельности: групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли праздники. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством, технологией. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Формы фиксации и оценивания результатов по курсу • оформление газеты «Наш театр» за текущий год; • летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы); • отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях. 3. Тематическое планирование. № п/п Тема Всего часов 1 2 Вводный урок Работа с домашними заготовками: «Случай на каникулах» Работа с домашними заготовками: «У бабушки в деревне» Работа с домашними заготовками: «Сон в летнюю ночь» Изучение усложненного актерского тренинга. Знакомство с выразительными средствами сценического искусства. Работа с выразительными средствами. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи. Сюжет в палитре выразительных средств. «Говорящие» выразительные средства: Декорация, костюм театральный, шумовое оформление, свет на сцене, сценические 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 Содержание Рассказывать о своих впечатлениях проведенных летних каникулах. 1 Работать в этюдах. 1 1 1 1 1 1 1 Участвовать в тренинговых упражнениях Работать в практических упражнениях. о 11-13 14 15 16-18 19-21 22 23-25 26-28 29 30 31 32 33 34 эффекты, грим, маска. «Говорящие» выразительные средства: Декорация, костюм театральный, шумовое оформление, свет на сцене, сценические эффекты, грим, маска. Что такое сюжет? Составные части сюжета. Рождение сюжета. Как рождается сюжет, на чём основывается и из чего формируется. Работа с домашними заготовками: «Лиса и Журавль» Работа с домашними заготовками: «Сказка о потерянном времени» Работа с домашними заготовками: «Двенадцать месяцев» Фрагмент как составная часть сюжета. Пересказ сюжета по фрагментарно. Сверхзадача. Мораль. Работа с домашними заготовками по этюдам: «На рыбалке» Коллективная постановка по совместно выбранному сценарию: Выбор сценария. Распределение ролей. Коллективная постановка по совместно выбранному сценарию: Выбор костюмов. Подготовка декораций. Коллективная постановка по совместно выбранному сценарию: Выступление. Занятие тренинг «Мои достижения». 3 Различать компоненты актерской выразительности. Действовать в «предлагаемых обстоятельствах». 1 Участвовать в творческой лаборатории. 1 3 Представлять авторские работы. 3 1 3 3 1 1 1 1 1 1 Участвовать в выявлении фрагментов в предложенном материале. Участвовать в пробном этюде. Показывать свои работы, участвовать в работах одноклассников и обсуждать их.