РП_ВД_Театральные ступеньки_4 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 4 классе «Театральные ступеньки»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» направлено на достижение комплекса результатов
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в
соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях ее развития. В процессе занятий по
данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты:

Личностные результаты
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования,
драматизации; декламации;
Развитии е этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
У учеников будут сформированы:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества.
Потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
осознание значимости занятий для личного развития.

Предметные результаты
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение
разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);

развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Обучающиеся научатся:
-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-выразительному чтению;
-различать произведения по жанру;
-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-сочинять этюды по сказкам;
-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
-выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
-построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
-придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
-найти оправдание любой позе;
-развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
-рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
-рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
-двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
-построить этюд в паре с любым партнером;
-объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
-поддержать диалог с партнером;
-описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения),уметь дать истолкование этим эмоциям;
-описать собственные эмоции;
-интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
-удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
-запомнить:
свои места в течение 3-4 передвижений;
расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4
сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные -установки типа: «У меня всё получится», «Я
ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;
-проводить сравнение и анализ поведения героя;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по
ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную
тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно,
включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных
с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную
образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими
основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от
этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их
голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния.
Цель программы:
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением, формирование у ребенка самореализации и самопроявления в общении и в
творчестве.
Задачи программы:
-формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
-развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
-развивать воображение, выразительность речи;
-пополнять словарный запас, образный строй речи;
-формировать способность строить диалог друг с другом;
-знакомить детей с терминологией театрального искусства;
-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
-развитие коммуникативной культуры детей.

Программное содержание включает в себя несколько разделов:
Раздел 1. « В начале было слово…»

Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие
«общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Сочинение
небольших сказок и рассказов. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Проговаривание
рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. Формы организации и виды
деятельности: беседа, игра, работа в малых группах
Раздел 2. Сценические действия и театральные игры
Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с
напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание
заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. Формы организации и виды
деятельности: упражнения, игры, этюды как сценические действия, актёрский тренинг.
Раздел 3. Основы театральной культуры
Что такое театр? Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Знакомство с видами кукольных театров.
Театральное здание. Какой жизнью живет театр? Театральный билет. Зрительный зал. Мир кулис. Театральная афиша, театральная
программка. История театральных афиш и театральных программок. Виды театрального искусства. Театральные профессии. Игра
актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Спектакль – результат творческого труда многих людей.
Посещение и просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Формы организации и виды
деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа.
Раздел 4. «Мы - актеры». Постановка спектаклей
Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого театра своя история. Выбор и распределение ролей. Работа над
отдельными эпизодами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление
мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Формы организации и
виды деятельности: инсценирование, работа в малых группах, постановка спектакля, выступление.
Формы организации учебной деятельности:
групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.

Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством, технологией.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портофолио.

Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях;
детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.

3. Тематическое планирование.
№ п/п

Тема

Всего часов

1
2

Вводный урок
Работа с домашними заготовками:
«Случай на каникулах»
Работа с домашними заготовками:
«У бабушки в деревне»
Работа с домашними заготовками:
«Сон в летнюю ночь»
Изучение усложненного актерского тренинга.
Знакомство с выразительными средствами
сценического искусства.
Работа с выразительными средствами.
Фонетические средства выразительности.
Благозвучие речи.
Сюжет в палитре выразительных средств.
«Говорящие» выразительные средства:
Декорация, костюм театральный, шумовое
оформление, свет на сцене, сценические

1
1

3
4
5
6
7
8
9
10

Содержание

Рассказывать о своих впечатлениях
проведенных летних каникулах.

1

Работать в этюдах.
1
1
1
1
1
1
1

Участвовать в тренинговых упражнениях
Работать в практических упражнениях.

о

11-13

14
15
16-18
19-21
22
23-25
26-28
29
30
31

32

33

34

эффекты, грим, маска.
«Говорящие» выразительные средства:
Декорация, костюм театральный, шумовое
оформление, свет на сцене, сценические
эффекты, грим, маска.
Что такое сюжет? Составные части сюжета.
Рождение сюжета. Как рождается сюжет, на
чём основывается и из чего формируется.
Работа с домашними заготовками:
«Лиса и Журавль»
Работа с домашними заготовками:
«Сказка о потерянном времени»
Работа с домашними заготовками:
«Двенадцать месяцев»
Фрагмент как составная часть сюжета.
Пересказ сюжета по фрагментарно.
Сверхзадача. Мораль.
Работа с домашними заготовками по этюдам:
«На рыбалке»
Коллективная постановка по совместно
выбранному сценарию:
Выбор сценария. Распределение ролей.
Коллективная постановка по совместно
выбранному сценарию:
Выбор костюмов. Подготовка декораций.
Коллективная постановка по совместно
выбранному сценарию:
Выступление.
Занятие тренинг «Мои достижения».

3

Различать
компоненты
актерской
выразительности.
Действовать
в
«предлагаемых
обстоятельствах».

1

Участвовать в творческой лаборатории.

1
3

Представлять авторские работы.
3
1
3
3
1
1
1

1

1

1

Участвовать в выявлении фрагментов в
предложенном материале.
Участвовать в пробном этюде.
Показывать свои работы, участвовать в
работах одноклассников и обсуждать их.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».