Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 2,4 классе «Юный патриот» 1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России. Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня: Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, исследовательских работах. Элементарные социальные знания учащиеся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Учащиеся знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Второй уровень результатов переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у учащихся появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, еѐ природе, истории и культуре, населяющим еѐ народам, героическим страницам еѐ прошлого. Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательны). коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); Учащийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно- следственные связи; Учащийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнѐрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учащийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативны 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Девиз – «Историю края храним для потомков».Собирая сведения об историческом прошлом края, обучающиеся сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Курс не только расширяет знания учащихся, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность учащихся путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Актуальность программы: в реализации данной программы нуждаются подростки 9-11 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Направление реализации программы – духовно-нравственное. Цель программы: создание условий для формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, изучение истории родного края, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности. Задачи: образовательные: - - сформировать систему знаний в сфере Российской истории; - сформировать у учащихся представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края, страны; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; - совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; - обучить механизмам анализа истории России и запоминания основных исторических фактов и событий; воспитательные: - воспитать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории; - пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу; - сформировать у обучающихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы учащихся, участии их в интересном и полезном для общества деле; развивающие: - реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся; - развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения; - расширять исторический кругозор учащихся; - сформировать учебную самостоятельность и деловые качества. Формы и методы, технологии обучения Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, викторины. дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы - воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы - при систематизации коллекционного материала, экскурсии на природу. Исследовательские методы- при работе с микроскопом. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане Программа рассчитана на 1 год, 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с технологией, изобразительным искусством, информатикой, математикой, окружающим миром. Формы организации деятельности учащихся на занятиях - групповая - индивидуальная Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения. 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа); практические (экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций) 3 Содержание учебного предмета № п/п 1 Кол- Основное содержание во часов Вводное занятие 1 Знакомство с особенностями программой и т.д. 2 «Я гражданин5 России» 3 «Я и семья» 4 «Я и культура» 2 2 Основные виды учебной деятельности кружка,Беседа с членами кружка о предстоящих задачах работы, о путях поиска краеведческого материала Формирование стремления к усвоениюПолитические беседы, устные журналы, правовых знаний, потребность в изучениизнакомство с избирательным правом. истории своего края, города; чувство хозяинаАнкетирование на предмет определения малой родины гордость за свою страну,уровня гражданской ответственности. ответственность за судьбу Родины, уважение к государственным символам. Знакомство с ценностями семьи какБеседы, исследовательские работы, сочинения, первоосновы нашей принадлежности ксоставление генеалогического дерева многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству. понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека; правильные представления о нормах общения в семье, уважительное отношение к родителям, родственникам, близким людям. Книги, песни, музыкальные произведения иПросмотр кинофильмов, конкурсы, викторины. фильмы о ВОВ. 5 «Я и мое Отечество» 6 « Я и моя малая 2 Родина» 5 Знакомство с историей военной формы,Экскурсия к памятным местам «Не гаснет великими полководцами, изучение историипамяти свеча!» Поздравления ветеранов. первой и второй мировых войн. Знакомство сПросмотр кинофильмов, конкурсы, историческими викторины, беседы о ВОВ. местами и памятниками города. Изучение традиций нашей страны, истории Армии и Флота, событий Великой Отечественной войны, Герои войны – наши земляки. Знакомство сЭкскурсия к памятным местам. Поздравления историей нашего города во время ВОВ,ветеранов. Просмотр кинофильмов, конкурсы, памятники города. викторины, беседы о ВОВ. Календарно-тематическое планирование занятий №п/п Тема учебного занятия Количество часов 1 Вводное занятие. Патриот и гражданин 1 2 Россия - Родина моя. Символы государства. 1 3 Экскурс в историю России 1 4 Государственные праздники России. Когда мы едины, мы непобедимы! 1 5 Родной край – частица России. Символика края 1 6 Имена, которыми мы гордимся 1 7 История семьи в истории страны. 1 8 «Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…» Отечественные фильмы о войне 1 9 1 12 Музыкальные произведения о войне. Писатели о Родине, о войне, о1 героях… Памятники истории вокруг нас. История Вооружѐнных сил РФ. Виды и рода войск в России. Военная1 техника Великие полководцы. 1 13 Великая забытая война. Вторая мировая война. 1 14 Великие сражения ВОВ 1 15 Блокада Ленинграда. Фашистские концентрационные лагеря 1 16 Пионеры герои ВОВ. Герои Великой Отечественной войны 1 17 Участие в акции «Бессмертный полк» 1 10 11 Информационно–методический ресурс реализации программы складывается из: - учебно-методической литературы, дополнительной литературы, видеофильмов; - электронные ресурсы. Литература, использованная для разработки программы 1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 12 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение – М.: 2011. 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Москва «Просвещение», 2011г. 5. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И.Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. 6. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С.Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011. 7. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и образование)» под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение», 2011. 18. Щекотихин основное Е.Е. Орловская битва (2 книги). – Орел, 2007. Информационные ресурсы 1. http://militera.lib.ru/memo/index.html 2. https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina 3. https://www.booksite.ru/war1941-1945/index0.html 4. https://xn-----7kcekcibxet6aheb3akdc1ae1a1a.turbopages.org/xn--d1aiocbjt.xn-- 80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/h/novosti/206833 5. https://bankgorodov.ru/region/sverdlovskaya/famous/2 13 14 15