РП_ВД_Юный Патриот_2-4 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 2,4 классе «Юный патриот»

1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание
учащихся, как основа личности гражданина России.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного
уровня:
Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные приобретения, которые получат
обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, исследовательских работах. Элементарные социальные
знания учащиеся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они
узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют
представление о себе как о жителе города. Учащиеся знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей,
встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также
школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях
памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного
поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Второй уровень результатов переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом, осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с
другом. В различных ситуациях у учащихся появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и
уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, еѐ
природе, истории и культуре, населяющим еѐ народам, героическим страницам еѐ прошлого.
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Для

достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью
спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов. Учащиеся приобретают
опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в
исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательны).
коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:
-

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических

и традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание

чувства

ответственности и долга перед Родиной;
внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на
содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе,
презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении;
активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
При

достижении

метапредметных

результатов

будут

сформированы

следующие

УУД (регулятивные,

познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия;

владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация,
реферат и др.);
Учащийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы,
СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно- следственные связи;

Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнѐрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативны
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего
Отечества, родного края, школы.
Девиз – «Историю края храним для потомков».Собирая сведения об историческом прошлом края,
обучающиеся сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Курс не только расширяет знания учащихся, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины,
он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность учащихся путем активизации познавательных
способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Актуальность программы: в реализации данной программы нуждаются подростки 9-11 лет, так как она предполагает
необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств,
среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность

к его защите.
Направление реализации программы – духовно-нравственное.
Цель программы: создание условий для формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к
истории и культуре народа, изучение истории родного края, развития ребенка и формирования его коммуникативных и
социальных навыков направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности.
Задачи:
образовательные:
- - сформировать систему знаний в сфере Российской истории;
- сформировать у учащихся представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края, страны; о
личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и
культурное наследие города, края, страны;
- совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты,
систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
- обучить механизмам анализа истории России и запоминания основных исторических фактов и событий;
воспитательные:
- воспитать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;
- пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего
исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;
- сформировать у обучающихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы учащихся, участии их в
интересном и полезном для общества деле;

развивающие:
- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;
- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения;
- расширять исторический кругозор учащихся;
- сформировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Формы и методы, технологии обучения
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, викторины. дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы - воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы - при систематизации коллекционного материала, экскурсии на природу.
Исследовательские методы- при работе с микроскопом.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует
межпредметные связи с технологией, изобразительным искусством, информатикой, математикой, окружающим миром.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- групповая
- индивидуальная
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения.
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);

практические (экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с
компьютером, другими информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций)
3 Содержание учебного предмета

№
п/п
1

Кол- Основное содержание
во
часов
Вводное занятие 1
Знакомство
с
особенностями
программой и т.д.

2

«Я гражданин5
России»

3

«Я и семья»

4

«Я и культура» 2

2

Основные виды учебной деятельности
кружка,Беседа с членами кружка о предстоящих
задачах работы, о путях поиска краеведческого
материала

Формирование стремления к усвоениюПолитические беседы, устные журналы,
правовых знаний, потребность в изучениизнакомство
с
избирательным
правом.
истории своего края, города; чувство хозяинаАнкетирование на предмет определения
малой родины гордость за свою страну,уровня гражданской ответственности.
ответственность за судьбу Родины, уважение к
государственным
символам.
Знакомство с ценностями семьи какБеседы, исследовательские работы, сочинения,
первоосновы
нашей
принадлежности ксоставление генеалогического дерева
многонациональному
народу
Российской
Федерации,
Отечеству. понимание и поддержание таких
нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота
о младших и старших, ответственность за
другого человека; бережное отношение к
жизни
человека; правильные представления о нормах
общения в
семье, уважительное отношение к родителям,
родственникам, близким людям.
Книги, песни, музыкальные произведения иПросмотр кинофильмов, конкурсы, викторины.
фильмы о ВОВ.

5

«Я и мое
Отечество»

6

« Я и моя малая 2
Родина»

5

Знакомство с историей военной формы,Экскурсия к памятным местам «Не гаснет
великими полководцами, изучение историипамяти свеча!» Поздравления ветеранов.
первой и второй мировых войн. Знакомство сПросмотр
кинофильмов,
конкурсы,
историческими
викторины, беседы о ВОВ.
местами и памятниками города. Изучение
традиций нашей страны, истории Армии и
Флота, событий Великой Отечественной
войны,
Герои войны – наши земляки. Знакомство сЭкскурсия к памятным местам. Поздравления
историей нашего города во время ВОВ,ветеранов. Просмотр кинофильмов, конкурсы,
памятники города.
викторины,
беседы о ВОВ.

Календарно-тематическое планирование занятий
№п/п Тема учебного занятия

Количество
часов

1

Вводное занятие. Патриот и гражданин

1

2

Россия - Родина моя. Символы государства.

1

3

Экскурс в историю России

1

4

Государственные праздники России. Когда мы едины, мы непобедимы!

1

5

Родной край – частица России. Символика края

1

6

Имена, которыми мы гордимся

1

7

История семьи в истории страны.

1

8

«Нет в России семьи такой, где б не был памятен
свой герой…»
Отечественные фильмы о войне

1

9

1

12

Музыкальные произведения о войне. Писатели о Родине, о войне, о1
героях… Памятники истории вокруг нас.
История Вооружѐнных сил РФ. Виды и рода войск в России. Военная1
техника
Великие полководцы.
1

13

Великая забытая война. Вторая мировая война.

1

14

Великие сражения ВОВ

1

15

Блокада Ленинграда. Фашистские концентрационные лагеря

1

16

Пионеры герои ВОВ. Герои Великой Отечественной войны

1

17

Участие в акции «Бессмертный полк»

1

10
11

Информационно–методический ресурс реализации программы складывается из:
- учебно-методической литературы, дополнительной литературы, видеофильмов;
- электронные ресурсы.

Литература, использованная для разработки программы
1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных

школах РФ. М., 1991.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
12

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная

деятельность. Проблемно-ценностное общение – М.: 2011.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России, авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Москва «Просвещение»,
2011г.
5. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания

учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И.Никулина,
Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
6. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации

обучающихся / Сост. Е.С.Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011.
7. Примерные

программы внеурочной деятельности (начальное и
образование)» под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение», 2011.
18. Щекотихин

основное

Е.Е. Орловская битва (2 книги). – Орел, 2007.

Информационные ресурсы
1. http://militera.lib.ru/memo/index.html
2. https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina
3. https://www.booksite.ru/war1941-1945/index0.html
4. https://xn-----7kcekcibxet6aheb3akdc1ae1a1a.turbopages.org/xn--d1aiocbjt.xn--

80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/h/novosti/206833
5. https://bankgorodov.ru/region/sverdlovskaya/famous/2

13

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».