РП_ВД_От математики к финансовой грамотности_2-3 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
во 2-3 классе «От математики к финансовой грамотности»

1. Результаты курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности « От математики к финансовой грамотности»
(общеинтеллектуальное направление) для 2 - 3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основе программы куса внеурочной деятельности «От математики к финансовой грамотности» лежит методическая
концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших
школьников приѐмов умственной деятельности. Формирование основных мыслительных операций позволяет включить
интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности,
прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие восприятия,
внимания, памяти, эмоций и речи ребѐнка, именно эти качества являются основой успешной учебной деятельности
ребенка.
Полученные детьми знания при изучении тем в разделе «Экономическая игротека» позволят уже в начальных классах
включиться детям в экономическую жизнь школы, семьи, а при обучении в средних и старших классах осваивать
сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.
Актуальность проведения внеурочных занятий по математике и финансовой грамотности определяется рядом факторов
практического характера:


ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, развитие интеллектуальных
возможностей учащихся;



создание условий для повышения мотивации к обучению математики;



обучение рациональным приѐмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в
аналогичные, так и в изменѐнные условия;



общение учителя и ученика;



занятость ученика во внеурочное время.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и
явлений, делать выводы, умозаключения, обобщения. Богатство используемых в факультативном курсе исторических
материалов, их достоверность и разнообразие делает учебно - методический комплект научно значимым. Вводимые термины
направлены на осознание их, а не на заучивание.

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения «Экономической игротеки», овладение экономическими
категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребѐнку необходимо прилагать некоторые усилия.
Занятия по программе курса обеспечивают формирование предметных, метапредметных и личностных УУД. В результате
проведения внеурочных занятий предполагается усвоение основных базовых знаний по математике и экономической
грамотности, качественный рост интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способностей к свободному
формулированию и изложению своих мыслей, уверенное овладение навыками логического мышления.
Личностные результаты
У обучающихся будут формироваться:


внутренняя позиция школьника;



личностная мотивация учебной деятельности;



ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:


определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно;



проговаривать последовательность действий, учиться работать по плану;



учиться высказывать своѐ предположение на основе иллюстрации или проделанной работы;



учиться делать выводы;



учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности и товарищей.
Познавательные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:


ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного материала;



делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, находить ответы на вопросы;



перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты, понятия;



преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические задачи, находить и
формулировать их решение на основе математических моделей.

Коммуникативные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:


учиться слушать и понимать речь других, грамотно доносить свою позицию до слушателя, уважительно относиться к
чужому мнению;

Предметные результаты
Обучающиеся научатся:


использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;



овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической
речи, измерения, пересчѐта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения
алгоритмов;



приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;



умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать
текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;



приобретение первоначальных представлений о компьютерной и экономической грамотности.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Цель курса – целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приѐмов умственной
деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, выделения существенных признаков и
закономерностей; формирование экономического.
Задачи курса:


дать доступное, ясное и системное представление о деятельности мышления, научить способам мыслительной
деятельности;



формирование учебной мотивации и математических знаний, универсальных учебных действий;



формирование основ экономических знаний; объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических
связей, складывающихся в непосредственном окружении детей (в семье, в городе, в стране), мотивов и ограничений
экономической деятельности людей, основных экономических принципов и законов; развитие любознательности,
эмоционально – познавательного начала в процессе овладения азами математики;



воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного межличностного общения в
группе; учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы
и умозаключения, применять свои знания на практике;

Задания подбираются в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возрастных
особенностей, почти всегда носят занимательный характер, требуют от ученика умения применять знакомые ему
мыслительные операции, поэтому привлекают даже тех, кто не любит математику.

Раздел «Мир занимательных задач».
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным
составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

«Геометрическая мозаика».
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения.. Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место
заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в
фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
В начале каждого занятия проводится разминка «Подумаем вместе», что позволяет ребѐнку сразу непринуждѐнно
включиться в процесс работы.
Раздел «Экономическая игротека». Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав
семьи. Дом, в котором мы живѐм, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всѐ имущество, принадлежащее семье и еѐ членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость,
экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Труд — это полезная деятельность людей. Безделье,
праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных
профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Потребности — это всѐ то,
что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности.
Если бы люди делали всѐ сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими
руками. Как появились ремѐсла — умения людей изготавливать различные вещи.
У всякого товара есть цена.
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар
приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чѐм может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер
сдачи.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.
Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ,
подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые
рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости
для удовлетворения потребностей семьи или еѐ членов.
Занятия из этого раздела ориентированы на подготовку школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических
условиях. На занятиях детям объясняются доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи,
основные экономические принципы и законы.
Почти каждое занятие содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой
характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического
использования всей гаммы методов, форм и приемов развивающего обучения.
Методы, формы и приёмы работы.
При проведении занятий используются следующие разнообразные методы, формы и приемы учебно-воспитательной
работы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные (создание проблемной ситуации) и
частично – поисковые методы, методы самостоятельной работы, работы в парах, а также урок-путешествие, урок-игра,
урок-практикум.
Основными видами деятельности учащихся являются: решение занимательных задач, самостоятельная, творческая и
научно-исследовательская работа; работа индивидуальная, в парах и в группах.
В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы. На
занятиях обучающую роль наравне с учителем играют высказывания детей. Весь материал этого курса вводится в
игровой форме, непринуждѐнно, не давая каких-либо формальных определений, что оказывает благотворное влияние на
личностно – мотивационную сферу.
Режим работы: занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю.
Курс рассчитан на 2 года обучения (2 класс-17 часов, 3 класс – 17 часов)).

3.Тематическое планирование.
2 класс
№п/п Тема
Количество часов
1
Вводное занятие. Путешествие в страну
1
«Математики и финансовой грамотности»
грамотности».
2
Мир занимательных задач
1
Секреты задач
3
Задачи, связанные с величинами.
1

Содержание
Разминка «Подумаем
вместе».Занимательные игры.
Учимся классифицировать.
Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.

4

Что такое семья? Обязанности членов семьи.

1

Моя семья отдыхает. Семья. Богатство,
имущество, доходы семьи.
*Учимся думать. Упражнения, игры,
экономические задачи. Семья —
родственники, живущие вместе и
имеющие общее хозяйство. Состав
семьи. Дом, в котором мы живѐм, —
место для жизни семьи. Важность уюта,
целесообразность порядка.
Хозяйство — всѐ имущество,
принадлежащее семье и еѐ членам.

5

Экономика, хозяйство, управление у нас в
доме.

1

6

Арифметические задачи, требующие особых
приѐмов решения. Учимся искать
закономерности.

1

7

Логические задачи. Задачи на планирование
действий. Учимся делать умозаключения.

1

Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.

8

Путешествие на необитаемый остров.

1

*Учимся думать. Упражнения, игры,

Потребности и возможности. Факторы,
влияющие на формирование потребностей.

экономические задачи.
Потребности — это всѐ то, что требуется
для жизни. Естественные потребности,
характерные для всего живого: в пище,
воде, тепле, безопасности.

9

Кто производит товары и предоставляет нам
услуги?

1

10

Задачи на упорядочивание множеств.

1

11

Путешествие точки.

1

12

Симметрия.

1

13-14

«Путешествие в мир профессий».

1

Труд — это полезная деятельность
людей. Безделье, праздность, леность —
предмет осуждения.

15

Наука экология и еѐ влияние на наши
потребности.

1

16

Урок-практикум «Что мы теперь знаем о
наших потребностях и возможностях?»

1

17

Подводим итоги. Урок-игра
«Занимательный мир математики и
экономической грамотности»

1

*Учимся думать. Упражнения, игры,
экономические задачи. Потребности —
это всѐ то, что требуется для жизни.
Естественные потребности, характерные
для всего живого: в пище, воде, тепле,
безопасности.
Урок- путешествие по изученному
материалу. Групповая форма работы.

Итого

17ч

Последовательность шагов (алгоритм)
решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Учимся делать
умозаключения.
Пространственные представления.
Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения
Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько
осей симметрии.

№п/п Тема
1
Вводное занятие. Путешествие в страну
«Математики и финансовой грамотности»
грамотности».
2-3
Мир занимательных задач.
Секреты задач.

3 класс
Количество часов
1

2

4
5

Наука экономика.
«Идѐм» на кондитерскую фабрику.
.

1
1

6

Секреты задач.

1

7

Старинные задачи. Логические задачи.

1

8

Как появляется новая тетрадь?

1

9

«Путешествие рубля». Торговля, деньги,
банк.

1

10

Обмен и специализация. Путешествие в

1

Содержание
Занимательные игры. Ребусы.
Задачи с недостаточными
некорректными данными, с избыточным
составом условия. Последовательность
шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений.
Потребности и возможности.
Производство, конвейер, разделение
труда, брак, упаковка. *Учимся думать.
Упражнения, игры, экономические
задачи.
Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Ресурсы: природные, капитальные,
трудовые.
Деньги — средство для оплаты товаров и
услуг.
Если бы люди делали всѐ сами.

страну натурального хозяйства.

11

Деньги и цена товара.

1

12

Симметрия.

1

13

Части фигуры.

1

14

Геометрическая мозаика.

1

15
16

Свойства товаров: цена и качество.
Реклама как источник информации о
различных товарах и услугах.

1
1

Натуральное хозяйство то, в котором
люди делают все необходимые вещи
своими руками. Как появились ремѐсла
— умения людей изготавливать
различные вещи. *Учимся думать.
Упражнения, игры, экономические
задачи.
Деньги — средство для оплаты товаров и
услуг. Цена товара показывает, сколько
денег нужно заплатить, чтобы товар
приобрести. Сдача — это разница между
деньгами, которыми расплатился
покупатель, и ценой купленного товара.
*Учимся думать. Упражнения, игры,
экономические задачи.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в
исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички
Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур.
Деление заданной фигуры на равные по
площади части. Поиск заданных фигур в
фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность
Реклама как источник информации о
различных товарах и услугах. Нужны ли
нам на самом деле те товары, которые

17

Урок-игра «Занимательный мир математики
и экономической грамотности».

Итого

1

17ч

рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная
покупка. Выбор товара в зависимости от
его цены и качества, от его
необходимости для удовлетворения
потребностей семьи или еѐ членов.
*Учимся думать. Упражнения, игры,
экономические задачи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».