РП_ВД_Интеллектика 4 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 4 классе «Интеллектика»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Интеллектика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся
будут сформированы следующие результаты:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
-

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям,
строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической
деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных
умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

4 КЛАСС
Содержание программы развивающих занятий "Интеллектика" можно разделить на несколько разделов:
1.
Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию
психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию
перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию
пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь
перемещать их для получения новых фигур.
2.
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики
способствует развитию гибкости мышления
3.
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов,
формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают
учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
4.
Игры Зака А.З. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два
следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений.
Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,
цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и
дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения
по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать,
распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его
признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих
заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и
активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование
умения давать несложные определения понятиям.
-последовательность
-доступность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Приёмы и методы организации занятий

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- творческий конкурс.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
математикой, информатикой, логикой, русским языком.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портофолио.

3. Тематическое планирование 4 КЛАСС
№ урока

1.
2.
3.
4.

5.

Тема занятия
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Графический диктант (вводный урок)
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи

Кол-во
часов.
1

1
1
1

1

Содержание
Различать главное и существенное на основе
развивающих заданий и упраж-нений, сравнивать
предметы
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать
ситуацию,
устанавли-вать
причинно-следственные связи
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность
распределять внимание

переклю-чать,

6.
7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.

17.
18.

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи
Задания на развитие
памяти (8 часов)

1

Объяснять значение слов и выражений

1

Составлять
загадки, небольшие рас-сказы,
сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Задания
на совершенствование
воображения (8 часов)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

Описывать
то, что было обнаружено с
помощью органов чувств.

1

Составлять и преобразовывать фигуры

1

Объяснять значение слов и выражений.

1

Различать предметы по цвету, форме, размеру.
1

Описывать
то, что было обнаружено с
помощью органов чувств.

1

Демонстрировать
целенаправленное
осмысленное наблюдение
Определять на глаз размеры предмета.

1

и

1

Демонстрировать чувство времени,
расположенности в пространстве

1

Объяснять смысл крылатых и мета-форических
выражений.
Демонстрировать чувство времени, веса,
расположенности
в
пространстве.
Объяснять смысл крылатых и метафо-рических

1

веса,

19.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

20.

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций.
Задания на развитие
логического
мышления (10 часов)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций

1

выражений.
Определять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упраж-нений, путем
логических задач и дидактических игр.
Объяснять закономерности

1

Выделять черты сходства и различия

1

Описывать признаки геометрических фигур

1

Находить
предметов.

1

Узнавать предметы по их признакам.

1

27.

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.

1

28.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек

1

29.

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мысли-тельных операций.

1

Давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками.
Различать главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, сравнивать
предметы.
Выделять
закономерности, завершать схемы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать
ситуацию,
устанав-ливать
причинно-следственные связи.
Составлять
загадки, небольшие расска-зы,
сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать
то, что было обнаружено с
помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса,
расположенности в пространстве

21.
22.
23.

24.

25.
26.

1

и

выделять

признаки

разных

30.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

31.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

32.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

33.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец
учебного года

1

34.

Итого

1

34

Определять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упраж-нений, путем
логических задач и прове-дения дидактических
игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных
предметов.
Узнавать предметы по их признакам.
Давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками.
Давать несложные определения понятиям.
Определять на глаз размеры предмета.
Давать несложные определения понятиям.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса,
расположенности в пространстве


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».