РП_ВД_Волшебный узелок_3 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
в 3 классе «Волшебный узелок»

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Образовательная программа «Волшебный узелок» ( Макраме) предназначена для внеурочной деятельности младших
школьников. Декоративно-прикладное искусство - творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций,
является одним из проявлений национальной культуры. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось
важным и нужным делом. В наше время, когда в обществе сильны тенденции к интеграции и стиранию межнациональных
различий, всё больше ценится сильная личность с креативным мышлением, наметился новый виток в развитии различных
видов декоративно-прикладного искусства. Узелковое плетение из ниток, веревок или шнуров – один из древнейших видов
рукоделия, которое сегодня вновь стало актуальным. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания
детьми фундаментальных человеческих потребностей. Простор для увлекательного творчества здесь неограничен, а техника
исполнения доступна каждому трудолюбивому и внимательному человеку. Особенностью данной программы является то,
что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного
искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа направлена на формирование у детей

умений и навыков в рукоделии, которые помогут в создании

оригинальных творческих изделий, необходимых для создания уютного интерьера и оригинального костюма, украшенного
элементами узелкового плетения. Работа по плетению совершенствует мелкую моторику рук, оказывает положительное
влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость, развивает эстетический вкус и творческую активность. Содержание деятельности составлено с учетом
индивидуально-психологических и физиологических особенностей детей, в соответствии с их интересами и запросами.
Данную программу отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали.
Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы

появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного
развития обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению

образовательных программ

дополнительного образования утвержденными Министерством образования РФ.
Цель программы «Волшебный узелок» (Макраме) - создание оптимальных условий для реализации

потенциала

младших школьников, развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью
личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого
отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
Задачи программы:

-приобщить детей к одному из видов художественно-эстетической деятельности – рукоделию как разновидности
декоративно-прикладного творчества, имеющему многовековое развитие в мире искусства, основанном на гармонии и
красоте;
-расширить знания обучающихся о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с
богатством исторического и культурного наследия народного творчества, дать знания о народных промыслах;
-научить художественному узелковому плетению- макраме;
-обогащать словарный запас специальными терминами;
-развивать художественные и творческие способности детей, вырабатывая индивидуальный, личный стиль;

-выработать у детей навыки и умения работы с различными материалами и инструментами, соблюдая правила

по

технике безопасности при работе;
-повысить общую культуру, давая возможность самовыражения и саморазвития;
-воспитать стремление к активному участию в украшении собственного быта и одежды;
-воспитывать культуру поведения;
-формировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами;
-развивать трудолюбие, аккуратность в создании изделий, самостоятельность и инициативность.
Работая в технике макраме, учащиеся овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности умениями
работать по правилу и по образцу, слушать одноклассника и работать с ним, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
Формируются:
Личностные УУД: Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность
радоваться своим успехам и успехам одноклассников. Развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: Осуществление пошагового контроля по результату;
Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения; Адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные УУД: Соблюдение правил по технике безопасности при работе с клеем, с ножницами. Расширение
представлений детей о новых

приёмах бумажной пластики и использование их при создании новых форм.

Занятия проходят с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

-учет сложившегося социального опыта ребенка, индивидуальных особенностей и возможности физиологического
здоровья;
-безусловное принятие ребенка как личности;
-опора на зону актуального развития;
-учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
-ориентация на паритетные отношения;
-создание ситуации успеха.
Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний, умений, навыков, полученных учащимися
на занятиях, а также учитывает степень развития гибкости и подвижности пальцев обучающихся при выборе размеров работ
и вида по каждой теме.
Обучение по каждой теме начинается с изготовления образцов узлов и техник, применяемых при выполнении работ, а
также даются исторические сведения и графическое обозначение необходимых элементов. Выполнение пробных элементов
позволяет детям приобрести необходимое умение для работы и применить теоретические сведения на практике.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятий, в краткой доступной форме. Его можно преподнести в форме
рассказа-информации, беседы или спровоцированной дискуссии, где педагог выступает в роли ответчика, а дети задают
вопросы, стимулированные их личными соображениями и размышлениями на базе наглядного материала. Наглядный
материал может демонстрироваться до объяснения либо одновременно с ним.
Основная цель показа готовых изделий научить детей правильно использовать их в работе. С помощью показа готовых
изделий, педагог стремиться вызвать у детей желание сделать аналогичное - на начальном этапе обучения. На последующих
этапах предполагается, что у детей на базе наглядности должно возникнуть желание творить самому, изменять и
усовершенствовать изделия. В процессе работы у детей развивается художественный вкус и творческая инициатива.

Планируемые результаты и формы их оценки.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе . Кроме
того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Предметные:
-рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
-распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических
процессах;
-владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической информации;
-применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и
осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.
-планирование технологического процесса и процесса труда;
-подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
-проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектирования объектов труда;
-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии.
Метапредметные:
-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;
-соблюдение норм и правил культуры труда;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Личностные:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-самооценка умственных и физических способностей;
-осознание необходимости общественного полезного труда;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного
искусства;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому
труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности

реализовывать

творческий

потенциал

в

собственной

художественно-творческой

деятельности,

осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-пользоваться

средствами

выразительности

языка

декоративно

–

прикладного

искусства,

художественного

конструирования в собственной художественно - творческой;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать

и

выстраивать

оптимальную

технологическую

последовательность

реализации

собственного

или

предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно –
прикладном творчестве.
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и
взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое,
аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное
восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися
организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые
помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в
группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Режим и место проведения занятий: реализация программы будет проводиться в теоретическиих и практических
занятий, согласно составленному расписанию, 1раз в неделю. Занятия будут проводиться в коллективной, групповой,
индивидуальной форме. Место проведения занятий - классный кабинет.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа внеурочного курса «Волшебный узелок» рассчитана на четыре года обучения, 1 раз в неделю по 40 минут.
Программа реализует межпредметные связи с изобразительным искусством.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
Первый год обучения.
Азбука макраме. Азы.
Теория: Техника безопасности. Организация рабочего места. Первичная диагностика. Беседа об истории макраме.
Материалы для плетения. Вспомогательные материалы. Приспособления для плетения. Беседа «Какие бывают узлы».
Подготовка материала к работе: нарезка, закрепление кончиков нитей, Крепление нитей. Простая навеска. Узел «через
руку». Левый одинарный плоский узел (ЛПУ). Правый одинарный плоский узел (ППУ). Петельный узел. Двойной плоский
узел (ДПУ). Узел «горизонт». Узел «капуцин». Репсовый узел. Вертикальный репсовый узел. Горизонтальный репсовый
узел. Цепочки узлов. «Змейка». «Пико». Обозначение узлов на схеме.
Практика: Выполнение брелков на основе ЛПУ, ДПУ, ППУ, капуцина, горизонта. Брелок «человек». Брелок
«кисточка». Брошь «Стрекоза». Браслет с бусинами на основе ДПУ. Тесьма на основе репсового узла. Исследование
образцов нитей, образцов изделий. Зарисовка схем и обозначений узлов. Выполнение работы по счёту. Анализ образца
плетения. Ознакомление с альбомом идей.
Альтернативные работы: Панно из одного узла. Брошь «кометка».Пояс с бусинами. Веточка из бумажного шпагата.
«Ракушка с жемчужиной».
Грамматика макраме.
Теория: Композиция узлов. Приёмы расширения полотна. Свойства узелкового полотна. Расчёт длины и количества
нитей для изделия. Окрашивание нитей и закрепление цвета. Выполнение плоского полотна заданной формы: «Стрела»,
«Зигзаг». Приём «кокиль». Сетка ажурная и сетка - полотнянка. Узор «решётка». Спиральное полотно. Диагностическое
занятие по итогам 1-го полугодия. Приёмы выведения избыточных нитей. Обработка края изделия. Узел «фриволите».

«Фиговый» узел. Применение фурнитуры в макраме. Оплетение кольца. Понятие о сувенире. История создания сувенира.
Сувенир в повседневной жизни. Изделия макраме в современном интерьере. Сочетание узлов и их применение для
выполнения полотна заданной формы.
Практика: Брелок «черепаха», панно простое, кашпо простое, брелок с кольцом, объёмный цветок «колокольчик»/
«лилия»/ «нарцисс», закладка. Исследование образцов нитей, образцов изделий. Зарисовка схем и обозначений узлов.
Выполнение работы по счёту. Анализ образца плетения. Выполнение работы по схеме.
Альтернативные работы: Круглое панно из джутового шпагата с аппликацией из сшивных цветов и цельных листьев,
выполненных репсовым узлом. Новогодняя подвеска на основе спирали. Новогодняя подвеска «звёздочка с бусиной».
Мини-панно с колокольчиками. Сувенир «совёнок». Сувенир «гном». Сумки-сетки.
Техника «кавандоли».
Теория: История появления техники «Кавандоли».

Узелковое письмо как прототип письменности. Принципы

выполнения двухцветного полотна репсовыми узлами. Показ готовых работ и образцов выполнения.
Свойства готового полотна. Тенденции развития и область применения данной техники. Свойства исходного материала
и их влияние на качество готового полотна. Эскиз для работы в данной технике. Составление схемы на 10 нитей основы.
Применение ПК для составления схемы плетения.
Проведение расчёта нитей по образцу и по схеме. Подготовка материала к работе. Порядок работы по схеме. Цвета,
применяемые в технике «Кавандоли». Характеристика восприятия формы и цвета. Методы исследования социального заказа
(интервью с представителем возрастной группы, изучение предложения магазинов, изучение каталогов одежды и
аксессуаров). Учёт свойств материала в работе. Проработка схемы узора в зависимости от свойств применяемых
материалов. Подготовка материала с учётом его свойств и концепции изделия. Расчет длины нитей. Приёмы начала работы.

Приемы укорачивания нитей. Добавление нитей в различных местах полотна. Обработка изнаночной стороны при
добавлении нитей. Приёмы окончания работы: «Бахрома», подбор в кисть, отделка бусинами или другой фурнитурой,
«чистый край», «утолщённый нижний край». Работа по схеме и концепции. Приёмы исправления недостатков в работе и
материале. Приёмы контроля качества выполняемого полотна. Приёмы включения техники «Кавандоли» в работу,
выполняемую традиционным макраме. Составление схемы с неравномерным распределением вертикальных и
горизонтальных репсовых узлов. Способы определения диаметра нитей. Расчет длины и количества нитей. Особенности
выполнения узора по схеме с крупным цветовым пятном. Способы окончания работы в зависимости от функционального
назначения.
Практика: Выполнение образцов плетения двухцветного полотна репсовыми узлами из нитей 3-4мм, из нитей разного
диаметра-2мм и 4мм. Выбор (создание ) эскиза буквы, символа 10*10. Выполнение образца по схеме в ч\б варианте.
Составление описания будущей работы по физико-механическим свойствам, функциональному назначению, цветовому
решению, по габаритам. Исследование свойств материала: на разрыв, на эластичность, на сохранение цвета и диаметра, на
горение. Подготовка материала к работе. Составление рабочей схемы. Выполнение образцов различного зачина, окончания
работы. Начало работы над закладкой с узором «шахматка» (или с другим чередующимся узором) или чехлом. Выполнение
полотна постоянной плотности с равномерным чередованием вертикальных и горизонтальных репсовых узлов по заданному
размеру (закладка с узором «шахматка» (или с другим чередующимся узором) или чехол). Выполнение работы от элемента
в традиционной технике с крупным цветовым пятном и её завершение элементами традиционного макраме- кулоны
«валентинка» или «знак зодиака».
Альтернативные работы: Шапочка (юбочка) для «барби». Брелок «буква». Браслет с именем. Вымпел с именем
(инициалами).
Безузелковая техника.

Теория: История и назначение безузелковой техники. Область распространения. Материалы, применяемые для этой
техники. Особенности работы в этой технике. Тесьма из одной нити. Плетение косички на 4-х нитях. Сетка «перевити».
Косичка на 6-ти нитях. Косичка на 8-ми нитях. Сдвоенная косичка на 7-ми нитях. Косичка-цепочка из 5-ти нитей. Шахматка
из косичек. Соединение косичек. Двухцветные косички. Косички «хамелеон». Французская косичка. Диагональное
плетение.
Практика: Образцы косичек, образец сетки, кайма из косичек. Работа со схемой соединения косичек. Выполнение
плетения по описанию. Сравнение образцов плетения по физико-механическим свойствам.
Альтернативные работы: Брелки на основе косичек. Плетёные человечки.
Сочетание техник узелкового и безузелкового плетения.
Теория: Составление узора на основе традиционного макраме с элементами безузелкового плетения. Составление узора
на основе безузелкового плетения со связующими элементами традиционного макраме. Расчёт нитей для каждого вида
узора. Выбор нитей, выбор и составление узора для оплетения стеклянного сосуда. Расчёт нитей в зависимости от формы и
размера сосуда. Учёт функционального назначения сосуда при оплетении. Итоговая диагностика. Анализ выполненных
работ. Рекомендации для дальнейшего обучения макраме.
Практика: Оплетение сосуда согласно расчётам и узору. Исследование свойств нитей и образцов плетений. Подготовка
эскизов работы. Оформление работ к выставке.
Альтернативные работы: Кайма для швейного изделия (салфетки, полотенце)
Второй год обучения.
Азы макраме.

Теория: Вводная беседа. Особенности организации работы на втором году обучения. Вопросы техники безопасности.
Входная диагностика. Беседа «Понятие цвета. Цветовые сочетания. Цветовой круг». Назначение цветных изделий макраме.
Двухцветная «змейка». Двойная петельная цепочка. Утолщённая петельная цепочка. Ажурная петельная цепочка. Цветные
плоские цепочки ДПУ. Цепочка со сменой нитей. Двухцветная цепочка со сменой нитей. Ажурная цепочка из двойных
колец. Цепочки с узловым пико. Узел «восьмёрка». Вариации узла «капуцин». Мережки. Вариации ДПУ (1-3-1, 2-6-2, и
т.п.). Двух - трёхцветные цепочки на основе узла «фриволите».

«Кокиль» на свободных нитях. Японские узелки-

«фурошики». Японская техника связывания «шибару». Коронные узлы. «Лотос». «Венок». Турецкий узел. Выполнение
декоративных шнуров из плоских нитей. Узлы «Жозефина», «минутка», «Геркулесов». Узел Геракла. Узел «близнецы».
Практика: Плетение круглого и квадратного шнура. Брелки из пластиковых ленточек\трубочек.
Альтернативные работы: Выполнение «фурошики» из куска ткани. Шибару коробки.
Грамматика макраме.
Теория:

Фестоны: «пико», двойное «пико» и \ или тройное «пико». Двухцветное плетение. Двухцветные узоры.

Разработка цветовой гаммы изделия. Плетение в кольце. Варианты начала работы по кругу. Выбор узора. Приёмы
расширения круглого полотна. Оформление нижнего края изделия. Приёмы расширения круглого полотна. Декоративные
приёмы оформления готового изделия. Трёхцветное плетение. Вариант «кавандоли» трёхцветный.
Разбор вариантов плоского и объёмного решения панно. Использование контрастных приёмов: чередование гладкого и
объёмного, плотного и ажурного. Плетение с фурнитурой. Ажурные узоры. Шахматка на уголок. Шахматка от уголка. Ромб
с перевитыми нитями. Ромб с заполненной серединой.

Узор «паутинка».

Закрепление фурнитуры сложной формы.

Приёмы укорачивания нитей. Диагностика по итогам 1 полугодия. Новогодняя тематика и её воплощение в технике
макраме.

Практика:Декоративное панно с фестонами. Двухцветный пояс. Выполнение декоративной гобеленовой салфетки.
Панно «колокольчик». Приём «Ловушка». Новогодняя открытка. Новогодняя композиция. Подарки-сюрпризы. Зарисовка
схем изделий. Зарисовка нескольких вариантов схем, содержащих новые узлы, узоры или приёмы. Маленькая круглая
салфетка.
Альтернативные работы: Елочные игрушки. Ёлочка объёмная из спирального полотна. Обложка для ежедневника.
Панно в круге. Кашпо из переплётных узлов.
Сочетание традиционной техники и «Кавандоли».
Теория: Ромбы со свободными нитями. Составление и плетение узора в технике «Кавандоли». Расчёт дополнительных
нитей, необходимых для выполнения орнаментированной вставки. Приёмы введения и выведения нитей в работе, с основой,
выполненной в технике традиционного макраме.
Практика: Панно «Роза».
Альтернативные работы: Сумочка со знаком Зодиака.
Японская техника безузелкового плетения «кумихимо».
Теория: Цветовые сочетания в кумихимо. Приспособления для плетения шнура. Математика кумихимо. Арифметика
красивого плетения. Варианты плетения. Изделия, выполняемые в данной технике. О работе Мастеров кумихимо.
Подготовка нитей к плетению. Символика цветов, применяемых в кумихимо.
Практика: выполнение круглого шнура из х\б или шёлковых нитей.
Альтернативные работы: Выполнение шнура на прямоугольном станке.

Техника гобеленового плетения (простая).
Теория: Возможности бумажного шпагата, пеньковой верёвки, полиэтилена. Объёмное плетение. Рельефное плетение.
Вплетение ворса. Декорирование. Изготовление выкройки изделий. Выполнение эскиза. Хаотичное переплетение.
Изготовление наброска. Основа гобелена. Плетение простое репсовое. Вариация простого репсового плетения. Увеличение \
уменьшение плетения. Способы закрепления гобелена. Способы крепления деталей на панно. Оформление изделия. Беседа
«От идеи к созданию панно с сюжетом».
Практика: Панно «Маки».
Альтернативные работы: Панно «Морская».
8. Креатив. Идеи.
Теория: Новые тенденции в макраме. Новые материалы и их свойства. Возможности бумажного шпагата в интерьере.
Абажур. Шторы. Полки. Бутылки. Рамки. Панно. Подсвечники. Подведение итогов за год.
Практика: Оформление выставки. Декоративная отделка бутылки. Изучение свойств материала. Изучение последних
тенденций в рукоделии.
Альтернативные работы: Карандашница на основе репсового узла.
Третий год обучения.
Азы макраме. Забытые узлы.
Теория:

Особенности построения программы третьего года обучения. О вопросах физической и психологической

безопасности при выполнении работ на третьем году обучения. Забытые узлы. Устричный узел. Дубовый узел. Водяной

узел. Бабий узел. Узел «простой штык». Тёщин узел. Травяной узел. Прямой узел. Торочный узел на 2-х и на 4-х нитях.
Шахматка – «торочка». Любовный узел. Галстучный узел. Шахматка из любовного узла. Беседочный узел. Коровий узел.
Беседа «Из истории наузов». Узел счастья. Узел «древо жизни».
Практика: Выполнение образцов узлов. Выполнение образцов узоров. Составление компьютерной презентации об
истории плетения наузов. Оформление коробочек, открыток или ёмкостей узлами-символами.
Альтернативные работы: Панно по теме «Забытые узлы». Составление кроссвордов, лото на тему: «Забытые узлы».
Грамматика макраме. Декоративное исполнение.
Теория:

Обозначение на схеме навески, зачина. Декоративная навеска (варианты). Ромб со «штопкой». Фестоны

репсовым узлом. Сетка из тройных плоских узлов. Декоративные кисти.
Практика: Декоративная подвеска для цветов. Чтение схем. Сопоставление названий и обозначений узлов в описаниях
изделий различных авторов. Приёмы работы по схеме. Порядок работы по описанию. Работа с иллюстрациями к изделиям.
Определение применяемых узлов, узоров, способов подготовки нитей и вида вспомогательных материалов по иллюстрации
и готовой работе.
Альтернативные работы: Панно с фестонами и бусинами. Узкая салфетка.
Четвертый год обучения.
Сочетание традиционной двухцветной техники и «Кавандоли».
Теория: Введение дополнительных нитей в двухцветное плетение. Выведение избыточных нитей. Смена направлений
плетения.

Практика: Двухцветная обложка для ежедневника со вставкой в технике «Кавандоли».
Альтернативные работы: Декоративная вставка для сумки из ткани, выполненная сочетанием двухцветного
традиционного плетения и «Кавандоли».
Японская техника макраме «мидзухики». Китайская техника макраме «чжунгоцзе».
Теория: Мидзухики - искусство плетения узлов в Японии. Об материалах, традиционно применяемых для мидзухики.
Назначение мидзухики. Некоторые узлы мидзухики. Узел «морское ушко». Узел «цветок сливы» и его вариации. Узел
«розетка».Отличительные особенности китайских узлов. Основные узлы «чжунгоцзе». О композиции основных узлов
чжунгоцзе. О материалах в чжунгоцзе. Цветовые сочетания, применяемые для китайских узлов. Узел «Мистический». Узел
«удачи». Узел «Свастика». Узел «змеиный». Применение китайских узлов. Разновидности некоторых основных узлов.
Диагностика знаний, умений и навыков по итогам первого полугодия.
Практика: Выполнение узлов по схеме. Приёмы запоминания последовательности выполнения узлов. Сувениры на
основе китайских узлов. Оформление подарочной упаковки узлами мидзухики.

Шнур мидзухики. Шнур на основе

«змеиного» узла.
Альтернативные работы: Колье с узлом «пуговица».
Техника гобеленового плетения (сложная).
Теория:

Саржевое плетение. Беспорядочные петли.

«Сумах». Другие виды переплетения. Приёмы работы по

реализации творческого замысла. Способы закрепления основы сверху/снизу. Лицевое плетение узора. Плетение «сумах» 34. Плетение на подъём/на уменьшение. Способы создания эффекта бахромы в гобеленовом плетении. Беседа «Немного о
гобеленовом плетении в наши дни».

Практика: Изготовление эскиза в натуральную величину. Выполнение образцов плетений из бумаги, из шерстяных
нитей, из нитей сложной фактуры. Панно «птички».
Альтернативные работы: Панно «Рыбки». Панно по эскизу учащихся.
Креатив. Идеи.
Теория: Макраме в современном интерьере. Творческие разработки. Этапы творческой работы. Выбор материала для
исполнения идеи. Разработка объёмных фигур на основе плоских. Связь макраме и экологии.
Практика:

Работа с литературой, содержащей дизайнерские идеи по работе со шпагатом, шнуром, бечёвкой.

Разработка сувенира к празднику. Сувенир на основе работы с джутовым шпагатом.
Альтернативные работы: Оформление фоторамки или сосуда джутовым шпагатом.
Работа над творческим проектом.
Теория: Ознакомление с методом проекта. Социальный заказ. Изучение рынка. Изучение конкурентных предложений.
Исследование материалов. Зрительные иллюзии. Основы композиции. Создание изделия на основе творческого замысла.
Составление описания технологии изготовления изделия. Исследование экономической эффективности проекта. Анализ
выполненной

работы.

Реклама

и

рекламные

стратегии.

Виды

рекламы.

Приёмы

эффективной

презентации.

Аргументирование и комментирование. Оценка результативности обучения.
Практика: Творческий проект. Изделие на основе творческого замысла. Публичное представление выполненной
работы.
Альтернативные работы: Выставочные работы.

3.Тематическое планирование.
1 класс
№ п\п

Тема занятия

Количество
часов
1

Содержание занятия

1.

Азбука макраме. Азы.

2.

Беседа «Какие бывают узлы».

1

3-4.

Грамматика макраме.

2

5-6.

Техника «Кавандоли».

2

7-8.

Безузелковая техника.

2

9-10.

Сочетание техник узелкового и
безузелкового плетения.

2

11-12.

Брелок «человек».

2

составление рабочей схемы

13-14.

Брелок «кисточка».

2

создание изделия на основе творческого замысла

15-16.

Браслет с бусинами на основе ДПУ.

2

17-18.

Брошь «кометка».

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия

расширить знания обучающихся о народном и современном
декоративно-прикладном искусстве, познакомить с богатством
исторического и культурного наследия народного творчества,
дать знания о народных промыслах
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
определение применяемых узлов, узоров, способов подготовки
нитей и вида вспомогательных материалов по иллюстрации и
готовой работе
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах

19-20.

Брелок «черепаха».

2

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
составление рабочей схемы

21-22.

Сувенир «совёнок».

2

23-24.

Брелок «буква».

2

25-26.

Плетёные человечки.

2

27-28.

Браслет с именем.

2

29-30.

Брелки на основе косичек.

2

31-32.

Шапочка (юбочка) для «барби».

2

33.

Кайма для швейного изделия (салфетки,
полотенце)

1

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

итого

34

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
публичное представление выполненной работы

2 класс
№ п/п
1.

Тема занятий
Азы макраме.

Кол-во часов

Содержание

1

расширить знания обучающихся о народном и современном
декоративно-прикладном искусстве, познакомить с богатством
исторического и культурного наследия народного творчества,
дать знания о народных промыслах

2.

Грамматика макраме.

1

3-4.

Сочетание традиционной техники и
«Кавандоли».

2

5-6.

Японская техника безузелкового
плетения «кумихимо».

2

7-8.

Техника гобеленового плетения
(простая)

2

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах

9-10.

Креатив. Идеи.

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
составление рабочей схемы

11-12. Плетение круглого и квадратного
шнура.
13-14. Брелки из пластиковых
ленточек\трубочек.
15-16. Выполнение «фурошики» из куска
ткани.
17-18. Шибару коробки.
19-20. Декоративное панно с фестонами.

2

21-22. Двухцветный пояс.

2

23-24. Выполнение декоративной гобеленовой
салфетки.
26-26. Панно «Роза».
27-28. Кашпо из переплётных узлов.
29-30. Панно «Морская».
31-32. Панно «Маки».

2

2
2
2
2

2
2
2
2

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия

создание изделия на основе творческого замысла
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
создание изделия на основе творческого замысла
составление рабочей схемы
создание изделия на основе творческого замысла
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике

33.
34.

безопасности при работе
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
публичное представление выполненной работы

Карандашница на основе репсового
узла.
Итоговое занятие. Выставка работ.
ИТОГО

34 ч
3 класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание

1.

Азы макраме. Забытые узлы.

1

расширить знания обучающихся о народном и современном
декоративно-прикладном искусстве, познакомить с богатством
исторического и культурного наследия народного творчества,
дать знания о народных промыслах

2.

Грамматика макраме. Декоративное
исполнение.

1

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах

3-4.

Сочетание традиционной двухцветной
техники и «Кавандоли».

2

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах

5-6.

Японская техника макраме
«мидзухики».Китайская техника
макраме «чжунгоцзе».

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе

7-8.

Техника гобеленового плетения
(сложная).

2

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия

9-10.

Креатив. Идеи.

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
создание изделия на основе творческого замысла

11-12. Работа над творческим проектом.

2

13-14. Оформление коробочек, открыток или
ёмкостей узлами-символами.
15-16. Панно по теме «Забытые узлы».

2

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
составление рабочей схемы
создание изделия на основе творческого замысла

17-18. Декоративная навеска.
19-20. Ромб со «штопкой».

2
2

21-22. Составление кроссвордов, лото на тему:
«Забытые узлы».

2

23-24. Сетка из тройных плоских узлов.

2

25-26. Декоративные кисти.

2

27-28. Декоративная подвеска для цветов.
29-30. Панно с фестонами и бусинами.

2
2

31-32. Узкая салфетка.
33.
Обложка для ежедневника.
34.
Итоговое занятие. Выставка работ.
ИТОГО

2
1
1
34 ч

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
создание изделия на основе творческого замысла
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
составление рабочей схемы
создание изделия на основе творческого замысла
публичное представление выполненной работы

4 класс
№ п/п
1.

2.

Тема занятий
Азы макраме.

Грамматика макраме.

Кол-во часов

Содержание

1

расширить знания обучающихся о народном и современном
декоративно-прикладном искусстве, познакомить с богатством
исторического и культурного наследия народного творчества,
дать знания о народных промыслах

1

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и

3-4.
5-6.

7-8.

9-10.

Двухцветная обложка для ежедневника
со вставкой в технике «Кавандоли».
Декоративная вставка для сумки из
ткани, выполненная сочетанием
двухцветного традиционного плетения и
«Кавандоли».
Мидзухики - искусство плетения узлов в
Японии.

2

оборудования, применяемого в технологических процессах
составление рабочей схемы

2

создание изделия на основе творческого замысла

2

Сувениры на основе китайских узлов.

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
создание изделия на основе творческого замысла
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
составление рабочей схемы
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах
выработать у детей навыки и умения работы с различными
материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе;

11-12. Оформление подарочной упаковки
узлами мидзухики.
13-14. Шнур на основе «змеиного» узла.
15-16. Колье с узлом «пуговица».

2

17-18. Панно «Птички».
19-20. Панно «Рыбки».

2
2

21-22. Панно по эскизу учащихся.

2

23-24. Макраме в современном интерьере.
Творческие разработки.

2

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;

25-26. Сувенир на основе работы с джутовым
шпагатом.
27-28. Оформление фоторамки или сосуда
джутовым шпагатом.
29-30. Декоративная подвеска для цветов.

2

создание изделия на основе творческого замысла

2

создание изделия на основе творческого замысла

2

выработать у детей навыки и умения работы с различными

2
2

31-32. Новые тенденции в макраме.
Творческие разработки.
33.
Творческий проект.
34.
Итоговое занятие. Выставка работ.
ИТОГО

2
1
1
34 ч

материалами и инструментами, соблюдая правила по технике
безопасности при работе
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия
составление рабочей схемы
публичное представление выполненной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».