Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56) ИНН 6602003095 КПП 667701001 ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782 тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru Приложение к основной образовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности начального общего образования в 3 классе «В мире информатики» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «В мире информатики» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса; критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные Познавательные начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; сбор информации; обработка информации (с помощью ИКТ); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приѐмы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез; сравнение; классификация по заданным критериям; установление аналогий; построение рассуждения. Регулятивные начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные В результате изучения учащиеся должны знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; для чего нужны основные устройства компьютера; что такое полное имя файла; уметь: пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними; выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; создавать папки удалять файлы и папки; копировать файлы и папки; перемещать файлы и папки создавать рисунки в графическом редакторе Paint; сохранять созданный проект и вносить в него изменения. набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв. вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию. искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем; искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем. В результате реализации программы курса «В мире информатики», обучающиеся получат возможность научиться: - активно использовать средства информационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач (давать понятие «компьютер», знать его устройство, предназначение, работать с текстами, обрабатывать их, в том числе и с помощью компьютера). - использовать помощников человека при счете (компьютер). - владеть различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации, вводить текст с помощью клавиатуры. - работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета отнесения к известным понятиям. - называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память), приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации, запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования). - работать на компьютере, создавать документы, презентации, видеофильмы, участвовать в телекоммуникационных проектах. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин. Задачами курса являются: формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления; формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации; овладение начальными приемами и способами информационной деятельности; формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач. 2 КЛАСС Программное содержание включает в себя несколько разделов Первый раздел. Введение Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера. Второй раздел. Знакомство с компьютером Роль компьютера в жизни человека.Основные устройства компьютера.Управляем мышью.Наш помощник клавиатура.Знакомство с операционной системой Практические работы: 1. Работа с компьютерной мышкой; 2. Человек и информация; 3. Виды информации; 4. Источники и приемники информации; 5. Компьютер и его части; 6. Клавиатурный тренажѐр. Творческая работа: «Какие профессии связаны с использованием компьютера» Третий раздел. Кодирование информации - Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах). - Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы. - Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы. - Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит. - Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах). Практические работы: 1. Современные носители информации; 2. Различные виды кодирования информации; 3. Разговорный и компьютерный языки; 4. Текстовая информация; Творческая работа: «Составить генеалогическое дерево своей семьи и закодировать его с помощью английского алфавита». Четвѐртый разделДокумент и способы его создания - Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл. - Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт. - Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст. Практические работы: 1. Клавиатурный тренажѐр; 2. Создание тестового документа; 3. Поиск нужной информации в Интернете; 4. Редактирование и форматирование текста; 5. Рисование в графическом редакторе. Творческая работа: «Рисование в текстовом редакторе» Пятый раздел. Учимся рисовать Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.Разработка и редактирование изображения.Копирование и печать рисунков. Практические работы: Рисование в графическом редакторе Шестой раздел. Знакомство с MS Office PowerPoint Создание и дизайн слайда.Работа над творческим проектом Проектная работа Темы проектов: «Виды информации»; «Какие профессии связаны с использование компьютера»; «Радио и телефон как устройство для передачи информации»; «Носители информации»; «Помощники человека при работе с информацией»; «Интернет в вашей жизни» «Безопасный Интернет» 3 КЛАСС Программное содержание включает в себя несколько разделов: 1. Введение - 2 часа Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера. 2. Знакомство с компьютером – 3 часа Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Виды информации и действия с ней. Компьютер и его основные устройства. Компьютерные программы. Работа с файлами, папками. 3. Компьютерная графика. – 8 часов Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Знакомство с программой Paint: панель инструментов, ввод текста. Программа Paint: рисование кистью, линиями, фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Программа Paint: раскрасим картинку. Проект «Изготовление открытки к празднику» в программе Paint. 4. Учимся создавать текст– 8 часов Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажѐры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажѐров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, о сновной текст. Выравнивание абзацев. 5. Учимся создавать презентацию– 10 часов Знакомство с программой. Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций. Вставка автофигур, рисунков, настройка анимации. Гиперссылки. Создание презентации на заданную тему. Показ презентации. Защита созданной презентации. 6. Интернет – 2 часа Знакомство с Глобальной сетью – Интернет. Освоение Глобальной сети Интернет. Безопасность в сети Интернет. Общение в Интернете. Поисковые системы.. Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов. 7. Итоговое занятие – 1 час Подведение итогов за прошедший год Приѐмы и методы организации занятий В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Формы организации учебной деятельности: - индивидуальная - групповая - выставка -экскурсия - творческий конкурс. Основной вид занятий – практический. Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребѐнку, с учѐтом его возможностей. Описаниеместа программы внеурочной деятельности в учебном плане: Программа рассчитана на 2 года, 68 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. № п/п Тема занятия Компьютер и безопасность. 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10 11-12 13 14 15 Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера. Управляем мышью. Наш помощник клавиатура. Знакомство с операционной системой. Носители информации Кодирование информации Письменные источники информации Документ и его создание Электронный документ и файл 3. Тематическое планирование 2 КЛАСС Количество Содержание часов Введение 1 ч. 1 Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера. Знакомство с компьютером 8 ч. 1 Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Выполнять заданные 1 действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в 2 них действия и завершать работу программ. 2 2 Кодирование информации 4 ч. 1 Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы. 2 Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский 1 алфавиты как основа алфавитного письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование. Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы. Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит. Текстовая и графическая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах). Документ и способы его создания 8 ч. 1 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка 1 16 17-19 20-21 22-23 24-26 27-29 30-31 32-33 34 Поиск документа Создание текстового документа Создание графического документа Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов. Графический редактор Paint. Разработка и редактирование изображения. Графический редактор Paint. Копирование печать рисунков. Создание и дизайн слайда. Работа над творческим проектом Повторение ИТОГО № п/п Тема занятия 1 2 Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера. 3 Демонстрация возможностей текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Учимся рисовать 8 ч. 2 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные 3 операции. 1 3 2 3 Знакомствос MS Office PowerPoint 4 ч. 2 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии. Выполнять итоговую творческую работу, используя 2 освоенные операции. 1 34 Тематическое планирование 3 КЛАСС Количество Содержание часов Введение 1 ч. 1 Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ 1 Знакомство с компьютером – 3 часа 1 Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, 4 5 6 7 8 9 10 11 12 персональных компьютеров. Виды информации и действия с ней. Компьютер и его основные устройства. Компьютерные программы. Работа с файлами, папками. Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Знакомство с программой Paint: панель инструментов, ввод текста. Программа Paint: рисование кистью, линиями, фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Знакомство с программой Paint: панель инструментов, ввод текста. Программа Paint: рисование кистью, линиями, фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Знакомство с программой Paint: панель инструментов, ввод текста. Программа Paint: рисование кистью, линиями, фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Программа Paint: Создание рисунков : «Мой родной край», «Зимние краски», «Поздравительная открытка». Проект «Изготовление открытки к 1 появившихся с изобретением компьютера. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ. 1 Компьютерная графика – 8 часов 1 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные 1 операции. 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 празднику» в программе Paint. Проект «Изготовление открытки к празднику» в программе Paint. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажѐры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажѐров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажѐры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажѐров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор 1 Учимся создавать текст– 8 часов 1 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. 1 1 1 1 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии(перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28 29 30-31 32 шрифта, размера, цвета и начертания символо Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символо Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Знакомство с программой Power Point. Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. Знакомство с программой Power Point. Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций. Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций. Вставка автофигур, рисунков, настройка анимации. Гиперссылки. Создание презентации на заданную тему. Создание презентации на заданную тему. Защита созданной презентации. Знакомство с Глобальной сетью – Интернет. Освоение Глобальной сети Интернет. Безопасность в сети Интернет. 1 1 1 Учимся создавать презентацию – 10 часов 1 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. 1 1 1 2 1 1 2 1 Интернет – 2 часа Познакомиться с Глобальной сетью – Интернет. Усвоить правила безопасности в сети Интернет. 33 Общение в Интернете. Поисковые системы. Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов. Итоговое занятие – 1 час 34 ИТОГО Подведение итогов за прошедший год 34