РП_ВД_Театральные ступеньки_2 класс

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
во 2 классе «Театральные ступеньки»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» направлено на достижение комплекса результатов
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в
соответствии с возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях ее развития. В процессе занятий по
данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты:

Личностные результаты
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования,
драматизации; декламации;
Развитии е этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
У учеников будут сформированы:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества.
Потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
осознание значимости занятий для личного развития.

Предметные результаты
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение
разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);

развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Обучающиеся научатся:
-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-выразительному чтению;
-различать произведения по жанру;
-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-сочинять этюды по сказкам;
-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
-выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
-построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
-придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
-найти оправдание любой позе;
-развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
-рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
-рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
-двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
-построить этюд в паре с любым партнером;
-объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
-поддержать диалог с партнером;
-описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения),уметь дать истолкование этим эмоциям;
-описать собственные эмоции;
-интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
-удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
-запомнить:
свои места в течение 3-4 передвижений;
расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4
сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные -установки типа: «У меня всё получится», «Я
ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;
-проводить сравнение и анализ поведения героя;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по
ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную
тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к

сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно,
включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных
с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную
образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими
основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от
этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их
голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния.
Цель программы:
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением, формирование у ребенка самореализации и самопроявления в общении и в
творчестве.
Задачи программы:
-формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
-развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
-развивать воображение, выразительность речи;
-пополнять словарный запас, образный строй речи;
-формировать способность строить диалог друг с другом;
-знакомить детей с терминологией театрального искусства;
-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
-развитие коммуникативной культуры детей.

Программное содержание включает в себя несколько разделов:
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с
программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Москвы, г.Владимира (презентация)
2 раздел. ( 5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на
заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения,
обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно,
включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно
передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру
поведения в театре.

6 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить
ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе,
таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Формы организации учебной деятельности:
групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа реализует межпредметные связи с
литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством, технологией.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портофолио.

Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях;
детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.

3. Тематическое планирование 2 класс
№ п/п

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие.

1

2

Здравствуй,театр!

1

3

Театральная игра

1

4-5

Репетиция сказки «Теремок».

2

6

В мире пословиц.

1

7

Виды театрального искусства

1

Содержание
Задачи и особенности занятий в театральном кружке,
коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Москвы, Владимира (презентация)
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр:
«Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка».
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами «Объяснялки»

Рассказать детям в доступной форме о видах
театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и силой звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья».
Инсценирование понравившихся диалогов.

8

Правила поведения в театре

1

9-11
12

Кукольный театр.
Театральная азбука.

3
1

13
14-16

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

Инсценирование мультсказок

1
3

17

По книге «Лучшие мультики малышам»
Театральная игра

1

Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на заданную тему
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их
обыгрывание
Викторина по сказкам
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение
ролей, диалоги героев.
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять
их голосом.

18

Основы театральной культуры

1

19-21

Инсценирование народных сказок о животных.
Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.

3

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой,
Э.Успенского

1

23

Театральная игра

1

24-27

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

4

28-29

Культура и техника речи
Инсценирование сказки «Пых»

2

Театр - искусство коллективное, спектакль результат творческого труда многих людей
различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала,
распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Игры на развитие образного мышления, фантазии,
воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы.
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для
губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
30

Ритмопластика

1

30-33

Инсценирование сказок К.И.Чуковского

4

34

Заключительное занятие.

1

Итого

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся
создавать образы животных с помощью выразительных
пластических движений.
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».