Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Фантазёры» Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Фантазёры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но также мотивирующая основа, пробуждающая нравственное начало человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Искусство воспитывает и развивает в человеке творческое начало, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. Поэтому разнообразные тренажёры с тестами и логическими задачками, которые люди проходят, используя компьютеры, меньше тренируют мозг, чем творческий процесс, где задействованы руки. Новизна программы состоит в том, что автором самостоятельно разработаны учебные занятия, содержащие творческий компонент, когда занятия превращаются в творческую мастерскую, где в процессе работы у обучающихся формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия сочетают различные виды практической деятельности, что позволяет детям ближе познакомиться с разнообразными материалами, техниками и приёмами работы. Дети рисуют, смешивая краски, приобретая не только опыт и знания, необходимые для какой-либо профессии, но в первую очередь оказывают развивающий и профилактический эффект. Живопись развивает чувство цвета, позволяет раскрыться эмоционально, избавляет от стресса. Направление и содержание образовательной деятельности на занятиях определяется конечной целью, которая ставится педагогом. Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры и продолжит её развитие. В связи с такой глобальной целью, программа должна реализовываться продолжительное время и обязательно должна учитывать особенности возраста ребёнка. Все занятия разработаны в соответствии с этапами физического развития человека (следуют из гётеанистической идеи развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере педагогики). На изучение курса «Фантазёры» в каждом классе выделяется по 17 ч (1 ч в неделю - одно полугодие). На занятиях учащиеся научатся: - соблюдать правила ТБ; - грамотно смешивать краски; - отличать тёплые и холодные оттенки цвета; - владеть рукой - проводить пластичные прямые и изогнутые линии от руки. - проводить прямые как горизонтальные, так вертикальные и наклонные линии; - фиксировать точку в памяти и проводить дугу вокруг точки от руки; - придумывать и рисовать несложный геометрический орнамент или орнамент плетения для декора в полосе; - фантазировать, воображать, представлять и создавать образы; - работать со множеством пластических и красочных материалов (пластилин, глина, песок, гипс, воск, акварель, гуашь, мел, уголь, сангина, грифельный и цветные карандаши, плоские и круглые кисти, бумага); - и понимать, чувствовать и анализировать ритм линий, пятен, цвета, фактуры в композиции… - пользоваться приемами работы с различной по плотности и фактуре бумагой; - работать как самостоятельно, так и в коллективе; - совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки; - наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования; - воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления; - понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, стека; - выбирать материал и инструменты в соответствии с решаемой практической задачей; - наблюдать и описывать свойства используемых материалов; - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах; - планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль. Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Художественное творчество способствует развитию у детей творческой активности, эмоциональной раскрепощенности, ассоциативной вариативности. Художественное творчество способствует активизации психологических функций головного мозга учащихся, развитие зрительной памяти, образного мышления и устойчивого внимания.