РП_АООП_Человек__8.2_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
(вариант 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Человек »
для обучающихся 1 – 4 классов

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета - формирование представления о себе
самом и ближайшем окружении.
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка
происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира.Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую
очередь со своими роднымии близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Гигиена тела»,
Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Приѐм пищи», «Семья».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает
его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные
недели; во 2 классе - 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели; в 3 классе – 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Интеграция
с другими предметами с учѐтом общих целей изучения курса, определѐнных Федеральным государственным стандартом «Окружающий
социальный мир», «Домоводство».
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них
взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться
помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных
средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и
сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно
следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения
(агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая
свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;
- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при
этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;
- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется
от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных
навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в
целенаправленную;

На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и
конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны
с определенным местом или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие
занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со
сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с
умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации,
которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и
упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как
определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель
должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ,
закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на
фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя:
принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных
ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения
туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
2 класс
Личностные:
- положительно взаимодействовать с близкими взрослыми, выполняет некоторые поручения в семье и в классе.
Предметные:
- сообщать общие сведения о себе (имя, фамилию, возраст, домашний адрес),
- называть основные части тела и лица, могут определить простейшие функции организма,
- сообщать о своем эмоциональном состоянии, о своих желаниях потребностях и интересах,
- пользоваться своими вещами (садиться за свою парту, брать свой портфель, надевать свою одежду),
- называть членов своей семьи (называть по имени, узнавать их по фотографиям),

- знать свою социальную роль в своей семье, выполняют поручения в бытовой ситуации,
- называть некоторые профессии взрослых, близкие к опыту детей: учитель, дворник, уборщица.
3 класс
Личностные:
- продолжают продуктивно взаимодействовать с близкими взрослыми, проявляют самостоятельность при выполнении поручений взрослых в разных
ситуациях.
Предметные:
- называют общие сведения о себе (имя, фамилию, возраст, домашний адрес),
- имеют элементарные представления о своем эмоциональном состоянии, о своих желаниях потребностях и интересах, обобщают свои действия и
состояния словом или другим доступным способом,
- имеют элементарные представления о вещах и предметах для удовлетворения собственных потребностей и желаний, выделяют, называют или
показывают среди других,
- умеют решать элементарные бытовые задачи с учетом собственных желаний и потребностей,
- соблюдают режим дня и правила гигиены, следят за своим внешним видом,
- выделяют членов своей семьи среди других людей, имеют элементарные представления об их статусе и профессиональной деятельности,
- воспринимают себя, свои возможности и особенности в соответствии с реальной жизненной ситуацией,
- воспринимают и определяют эмоциональное состояние и переживания человека в повседневной жизни, в художетсвенных и музыкальных
произведениях,
- передают в продуктивных видах деятельности переживания человека, его эмоциональное состояние.
4 класс
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Уметь называть своё имя.
Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
Уметь реагировать на своё имя поворотом головы
Уметь говорить о себе от первого лица
Уметь определять у себя половую принадлежность(девочка,мальчик)
Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука,нога, физические потребности –пить, кушать)
Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)
Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)
Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина)
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие
формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Предметные:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,отражением в зеркале.
- Представление о собственном теле.
- Отнесение себя к определенному полу.
- Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,желания.
- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, местожительства, интересы.
- Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение ксвоим возрастным изменениям.
2) Умение
решать
каждодневные
жизненные задачи,
связанные
судовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение
обслуживать себя: принимать пищу и
пить, ходитьв
туалет,выполнять гигиенические процедуры, одеваться и
раздеваться и др.
- Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
- Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после
посещения туалета).
- Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье
- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своейсоциальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и
досуговой деятельности семьи.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий
обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной
или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление

представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР,
конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

3. Содержание учебного предмета
Представления о себе
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение)частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека
(скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органовчеловека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание
назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии.
Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений
о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Гигиена тела
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струиводы. Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла
с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление
декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание
крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание
крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта,
мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье
электробритвой, безопасным
станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание
волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушкеволос феном: включение фена
(розетка, переключатель), направление струи воздухана разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание
ног, намыливание ног, смываниемыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела,
смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими
средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Обращение с одеждой и обувью
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта),
рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей
предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание
назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).
Узнавание (различение) головных уборов(шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных
головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды
в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты:
захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава
кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней
части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности
действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание
сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды
(например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание
обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого
сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание
колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Туалет
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок,
брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки
(стакана) ко рту, наклонкружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости
в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с
пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение

вилки корту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи:
отрезание ножом кусочкапищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использованиесалфетки во время приема
пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ освоей семье.
Деление обучающихся на группы
1 подгруппа
Краткая характеристика
Показатели
Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии,
ребенок не передвигается.

Двигательная сфера

Общая моторика грубо нарушена, ограничено
движение рук и ног.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от
других.

Социальный опыт

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

В контакт не вступает, взгляд не фиксирует.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого не проявляется.

Сформированность высших психических функций

Не сформированы

Восприятие
Память

Мышление
Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

2 подгруппа
Показатели
Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание.

Двигательная сфера

Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от других.

Социальный опыт

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.

Сформированность
функций

высших

психических Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи
взрослого.

Восприятие
Память

Опосредованное запоминание недоступно.

Мышление

Обобщение, абстрагирование недоступны.

Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

3 подгруппа
Краткая характеристика
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за
внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость,
скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со
значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая
произвольность. Память – механическая, малый объём.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не
устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов
деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют
инструкции.
Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения
звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
1 класс
№
урока

Тема

10
11
12-13
14
15

Представления о себе.
Представления о себе.
Я – человек.
Моѐ имя.
Кто я?
Я- мальчик.
Я- девочка.
Все люди разные.
Светлые и темные.
Большой, маленький.
Представления о частях тела.
Мои руки.
Уход за руками.

16
17

Мои ноги.
Уход за ногами.

18

Гигиена тела.
Представления о себе.

19
20
21

Мой рот и язычок. Уход за полостью рта.
Мои зубки.
Уход за зубами.

1
2-3
4-5
6
7
8
9

Количество
часов
17ч
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
16ч
1

1
1
1

Содержание
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши
(девушки). Называние своего имени и фамилии. Называние
своего имени и фамилии.

Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши,
шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание
назначения частей тела. Подстригание ногтей ножницами.
Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание
ног, смывание мыла, вытирание ног.
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови,
нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей
лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение
последовательности действий при чистке зубов и
полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной

22
23

Мои глаза.
Уход за глазами.

1
1

24
25
26
27
28

Мои уши.
Уход за ушами.
Мой нос.
Уход за носом.
Гигиена тела.

1
1
1
1
1

29

Умывальная комната. Атрибуты в умывальной
комнате.

1

30
31
32
33

Намачивание и намыливание рук.
Мытьѐ рук.
Смывание мыла с рук.
Вытирание рук.

1
1
1
1

Туалет.
34
35
36
37
38-39

Туалет.
Раковина.
Унитаз.
Нужды человека.
Я хочу есть, пить.

40
41
42

Кнопка слива.
Смывание унитаза.
Снятие нижнего белья.

17ч
1
1
1
1
2

1
1
1

пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на
зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании лица: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, набирание
воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Мытье ушей. Чистка ушей.
Очищение носового хода.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание
частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой.
Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до
комфортной температуры.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук: открывание крана, регулирование напора
струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание
рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью
автоматической сушилки. Нанесение крема на руки.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе
и оправление малой/большой нужды.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье
из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение
кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),
втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки
(стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть.
Соблюдение последовательности действий в туалете
(поднимание крышки (опускание сидения), спускание
одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на

48
49
50

Туалетная бумага.
Отматывание бумаги.
Одевание нижнего белья.
Изнаночная и лицевая сторона.
Гигиенические процедуры после посещения
туалета.
Мытье рук, вытирание рук.
Моѐ личное полотенце.
Моя метка.

51
52

Обращение с одеждой и обувью.
Гигиена тела.
Водные процедуры, душ.

53
54
55
56
57
58
59
60-61
62-63

Изучаем своѐ тело.
Голова. Туловище.
Моѐ не моѐ.
Мои не мои.
Возрастные изменения.
Я малыш.
Я подросток.
Виды одежды (нижняя одежда).
Лицевая и изнаночная сторона.

1
1
1
1
1
1
1
2
2

64-65

Виды одежды (верхняя одежда).

2

43
44
45
46
47

1
1
1
1
1
1
1
1
18ч
1
1

унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование
туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок,
брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук: открывание крана, регулирование напора
струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание
рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью
автоматической сушилки.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание
частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши,
шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
Знание возрастных изменений человека.

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы.
Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой
(изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха
(низа) одежды. Выворачивание одежды.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка,
шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер
(джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание
назначения предметов одежды. Различение по сезонам
предметов одежды (предметов обуви, головных уборов).
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных
условий. Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор
одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная). Снятие предмета одежды (например, кофты:

66

Виды обуви.

1

67-68

Виды застежек.

2

69
70
71
72
73-74
75
76-77
78
79

Прием пищи.
Режим дня.
Утро.
День. Вечер.
Правильное питание.
Овощи и фрукты в жизни человека.
Культура поведения в столовой.
Добрые слова.
Посуда.
Сервировка стола.

18ч
1
1
1
1
2
1
2
1
1

захват кофты за край правого рукава, стягивание правого
рукава кофты, захват кофты за край левого рукава,
стягивание левого рукава кофты). Соблюдение
последовательности действий при раздевании (например,
верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки,
расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог,
снятие сапог). Надевание предмета одежды (например,
брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину,
вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк).
Соблюдение последовательности действий при одевании
комплекта одежды (например, надевание колготок,
надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты).
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки),
ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание
назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная,
рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя,
демисезонная). Снятие обуви (например, ботинок: захват
рукой задней части правого ботинка, стягивание правого
ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,
стягивание левого ботинка). Обувание обуви (например,
сапог: захват двумя руками голенища правого сапога,
вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища
левого сапога, вставление ноги в сапог). Различение правого
(левого) ботинка (сапога, тапка).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы,
ремня, кнопки, шнурка). Застегивание (завязывание)
липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,
снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.
Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи,
поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка
пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и
вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка
пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с
помощью ножа. Использование салфетки во время приема

80
81
82
83
84
85-86

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

К нам пришли гости, накроем на стол.
Моѐ самочувствие.
У меня болит голова.
Мне плохо.
Мои данные.
Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты
живешь?
Семья.
Моя семья.
Мама, папа.
Братья, сестры.
Наши праздники.
Новый год.
8 марта.
Мой дом.
Мои воспитатели.
Моя досуговая деятельность.
Игра, хобби.
Закрепление по учебному курсу «Человек».
Мои части тела.
Мои данные и половая принадлежность.
Овощи и фрукты в жизни человека.
Нужды человека.
Моѐ самочувствие.

16ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

102ч

1
1
1
1
1
2

пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Сообщение о состоянии своего здоровья.
Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Называние
своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты
рождения).
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание
(различение) детей и взрослых. Определение своей
социальной роли в семье. Различение социальных ролей
членов семьи. Представление о бытовой и досуговой
деятельности
членов
семьи.
Представление
о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о
своей семье.
Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени.
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши,
шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание
назначения частей тела.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши
(девушки). Называние своего имени и фамилии. Называние
своего имени и фамилии.
Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть.
Сообщение о желании сходить в туалет.
Сообщение о состоянии своего здоровья.

2 класс
Тема

№
урока

Я сам
1-4

Это Я. Мое имя.

Количество
часов
58ч
4

Содержание
Сообщение сведений о себе: имя, возраст, пол,

5-7
8-11
12-13
14-15
16-17
18-20
21-23
24-25
26-27
28-31
32-33
34-37
38-39
40-41
42-43
44-46
47-50
51-54
55-58

Я –человек.
Части тела. Голова.
Одежда. Шапка.
Руки. Я делаю.
Одежда. Варежки и перчатки.
Руки. Я чувствую.
Ноги. Я хожу.
Одежда. Носки, брюки.
Обувь.
Уши. Я слушаю.
Мои волосы.
Руки. Я играю.
Рот. Я говорю.
Рот. Я ем.
Контрольная работа.
Нос. Я чувствую.
Предметы вокруг меня.
Глаза. Я вижу.
Части лица.

Моя семья.
59-61
62
63-65
66-68
69-71
72-74
75-77
78-81
82

Дом, где я живу.
Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине».
Моя семья.
Традиции семьи.
Моя мама.
В гости к бабушке.
Занятия взрослых.
Я делаю зарядку.
Человек и его действия.

3
4
2
2
2
3
3
2
2
4
2
4
2
2
2
3
4
4
4

самочувствие, ограничения.
Части тела. Сообщение о своих потребностях (туалет).
Узнавание предметов одежды и обуви. Одевание и
раздевание.
Виды деятельности обучающихся на уроках.
Представления о себе.
Называние своего имени:
Отзывается (возникает ответная реакция) на свое имя и / или
фамилию.
Туалет: Выражение просьбы сходить в туалет любым
доступным способом (взгляд в сторону двери, попытка
самостоятельно пройти в туалет, голосовой сигнал). Сидение
на унитазе и оправление малой и большой нужды
(реализуется совместно с семьей). Приучение к процедуре
посещения туалета вместе с остальным классом.
Одевание и раздевание:
Снятие с рук варежек, шапки с головы. Надевание и снятие
кофты, куртки без застегивания
(продевание рук в рукава, вытаскивание из рукавов).
Надевание брюк без застегивания (продевание ног в
брючины, вытаскивание из брючин). Расстегивание и
застегивание липучек. Снятие с себя и надевание обуви.
Уход за одеждой и обувью:
Обращение внимания на загрязнения, помятости на одежде.

24ч
3
1
3
3
3
3
3
4
1

Узнавание членов семьи. Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов семьи, о взаимоотношениях
в семье. Определение своей социальной роли в семье.
Виды деятельности обучающихся на уроках.
Представления о семье.
Узнавание членов семьи:
Различение членов своей семьи среди других взрослых по
окончании уроков. Узнавание голосов членов своей семьи
среди других аудиозаписей.
Демонстрация и стимуляция проявлений эмоциональной
реакции на появление значимых близких людей (объятия,

улыбка, протягивание руки для рукопожатия), на задания,
связанные с близкими взрослыми (мама, бабушка, папа).
Демонстрация и стимуляция использования жестов
приветствия, прощания. Использование указательного жест
для показа на фотографии близкого взрослого.
83
84-86
87-89
90-92

Я и другие.
Хоровод.
Я и взрослые.
Труд взрослых.
Помощь окружающим.

Домоводство.
93-96
97-98
99-100

Моем руки.
Я ем. Посуда.
Я пью.

101-102 Контрольная работа.
Итого

10ч
1
3
3
3

10ч
4
2
2

Представления о других людях (взрослые и одноклассники).
Узнавание детей и взрослых. Труд взрослых. Помощь
окружающим.
Виды деятельности обучающихся на уроках.
Представления о других.
Узнавание близких взрослых:
Узнавание некоторых знакомых взрослых и детей по имени.
Выполнение посильных поручений по уборке в классе.
Приготовление и прием пищи.
Уход за одеждой и обувью. Действия по самообслуживанию.
Виды деятельности обучающихся на уроках.
Выполнение бытовых поручений.
Действия по самообслуживанию:
- опускать руки в тазик с водой, держать под краном с водой,
вытирать полотенцем или салфеткой и др.

2
102ч
3 класс

№
урока
1
2
3
4

Тема
Представления о себе
Я – человек. Идентификация себя как мальчика
и девочки.
Я – мальчик, девочка.
Узнавание (различение) частей тела: голова
(волосы, уши, шея лицо).
Узнавание (различение) частей тела: туловище
(спина, живот).

Количество
часов
11ч
1
1
1
1

Содержание
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши
(девушки).
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши,
шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание
назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица

5
6
7
8
9
10
11

12

Узнавание (различение) частей тела: руки
(локоть, ладонь, пальцы).
Узнавание (различение) частей тела: ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка).
Знание назначения частей тела человека.
Узнавание (различение) частей лица человека:
глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
Знание своего имени и фамилии.

1

Сообщение о состоянии своего здоровья.
Я – человек. Идентификация себя как мальчика
и девочки.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной
водой. Регулирование напора струи воды.

1
1

человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).

1
1
1
1

10ч
1

13

Мои руки. Уход за руками.

1

14

Моѐ лицо. Уход за лицом.

1

15
16

Мой рот и язык. Уход за полостью рта.
Мои зубы. Уход за зубами.

1
1

17
18
19

Мои уши. Уход за ушами.
Мой нос. Уход за носом.
Мои волосы. Уход за волосами.

1
1
1

Называние своего имени и фамилии. Сообщение сведений
себе. Рассказ о себе.
Сообщение о состоянии своего здоровья.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши
(девушки).
Различение вентилей с горячей и холодной водой.
Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до
комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью
автоматической сушилки. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук,
закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании лица: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, набирание
воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение
последовательности действий при чистке зубов
и
полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной
пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на
зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.
Мытье ушей. Чистка ушей.
Очищение носового хода.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос,

20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35
36
37
38

Мои глаза. Уход за глазами.
Мои ноги. Уход за ногами.
Туалет.
Туалет.
Унитаз.
Нужды человека.
Я хочу в туалет. Выражение просьбы
доступными средствами.
Нужды человека. Выражение просьб
доступными средствами.
Кнопка слива.
Смывание унитаза. Гигиенические процедуры
после посещения туалета.
Снятие нижнего белья.
Самостоятельное надевание нижнего белья.
Туалетная бумага.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды:
пальто, куртка, шуба, свитер, джемпер, кофта.
Узнавание (различение) предметов одежды:
шарф, варежки, перчатки, рубашка, блузка,
футболка.
Узнавание (различение) предметов одежды:
платье, юбка, сарафан, майка, трусы.
Узнавание (различение) предметов одежды:
брюки, джинсы, шорты.
Узнавание (различение) предметов одежды:
носки, колготы.
Назначение предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов

1
1
10ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20ч
1
1

1
1
1
1
1

намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание
волос. Соблюдение последовательности действий при сушке
волос феном: включение фена (розетка, переключатель),
направление струи воздуха на разные участки головы,
выключение фена, расчесывание волос.
Мытьѐ глаз.
Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание
ног, смывание мыла, вытирание ног.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и
оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной
бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете
(поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды
(брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке,
оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой,
одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки
слива воды, мытье рук.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка,
шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер
(джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы,
юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки).
Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение)
деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки),
рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей
предметов одежды.

39
40
41
42

43

44

45
46
47
48
49
50
51

52

53
54
55
56

одежды: пуговицы, молнии, заклѐпки.
Узнавание (различение) деталей предметов
одежды: рукав, воротник, манжеты.
Виды одежды: домашняя одежда (нижняя
одежда). Лицевая и изнаночная сторона.
Виды одежды: спортивная одежда. Лицевая и
изнаночная сторона.
Виды одежды: праздничная одежда. Лицевая и
изнаночная сторона.
Узнавание (различение) видов обуви: сандалии,
тапки, сапоги, валенки, ботинки. Назначение
видов обуви: домашняя, (уличная).
Узнавание (различение) видов обуви:
кроссовки, туфли. Назначение видов обуви:
праздничная (выходная), спортивная, школьная
(вторая обувь).
Узнавание (различение) видов головных
уборов: шапка, шляпа, платок.
Узнавание (различение) видов головных
уборов: кепка, панама, бейсболка.
Назначение головных уборов.
Выбор одежды для прогулки.
«Моя не моя». Выбор собственной одежды.
«Виды застежек». Расстѐгивание
(развязывание) застѐжек на одежде.
«Виды застежек». Расстѐгивание
(развязывание) застѐжек на обуви.
Приѐм пищи.
Я хочу пить. Выражение просьбы доступными
средствами. Разные виды питья. Наливание
жидкости в кружку.
Еда руками. Еда ложкой. Еда вилкой.
Сервировка стола к чаепитию.
Добрые слова. Использование салфетки во
время приѐма пищи.
Культура поведения за столом.

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
5ч
1

1
1
1
1

Различение видов одежды (повседневная, праздничная,
рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в
зависимости от предстоящего мероприятия. Различение
сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны
одежды, верха (низа) одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки),
ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных
уборов). Знание назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви
(зимняя, летняя, демисезонная).
Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви,
головных уборов). Узнавание (различение) головных уборов
(шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения
головных уборов. Различение сезонных головных уборов.
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных
условий.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы,
ремня, кнопки, шнурка). Застегивание (завязывание) липучки
(молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье
из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение
кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),
втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки
(стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение
о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с
пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами,

опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки,
накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие
губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку.
Использование ножа и вилки во время приема пищи:
отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение
вилки гарниром с помощью ножа.
Использование салфетки во время приема пищи.
Накладывание пищи в тарелку.
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Семья.
Узнавание (различение) членов семьи детей.
Узнавание (различение) собственных и
гипотетических членов семьи.
Узнавание (различение) детей и взрослых.
«Мама, папа». Социальная роль в семье.
«Братья, сестры». Социальная роль в семье.
Бытовая деятельность членов семьи.
Дидактическая игра «Мой дом».
Бытовая деятельность членов семьи.
Дидактическая игра «Мой дом».
Досуговая деятельность членов семьи: «День
рождения».
Досуговая деятельность членов семьи:
праздники: «Новый год», «8 марта».
Досуговая деятельность членов семьи:
праздники: «23 февраля», «День Победы».
Профессиональная деятельность членов семьи.
«Моя семья».
Я – ученик.
Итого

12ч
1
1
1
1
1
1

Узнавание (различение) членов
(различение) детей и взрослых.

семьи.

Узнавание

Определение своей социальной роли в семье. Различение
социальных ролей членов семьи.
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов
семьи.

1
1
1
1
1
1
68ч

Представление о профессиональной деятельности членов
семьи. Рассказ о своей семье.

4 класс
№
урока

Тема

Количество
часов
6ч
1

2
3

Представления о себе
Правила поведения дома, в общественных
местах
Изготовление коллажа «Правила поведения»
Режим дня школьника

4

Изготовление коллажа «Мой режим дня»

1

5

Экскурсия. «Прогулка и её значение»

1

6

Беседа «Как правильно вести себя на улице.
Повторение знаний правил дорожного
движения». Экскурсия

1

1

Гигиена тела.

1
1

Содержание
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши
(девушки).
Называние своего имени и фамилии.
Называние своего возраста (даты рождения).
Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени.
Сообщение сведений о себе.
Рассказ о себе.
Знание вредных привычек.
Знание возрастных изменений человека.
Составление режима дня школьника.

15 ч

7

Уход за полостью рта

1

8

Уход за ушами.

1

9

Уход за руками

1

Чистка зубов. Полоскание полости рта.
Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта: открывание
тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку,
чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла,
вытирание ног.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей
пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность.
Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании лица: открывание крана, регулирование напора
струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание
воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание
лица.

10

Уход за ногами

1

11

Охрана зрения. Гимнастика для глаз

1

12
13

Просмотр видеоролика «Гимнастика для глаз»
Уход за волосами

1
1

14

Практическая отработка навыков на кукле

1

Части тела человека.

1

16
17

Осанка. Её значение
Обобщающий урок: строение человека

1
1

19
20
21

Гигиена (личная гигиена ребёнка)
Физкультура и закаливание
Упражнения для утренней гимнастики
Как закаливать свой организм?
Обращение с одеждой и обувью

1
1
1
1
20 ч

15

18

22

23
24

Виды одежды и её назначение. Значение одежды
для сохранения
здоровья человека
Летняя одежда
Одежда для осени

1

1
1

Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание
ног, смывание мыла, вытирание ног.
Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос,
намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание
волос. Соблюдение последовательности действий при сушке
волос феном: включение фена (розетка, переключатель),
направление струи воздуха на разные участки головы,
выключение фена, расчесывание волос.
Узнавание (различение)частей тела (голова (волосы, уши,
шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание
назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица
человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
Знание назначения частей лица. Знание строения человека
(скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних
органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень,
почки, желудок). Знание назначения внутренних органов.
Разучивание упражнений для утренней гимнастики.

Работа с предметными картинками, а также практическая
работа с видами и назначениями одежды, обуви, головных
уборов.
Усвоение последовательности действий, с учетом
получения конечного результата (алгоритм одевания и
раздевания)

1
1
1

30

Одежда для зимы
Одежда для весны
Одевание – раздевание. Принятие процесса
одевания – раздевания
Практические упражнения по раздеванию –
одеванию
Размещение одежды в шкафу, на вешалках и на
полках
Экскурсия в магазин одежды

31

Обсуждения экскурсии

1

32

Уход за одеждой: стирка, глажка, чистка
щёткой, влажной тканью

1

33

Знакомства со средствами для уборки

1

34

Обобщающий урок: одежда человека

1

35

Виды обуви и её назначение. Значение обуви
для здоровья человека

1

36

Средства ухода за обувью.

1

37

Уход за резиновой обувью. Размещение на
длительное хранение

1

38

1

39

Уход за школьной обувью: удаление пыли,
нанесение крема
Подготовка обуви к длительному хранению

40

Шнурование обуви на наглядном пособии

1

Шнурование обуви на себе

1

25
26
27
28
29

41

1
1
1

1

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии,
пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды
(например, кофты: захват кофты за край правого рукава,
стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край
левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие
обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней
части левого ботинка, стягивание левого ботинка).
Соблюдение последовательности действий при раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки,
расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог,
снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки
(молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк
за пояс, вставление ногив одну брючину, вставление ноги в
другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви
(например, сапог: захват двумя руками голенища правого
сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками
голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).
Соблюдение последовательности действий при одевании
комплекта одежды (например, надевание колготок,
надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты).
Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой
(изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха
(низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка(сапога,
тапка). Выворачивание одежды.

42
43
44
45
46

Туалет
Личная гигиена. Её значение для здорового
образа жизни
Просмотр видеоролика «Личная
гигиена=здоровье)
Предметы личной гигиены

5ч

Правила и последовательность выполнения
утреннего туалета
Правила и последовательность выполнения
вечернего туалета

1

1

1
1

1
7ч

Приём пищи
Органы пищеварения
Рот, пищевод, желудок, кишечник- органы
пищеварения

1

48

Приём пищи. Сообщение о голоде и жажде

1

49

Знакомство с посудой, в которой готовят пищу

1

50

1

51
52
53

Умение называть посуду, в которой готовят
пищу
Практическая работа со столовыми приборами
Поведение за столом
Закрепление пройденного на практике

54

Моя семья.

55

Рассматривание на иллюстрации видов
помещений
Что такое «уборка»? Правила проведения
уборки в помещении
Подметание пола и уборка мусора

47

Семья

56
57

Умение ориентироваться в туалетной комнате.
Умение проситься в туалет.
Выстраивание алгоритма предстоящей деятельности
(словесный или наглядный план).
Изучение назначения туалета.

Выполнение стереотипной инструкции.
Обучение культуре поведения за столом.
Обучение разновидностям и назначениям
приборов и посуды.

столовых

1
1
1
9ч
1

1
1
1

Узнавание (различение) членов семьи.
Узнавание (различение) детей и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи.
Представление
о
бытовой
и
досуговой
деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи.

58

Удаление пыли со столов и стульев

59
60
61
62

Наведение порядка в шкафах с игрушками
Проверка знаний
Повторение
Промежуточная аттестация
Резервные уроки
Резервный урок по теме «Представления о себе»
Резервный урок по теме «Гигиена тела»
Резервный урок по теме «Обращение с одеждой
и обувью»
Резервный урок по теме «Туалет»
Резервный урок по теме «Прием пищи»
Резервный урок по теме «Семья»
Итого:

63
64
65
66
67
68

1

1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1
68 часов

Рассказ о своей семье.

5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Коммуникативные символы.
2. Картины, наглядные пособия предметов различной̆ формы, величины, цвета.
3. Графика, схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий.
4. Электронные презентации.
5. Дидактические игры по лексическим темам.
6. Шнуровки, липучки.
7. Посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины).
8. Виды одежды и обуви.
9. Принадлежности для ухода за своим телом-оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
10. Пазлы, лото, разрезные картинки.
11. Альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.
12. Учебный стол.
13. Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
14. Персональный компьютер.
15. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины).
16. Звучащие предметы для встряхивания.
17. Предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра).
18. Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного).
19. Наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.).
20. Мозаика.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. https://resh.edu.ru/

2. https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».