7.1._УП_1-4_ЗПР_23-24

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
для детей с задержкой психического развития
(приказ от 31.08.2023 № 70-од)

Учебный план
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Артемовского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов»,
реализующего программы начального общего образования
для детей задержкой психического развития
в 2023-2024 учебном году

вариант 7.1.

Учебный план начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.1.)
на 2023-2024 учебный год
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1.) (далее - Учебный план НОО ЗПР) определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, формы промежуточной аттестации обучающихся при
получении начального общего образования. Учебный план НОО ЗПР обеспечивает
реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ, определяет учебную нагрузку в
соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к
учебной нагрузке при 5- дневной учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями,
перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Учебный план НОО формируется в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»(с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС
НОО ОВЗ) (с изменениями);
- санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21);
- приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте
России 01.11.2022 № 70799);
- устава МАОУ СОШ № 56.
Учебный план НОО ОВЗ разработан в соответствии с федеральной
адаптированной образовательной программой начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 7.1),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1023.
Учебный план НОО ОВЗ состоит из двух частей — обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того,
учебный план включает в себя коррекционно-развивающую область. Обязательные
предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС
НОО и основной общеобразовательной программе начального общего образования
МАОУ СОШ № 56.
В соответствии с поставленными задачами школа реализует образовательные
программы по учебно-методическому комплектам УМК «Школа России» и УМК

«Перспектива».

Концептуальные

положения

развивающих

личностно-

ориентированных систем обучения УМК «Школа России» и УМК «Перспектива»
соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Содержание
восприятие

мира,

начального

общего

использование

образования

обеспечивает

системно-деятельностного

целостное

подхода

и

индивидуализации обучения.
Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода:
«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Основной

формой

промежуточной

аттестации

обучающихся является

обобщение данных текущего контроля успеваемости за определѐнный учебный
период.
Промежуточная аттестация в 1 классах не осуществляется, так как
безотметочная система оценивания. Промежуточная аттестация во 2-4
осуществляется

за триместр и

учебный

классах

год (годовая аттестация) Формой

проведения промежуточной аттестации являются административные контрольные
работы по русскому языку, математике, окружающему миру, ВПР. Сроки
проведения годовой промежуточной аттестации во 2-4 классах с 10 по 20 апреля
текущего учебного года.
Фиксация результатов промежуточной аттестации по отдельным предметам
осуществляется:
1) посредством удовлетворительных и неудовлетворительных отметок («5» отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно, «1» отсутствие оснований для оценки);
2) посредством обозначения «н/а», если промежуточная аттестация не пройдена по
уважительной причине (болезнь или иные подтверждѐнные документально
обстоятельства).
Аттестация во 2-4 классах проводится на основе текущего

контроля,

фиксируется текущей годовой отметкой и представляет собой отметку за триместр в
случае, если учебный предмет осваивался обучающимся в срок одного триместра, и
среднее арифметическое отметок по триместрам, в случае, если учебный предмет
осваивался в срок более одного триместра.
Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного
года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический

характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки
ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия,
связанные с предстоящей деятельностью.
Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система
накопительной оценки «Портфолио»).
Итоговый контроль: предполагает комплексную проверку образовательных
результатов (в том числе и метапредметных) в конце полугодия и учебного года.
Формы контроля:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные
письменные и устные работы;
- комплексные диагностические контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- самоанализ и самооценка;
- индивидуальные накопительные «Портфолио» обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа

жизни,

элементарных

правил

поведения

в

экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого»
режима обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором
полугодии, январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый. Недельная учебная
нагрузка составляет 21 час. Дополнительные недельные каникулы в начале третьего
триместра. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели.
Учебный план состоит из следующих предметных областей:
- Русский язык и литературное чтение
- Иностранный язык
- Математика и информатика

- Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
- Основы религиозных культур и светской этики
- Искусство
- Технология
- Физическая культура
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: русский
язык,

литературное

чтение,

иностранный

язык

(английский),

математика,

окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики, музыка,
изобразительное искусство, технология, физическая культура.
Обязательные

предметные

области

и

основные

задачи

реализации

содержания предметных областей приведены в таблице:
№ п/п
1

Предметные области
Русский
язык
литературное чтение

2

Иностранный язык

3

Математика
информатика

4

Обществознание
естествознание
(Окружающий мир)

Основные задачи реализации содержания
и Формирование первоначальных представлений о
русском
языке
как
государственном
языке
Российской Федерации, как средстве общения людей
разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической, устной и
письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Формирование
дружелюбного
отношения
и
толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной
и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
и Развитие математической речи, логического и
алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности.
и Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в
нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для

обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме.
5
Основы
религиозных Воспитание способности к духовному развитию,
культур и светской этики нравственному
самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и
современности России.
6
Искусство
Развитие
способностей
к
художественномуобразному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
7
Технология
Формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности
для
практического
решения
прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
8
Физическая культура
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому,
нравственному
и
социальному
развитию, успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного
курса обучения в начальной школе. Основное назначение данного предмета состоит
в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности,
обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя
носителем языка.
Предмет «Литературное чтение» - изучается в 1-4 классах 4 раза в неделю.
Литературное чтение – это один из основных предметов в системе начального
образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Приоритетной целью
обучения литературному чтению является формирование читательской
компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя,
способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой
чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбрать; сформированностью духовной
потребности в книге и чтении.
Предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса, во 2 – 4 классах по 2
часа в неделю, преподается в рамках базового уровня.
При проведении учебных занятий по иностранному языку осуществляется
деление школьников на 2 группы.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика» в начальной школе также является частью единого
непрерывного курса обучения в школе. Основные задачи начального обучения
математике направлены на формирование у младших школьников элементарных

математических представлений и структуры мышления, подготовку их к
дальнейшему изучению предмета. Поставленные задачи решаются за счет
использования различных программ и интеграции данной предметной области с
геометрией и информатикой, что обеспечивает высокий развивающий эффект
обучения, интенсивное его влияние на умственное развитие детей. На математику
отводится в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий
мир) представлена предметом «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа
в неделю, что обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим
миром, их естественно-научное и экологическое образование. Учебный предмет
является интегрированным и практико-ориентированным. В его содержание
дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Его
ведение характеризуется важным и необходимым условием стабильного развития
нашего государства с целью личной безопасности каждого ребенка.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Музыка» и «Изобразительное искусство» и изучается в 1-4 классах, таким образом,
преподавание каждого предмета является непрерывным по 1 часу в неделю.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом
«Технология» и характеризуется следующими особенностями учебного предмета:
практико-ориентированной направленностью содержания обучения; применением
знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных
предметов для решения технических и технологических задач; применением
полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых
обязанностей. В 1-4 классах предмет изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
«Физическая культура», изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю.
Физическая культура – один из главных предметов, содержание которого
направлено на получение учащимися представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психологического), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье
как
факторах
успешной
учѐбы
и
социализации. Реализация курса
предполагает практическое овладение человеком с самого раннего детства
способами сохранения и укрепления здоровья (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры). Предмет «Физическая культура»
призван сформировать у учащихся навыки систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга
здоровья (рост, масса тела, и др.), показателями развития основных физических
качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Программа курса включает в себя очень важные проблемы валеологии, физиологии
и гигиены, психологии и межличностного общения, природоведения и экологии.
В 4 классе вводится предметная область «Основы религиозных культур и
светской этики», представленная модулем «Основы светской этики» 1 час в неделю.
Учебный курс ОРК СЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а
также своей сопричастности к ним.
В рамках данного курса, по выбору обучающихся и их родителей (законных
представителей), изучается модуль «Основы светской этики».
Третий час учебного предмета «Физическая культура» реализуется через
часть учебного плана, формируемую участниками образовательный отношений
курсом «Спортивные игры».

Содержание начального общего образования обеспечивает целостное восприятие
мира, использование системно-деятельностного подхода и индивидуализации
обучения.
Все учебные предметы учебного плана изучаются с использованием
информационно-коммуникационных технологий, что позволяет обеспечить развитие
познавательной активности учащихся.
Содержание начального общего образования обеспечивает целостное
восприятие
мира,
использование
системно-деятельностного
подхода
и
индивидуализации обучения.
Представленный учебный план обеспечит обязательный минимум содержания
образования на первой ступени обучения, максимальный объѐм учебной нагрузки,
выполнение требований к выпускнику начальных классов и подготовит детей для
обучения в среднем звене и получения основного общего образования.
В режиме пятидневной недели учащиеся имеют следующую нагрузку:
1 классы – 21 час
2-4 классы – 23 часа
Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций
развития ребенка направлены на исправление недостатков развития, восполнение
пробелов в знаниях.

Учебная недельная нагрузка соответствует СП 2.4.3648-20 и СанПин; учебная
годовая нагрузка (за уровень начального общего образования) соответствует ФГОС
НОО ОВЗ (общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года
не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических
часа в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной, предусмотренными Гигиеническими нормативами
и Санитарно- эпидемиологическими требованиями) и составляет 3039
академических часов за уровень начального общего образования.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальной
школе:
- выбор оптимальных для развития ребенка с задержкой психического развития
коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с
его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей в обучении;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в
динамике образовательного
процесса,
направленное
на
формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Образовательный
процесс
имеет
коррекционно-развивающую
направленность, максимально индивидуализирован (индивидуальные задания на
уроках и дома).
В целях коррекции отклонении в развитии, ликвидации пробелов в знаниях
проводятся индивидуальные и групповые занятия, коррекционные занятия с
учащимися. Обучающиеся также получают логопедическую и психологическую
помощь на специальных занятиях.

Учебный план начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.1.) на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Классы
Учебные предметы
и Русский язык
Литературное чтение

Количество часов в неделю
1
2
3
4
5
5
5
5
4
4
4
4

Всего

Иностранный
(английский)
и Математика

язык

0

2

2

2

6

Математика
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
религиозных
Основы
религиозных Основы
культур и светской
культур и светской этики
этики*
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

0

0

0

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

Технология
Физическая культура

1
2

1
2

1
2

1
2

4
8

Итого в неделю
20
22
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Учебный модуль «Спортивные игры»**
1
1

22

23

87

1

0

3

Итого:
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Учебные недели
Всего часов за год
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия:
Логопедические занятия (включая коррекцию и
развитие познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия
Коррекционные занятия по математике
Коррекционные занятия по русскому языку
Ритмика
Направления внеурочной деятельности***
Всего часов по внеурочной деятельности
(включая коррекционно-развивающую область)
за год:
Всего часов в неделю

1
21

1
23

1
23

0
23

3
90

33
693
10

34
782
10

34
782
10

34
782
10

135
3039
40

6
5
2

6
5
2

6
5
2

6
5
2

24
20
8

1
1
1
1
4
330

1
1
1
1
4
340

1
1
1
1
4
340

1
1
1
1
4
340

4
4
4
4
16
1350

31

33

33

33

130

Всего часов за год
Всего часов к финансированию в неделю

1023
6

1122
6

1122
6

1122
6

4389
24

Русский
язык
литературное чтение
Иностранный язык

Технология
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая культура)

* выбор учебного модуля ОРКСЭ осуществляется по заявлению родителей

20
16

**модуль реализуется в рамках учебного предмета «Физическая культура»
*** курсы внеурочной деятельности определяются в соответствии с планом
внеурочной деятельности ООП НОО.
В 2023-2024 учебном году обучающиеся с задержкой психического развития
по варианту 7.1. обучаются в общеобразовательных классах совместно с другими
обучающимися.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».