для 11 кл_2.2. РП_информатика_ базовый 10-11 класс

Планируемые результаты изучения информатики
"Информатика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого
объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать
с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в
том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии
«операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и
средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели
и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах
данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и
числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с
использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач,
используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении
поисковых запросов;

– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать
и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о
кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении
задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать
учебные многотабличные базы данных;
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Содержание
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями
ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и
учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных
в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного
ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.

Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры
задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а
также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное
программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры
документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с
использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение

Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные
приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.

Тематическое планирование базовый уровень (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах, всего 68 часов)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема

Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Итого:
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Элементы теории алгоритмов
Объектно-ориентированное программирование
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
Базы данных
Создание веб-сайтов
Графика и анимация
3D-моделирование и анимация
Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:

Количество часов / класс
Всего
10 кл.
2
7
6
2
0
2
2
3
1
25

1
2
6
2
0
2
2
3
1
19

10
3
0
0
13

10
3

13

6
9
10
0
0
25

1
5

6

0
6
9
10

5
68

11 кл.

0
2
34

25
3
34

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

Поурочное планирование базовый уровень 10 класс (34 часа)
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
Работы
компьютерного
Тема урока
практикума (источник, но- Содержание
мер, название)
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
Техника
безопасности.
ПР № 1. Оформление
доку- требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. ПроектироОрганизация рабочего мемента.
вание автоматизированного рабочего места в соответствии с целями
ста.
его использования.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. РазИнформатика и информаличия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработция.
Информационные
ки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназнапроцессы. Измерение инченных для восприятия человеком.
формации.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного
Структура
информации
ациклического графа; определения количества различных путей между
(простые структуры). Девершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объревья. Графы.
ектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Структуризация
информации (таблица, списки).
Кодирование и декодироРавномерные и неравномерные коды.
вание.
Дискретность. Алфавитный подход к оценке коУниверсальность дискретного представления информации.
личества информации.
Системы счисления. ПоСравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатезиционные системы счисричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в
ления. Двоичная система
этих системах счисления.
счисления.
Восьмеричная
система
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатесчисления. Шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в
ричная система счислеэтих системах счисления.
ния.

Тема урока
Кодирование символов.
Кодирование графической
информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.
10. Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна.
11.
Упрощение
логических
выражений.
8.
9.

12.

13.

Принципы
устройства
компьютеров.
Процессор.
Память.
Устройства ввода и вывода.

14.
Программное обеспечение. Правовая охрана
программ и данных.

15. Системное программное
обеспечение.
Системы

Работы
компьютерного
практикума (источник, но- Содержание
мер, название)
Равномерные и неравномерные коды.
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка
изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
ПР № 7. Тренажѐр «Логика».
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры
ПР № 8. Исследование запро- логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построесов для поисковых систем.
ние логического выражения с данной таблицей истинности.
Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных
систем. Архитектура современных компьютеров. Мобильные цифровые
устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших
данных. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Различные виды ПО и их назначение. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по
выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств
ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

Тема урока
программирования.
16. Компьютерные
сети.
Основные понятия
17. Сеть Интернет.
Адреса в Интернете.
18.
Службы Интернета.

Работы
компьютерного
практикума (источник, но- Содержание
мер, название)
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Адресация в сети Интернет.

Система доменных имен. Браузеры. Организация хранения и обработки
данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.
19.
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка проПростейшие программы.
ПР № 25. Простые
вычисле- граммирования. Типы и структуры данных. Определение возможных реВычисления.
Стандартзультатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и
ния.
ные функции.
вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
20.
Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования. Интегрированная среда разработки программ на выУсловный
оператор. ПР № 26. Ветвления.
бранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. СоставСложные условия.
ПР № 27. Сложные условия.
ление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования.
Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
21.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух,
трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а
также сумм (или произведений) элементов конечной числовой
Цикл с условием.
ПР № 31. Циклы с условием.
последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе
счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);

Тема урока
22.

Цикл с переменной.

23.
Процедуры и функции.

24. Массивы.
Перебор
элементов массива.
25. Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию.
26.
Сортировка массивов.
27.

Символьные строки.

28. Функции для работы с
символьными строками.
29.
Решение уравнений в табличных процессорах.
30.

Статистические расчеты.

31.

Условные вычисления.

32. Вредоносные программы.
Защита от вредоносных
программ.

Работы
компьютерного
практикума (источник, но- Содержание
мер, название)
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач
ПР № 32. Циклы с переменной.
базового уровня из различных предметных областей
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
ПР № 34. Процедуры.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программироПР № 35. Функции.
вания. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
ПР № 40. Перебор элементов Табличные величины (массивы). Постановка задачи сортировки
массива.
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
ПР № 41. Линейный поиск.
ПР № 44. Отбор
элементов элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
массива по условию.
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение
ПР № 46. Метод выбора.
второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
ПР № 49. Посимвольная обра- Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программироботка строк.
вания.
ПР № 50. Функции для работы Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
со строками.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприяПР № 64. Решение уравнений в
тия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, гратабличных процессорах.
фики).
ПР № 69. Статистические рас- Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике
четы.
(в том числе – в задачах математического моделирования).
ПР № 70. Условные вычисле- Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике
ния.
(в том числе – в задачах математического моделирования).
Средства защиты информации в автоматизированных информационПР № 73. Использование антиных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие провирусных программ.
блемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Элек-

Тема урока

Работы
компьютерного
практикума (источник, но- Содержание
мер, название)
тронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ.
Правовое обеспечение информационной безопасности.
Повторение
2
Итого:
34

Номер
урока
1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

Поурочное планирование базовый уровень 11 класс (34 часа)
Работы компьютерного
Тема урока
практикума (источник, Содержание
номер, название)
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
ПР № 1. Набор и оформ- требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. ПроектироваТехника безопасности.
ление документа.
ние автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена
данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Передача информации.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Помехоустойчивые коды.
Условие Фано.
Сжатие
данных
без
Универсальность дискретного представления информации. Стандарты бибПР № 2. Алгоритм RLE.
потерь.
лиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление
списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. ОблачПрактическая
работа:
ные сервисы.
ПР № 4. Использование
использование
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средархиваторов.
архиватора.
ства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Информация и управлеСетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
ние. Системный подход.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культуИнформационное
ра. Государственные электронные сервисы и услуги.
общество.
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Принципы поМодели и моделирование.
строения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).

Номер
урока
8.
9.
10.
11.

12.

13.

14.
15.
16.
17.
18.

Работы компьютерного
практикума (источник, Содержание
номер, название)
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процесИспользование графов.
сов окружающего мира. Бинарное дерево.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лаборатоЭтапы моделирования.
рий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Модели ограниченного и ПР № 8. Моделирование Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лаборатонеограниченного роста.
популяции.
рий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
ПР № 9. Моделирование Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лаборатоМоделирование эпидемии.
эпидемии.
рий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Представление о системах автоматизированного проектирования. СистеОбратная
связь.
мы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых
ПР № 11. Саморегуляция.
Саморегуляция.
деталей и объектов. Машинное обучение – решение задач распознавания,
классификации и предсказания.
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реальИнформационные
ного времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности
системы.
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Искусственный интеллект.
Таблицы. Основные поняРеляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений
тия. Реляционные базы
об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
данных.
Практическая
работа: ПР № 13. Работа с гото- Сортировка данных.
операции с таблицей.
вой таблицей.
Практическая
работа: ПР № 14. Создание одно- Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
создание таблицы.
табличной базы данных.
практических задач.
ПР № 15. Создание
заЗапросы.
Поиск и выбор в базах данных.
просов.
ПР № 16. Создание фор- Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
Формы.
мы.
практических задач.
Тема урока

Номер
урока
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 17. Оформление
Отчеты.
отчета.
ПР № 19. Построение
Многотабличные
базы
таблиц в реляционной
данных.
БД.
ПР № 20. Создание
заЗапросы к многотабличпроса к многотабличной
ным базам данных.
БД.
Веб-сайты
и
вебстраницы.
Текстовые страницы.
Практическая
работа:
ПР № 25. Текстовые вебоформление
текстовой
страницы.
веб-страницы.
Списки.
ПР № 26. Списки.
Гиперссылки.
ПР № 27. Гиперссылки.
Содержание
и
оформление. Стили.
Практическая
работа: ПР № 28. Использование
использование CSS.
CSS.
ПР № 29. Вставка рисунРисунки на веб-страницах.
ков в документ.
Таблицы.
Практическая
работа: ПР № 31. Табличная
использование таблиц.
верстка.
Повторение
Итого:
Тема урока

Содержание
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Связи между таблицами. Схема данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Динамические страницы. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных

3
34

Примерные темы проектов для 10 класса:
1. Central Processor Unit (структура, задачи CPU).
2. QR-коды. Их создание и применение.
3. SEO-Специалист – профессия, которой не учат в университете.
4. Виртуальные обучающие системы, тренажеры.
5. Виртуальные предприятия. Организация управления виртуальным предприятием.
6. Инфографика и инфографисты.
7. Компьютерное моделирование в биологии и экологии.
8. Компьютерное моделирование в химии.
9. Компьютерное моделирование физических процессов.
10. Математические методы в медицине.
11. Мертвые языки программирования.
12. Метод (алгоритм) шинглов.
13. Моделирование гармонических колебаний в среде табличного процессора MS Excel.
14. Создание тематического Web-сайта.
15. Таксономия (Классификация) Флинна.
16. Технологии в облаках.
17. Создание программы «Гороскоп» в среде программирования.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».