для 11 кл_РП_литература-ФГОС-10 -11 класс_ФГОС

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и

ответственной деятельности;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность

вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и

идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к

собственному физическому и психологическому здоровью;
–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской

идентичности и главным фактором национального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к

осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а

также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе

или социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в

различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному;
–

достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по

социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;

–

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,

мировоззрению;
–

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к

непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния

социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
–

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
–

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
–

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,

государственных, общенациональных проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое

отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
–

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,

ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник
научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; –
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;

–

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;

–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,

затрагивающих общие темы или проблемы;
–
•

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

•

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;

•

давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
произведения, показывать их

выделять две (или более) основные темы или идеи

развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность

художественного мира произведения;
•

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;

•

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;

•

анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое

воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
•

анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте,
от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–

осуществлять следующую продуктивную деятельность:
•

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные

произведения,

демонстрируя

целостное

восприятие

художественного

мира

произведения,

понимание

принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
•

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных

произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п. – анализировать художественное произведение в сочетании
воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

–

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);

–

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется
исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

–

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

–

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

–

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

–

об историко-культурном подходе в литературоведении;

–

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

–

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

–

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

–

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Список А

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Список В

Список С
Ф.И. Тютчев
Поэзия середины и второй половины XIX века
Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все Ф.И. Тютчев
былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, «День
и
ночь»,
«Есть
в
осени
что мните вы, природа…», «О, как убийственно первоначальной…», «Еще в полях белеет
мы любим...», «Певучесть есть в морских
снег…», «Предопределение»,
«С поляны
волнах…», «Умом Россию не понять…»,
коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные
«Silentium!» и др.
селенья…» и др.

А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден
наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них
– у дуба, у березы…», «Шепот, робкое
дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я
пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не
скажу…» и др.

Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Н.А. Некрасов
Руси жить хорошо»
Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…»,
«В дороге», «В полном разгаре страда
деревенская…», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...»,
«О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и
Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка»,
«Размышления у парадного подъезда», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода...»),
Поэма «Русские женщины»

А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена ночью южной…»,
«Одним толчком согнать ладью живую…».
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала,
случайно…», «Край ты мой, родимый край...»,
«Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость случайный…» и др.
Н.А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака
заблужденья…»,
«Накануне
светлого
праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я
не люблю иронии твоей…»

А.Н. Островский Пьеса
«Гроза»

А.Н. Островский
Пьеса «Бесприданница»

И.А. Гончаров Роман
«Обломов»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная история»

И.С. Тургенев Роман «Отцы и
дети»

И.С. Тургенев
Роман «Дворянское гнездо»

Ф.М. Достоевский Роман
«Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного города», «Господа
Головлевы»
Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»

Реализм XIX – XX века А.Н.
Островский
«Доходное место», «На всякого мудреца
довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба
Бальзаминова» Н.А.
Добролюбов
Статья «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской драмы»
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая
любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние
воды», статья «Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного
человека», «Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
(оригинальный текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»

Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр. по выбору)
Повести и рассказы «Человек на часах»,
«Тупейный художник», «Левша», «Очарованный
странник», «Леди Макбет Мценского уезда»

Л.Н. Толстой Роман-эпопея
«Война и мир»

А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый сад»

Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина», цикл
«Севастопольские рассказы», повесть
«ХаджиМурат»
А.П. Чехов
Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать
хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с
собачкой», «Попрыгунья» Пьесы
«Чайка», «Три сестры»

Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа
Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.
Толстого», «Русский человек на rendez-vous.
Размышления по прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова
соната», пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная
история», пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» //
Другие региональные произведения о родном
городе, крае И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня»,
«Суходол», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Митина любовь»
Статья «Миссия русской эмиграции»
А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох», «Олеся»,
«Поединок», «Гранатовый браслет»,
«Гамбринус», «Суламифь».

М. Горький
«На дне»

Пьеса

И.А. Бунин
Стихотворения:
«Аленушка»,
«Вечер»,
«Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и
колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть
нора…»
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из

М. Горький
Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома
Гордеев», «Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя

Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные
аллеи», «Чистый понедельник»

жизнь и Диана», «Волки».
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*

М. Горький
Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»,
«Челкаш»

А.А. Блок
Поэма «Двенадцать»

А.А. Блок
Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в
темные храмы…», «Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…»,
«На железной дороге», цикл «На поле
Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без
краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»,
«Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо…», «Рожденные в года
глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

Модернизм конца XIX – ХХ века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес издалека…»,
«Встану я в утро туманное…», «Грешить
бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с
тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя
воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я
отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к
трактирной стойке…» Поэма «Соловьиный
сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой шлем», «Красный
смех», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда
Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как

солнце, Забудем о том...»
«Камыши»,
«Словахамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою
ловил уходящие тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева»,
«Капитаны», «Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы»,
«Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое
чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби пелись губы…»,
«Заклятие смехом», «Когда умирают кони –
дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы
желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо
бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…»,
«Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью,
чингисхань…». М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников,
В.Ф. Ходасевич

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

А.А. Ахматова
Литература советского времени
Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, А.А. Ахматова
предано, продано…», «Когда в тоске
«Все мы бражники здесь, блудницы…», «Перед
самоубийства…», «Мне ни к чему одические
рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью
жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил
землю…», «Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…»

весной бывают дни такие…», «Родная земля»,
«Творчество», «Широк и желт вечерний свет…»,
«Я научилась просто, мудро жить…».
«Поэма без героя»

С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…»,
«Да! Теперь решено. Без возврата…», «До
свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею,
не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо
к женщине», «Письмо матери», «Собаке
Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я
последний поэт деревни…»

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять
в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи
голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы
теперь уходим понемногу…», «Русь советская»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я
обманывать себя не стану…». Роман в стихах
«Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст», «Черный
человек»
В.В. Маяковский

В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый
марш», «Нате!», «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею
Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой»,
«Скрипка и немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее
отношение к лошадям»
Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к
поэме «Во весь голос»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Генералам двенадцатого года»,
«Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«Моим стихам, написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на
глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица
в руке…»), «Тоска по родине! Давно…»

О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…», «Мы живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый
до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

Стихотворения: «Адище города», «Вам!»,
«Домой!»,
«Ода
революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Уже второй должно
быть ты легла…», «Юбилейное» Поэма: «Про
это»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю первый стих…»,
«Идешь, на меня похожий», «Кто создан из
камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка
ревности», «Пригвождена к позорному столбу»,
«Расстояние: версты, мили…» Очерк
«Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Лишив меня
морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда ничей
я не был современник…», «Сумерки свободы»,
«Я к губам подношу эту зелень…»
Б.Л. Пастернак

Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым
некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль.
Достать чернил и плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

Стихотворения: «Август», «Давай ронять
слова…», «Единственные дни», «Красавица моя,
вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда
любит поэт…», «Любить иных – тяжелый
крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал
бы я, что так бывает…», «Определение поэзии»,
«Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь
и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с
лишним – не вчера…» Роман
«Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы
«Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош»
(«Мольер»), «Зойкина квартира»
А.П. Платонов

Рассказы и повести: «Река Потудань»,
«Сокровенный человек», «Мусорный ветер»
М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце» Романы «Белая М.А. Шолохов
гвардия», «Мастер и Маргарита»
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита Лужина» М.М.
А.П. Платонов.
Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва революции»,
мире», «Котлован», «Возвращение»
«Нервные люди», «Качество продукции»,
М.А. Шолохов
«Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз
Роман-эпопея «Тихий Дон»
Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык»
И.Э. Бабель

В.В. Набоков
Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в
Фиальте»

А.И. Солженицын
Рассказ «Один день Ивана
Денисовича»

А.И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»

Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
Повесть «Раковый корпус», статья «Жить не по
лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский
мулла и чистый воздух», «Васька Денисов,
похититель свиней», «Выходной день» В.М.
Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий мужик»,
«Сапожки», «Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле
Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо
коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная
лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в
природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день, когда окончилась

В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку», «Серафим»,
«Красный крест», «Тифозный карантин»,
«Последний бой майора Пугачева»

война…», «Вся суть в одном-единственном
завете…»,
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965 года», «В деревне
Бог живет не по углам…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба»,
«Рождественская звезда», «То не Муза воды
набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…» Нобелевская лекция Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на
холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий краем моря»,
«Белый пароход», «Прощай, Гюльсары»

В.П. Аксѐнов

И.А. Бродский
Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На
смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой»,
«Ни страны, ни погоста…», «Рождественский
романс», «Я входил вместо дикого зверя в
клетку…»
В.М. Шукшин
Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»

Повести «Апельсины из Марокко»,
«Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести: «Веселый солдат»,
«Пастух и пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело», книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не
значился», «Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его
армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные приключения солдата
Ивана Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики и
удавы»
Ю.П. Казаков

Рассказ «Во сне ты горько плакал»
В.Л. Кондратьев

Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи
и помни», «Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц» А. и Б.
Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на
склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын», «Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов

Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»

Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев

Современный литературный процесс
Б.Акунин
«Азазель» С.
Алексиевич
Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые
мальчики» Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы, Лекции о русской
литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов

Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга
«Жизнь насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух «Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и
ты под персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман
«2017»
Т.Н.
Толстая
Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На
золотом крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова Роман «Крошки
Цахес»

Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка древностей», «Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»

М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк

Романы «На западном фронте без перемен»,
«Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения Д.
Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют
белые медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море», роман «Прощай,
оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения

Родная (региональная) литература
Данный раздел списка определяется школой в
соответствии с ее региональной
принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г.
Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список произведений является
примерным и может варьироваться в разных
субъектах Российской Федерации)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс (102ч)
№п/п
1

2-3
4
5
6

тема урока
Введение. Русская литература и русская история XIX века. Литературные
направления, их развитие и взаимодействие.
Литература второй половины XIX века
Литература и журналистика второй половины XIX века. Общий обзор
А. Н. Островский
Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр.
Драма «Гроза». Тѐмное царство в изображении А. Н. Островского.
Трагедия Катерины Кабановой.

количество
часов
1
2
2
8
1
1
1

7

8
9
10-11
12
13-15
16
17
18
19

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
Н.А. Добролюбов. Статья «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статья «Мотивы русской драмы»
А. Н. Островский. «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции в драме.
Трагическая судьба Ларисы Огудаловой в мире «чистогана»
Сочинение по творчеству А. Н. Островского.
И. А. Гончаров
Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие художественного таланта
И. А. Гончарова.
И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость.
Андрей Штольц как антипод Обломова.
Обломов и Ольга Ильинская
«Обломовщина» как общественное явление. Роман «Обломов» в зеркале русской критики.
Контрольная работа по роману И. А. Гончарова «Обломов».

1

Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя.
Роман «Отцы и дети». Отцы в романе - отражение политической борьбы 60х г.г. Смысл названия. Композиция.
Роман «Отцы и дети» Дворянство в изображении И.С.Тургенева.
Роман «Отцы и дети». Сила и слабость Е. Базарова.
Роман «Отцы и дети». Жизненные испытания главного героя.
Самостоятельная письменная работа в избранном жанре по роману «Отцы и дети».
Проблема нравственности в повести И. С. Тургенева «Первая любовь».
А.К. Толстой
Обзор жизни и творчества. Основные темы, мотивы, образы поэзии А. К. Толстого. Стихотворения: «Средь шумного
бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только
гость случайный…»
Н.А. Некрасов
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Поэтическое творчество
Н.А.Некрасова как гражданская позиция, служение народу.
Нравственный облик лирического героя в поэзии Н.А.Некрасова. Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…»,

1
1
1
1
1
1
2

1
1
2
8
1
3
1
1
1
1

И. С. Тургенев

20
21
22
23
24
25
26-27
28-29

30
31

8

2
2

7
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44-45
46
47
48
49-50
51
52-53

«Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»)
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей…»
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция. Развенчание «счастья» богатых и знатных в
поэме. Сатира на барскую Русь.
Образы крестьян и помещиков в поэме.
Образы народных заступников в поэме. Особенности языка поэмы.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова.
Ф. И. Тютчев.
Ф. И. Тютчев. Жизненный и творческий путь. Единство мира и философия природы в его лирике.( «Фонтан»,
«Певучесть есть в морских волнах…»)
Человек и история в лирике Тютчева.( «Умом Россию не понять…»)
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. ( «К. Б.» ,«Я встретил вас – и все былое...», «Нам не дано предугадать…», «Не то,
что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...»)
А. А. Фет.
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Еще майская ночь», «Как беден
наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
Любовная лирика Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…»,
«Я тебе ничего не скажу…»)
Письменный анализ одного из стихотворений А. А. Фета.
Н. Г. Чернышевский
Н. Г. Чернышевский. Буревестник из духовной семинарии.
«Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Художественный мир М. Е. Салтыкова- Щедрина. Очерк творчества.
М. Е Салтыков-Щедрин и его роман «История одного города» как сатирическое произведение.
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция
романа. Образы градоначальников.
Проблематика цикла «Сказки для детей изрядного возраста»
И. С. Лесков
Художественный мир Н. С. Личность и судьба писателя. Особенности художественного мира его произведений.
Изображение этапов духовного пути личности в «Очарованном страннике»

1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
2
5
1
1
1
2
4
1
2

54
55-56
57
58-60
61-62
63-64
65-66
67
68
69-70
71-72
73-74
75-76
77-78
79-80
81-82
83
84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-96

Нравственные проблемы в произведении «Леди Макбет Мценского уезда»
Ф. М. Достоевский
Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.
«Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие.
Роман «Преступление и наказание». Социальные и философские источники преступления Раскольникова. Петербург
Достоевского.
Роман «Преступление и наказание». «Ангелы» и «демоны» Родиона Раскольникова.
Роман «Преступление и наказание» Мастерство Ф.М.Достоевского-художника.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Л. Н. Толстой
Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба Л. Н. Толстого. Религиозные и нравственные искания.
«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи.
Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная».
«Дорога чести» Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Путь исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Роман «Война и мир». Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»).
«Гроза двенадцатого года» по роману Л. Н. Толстого « Война и мир».
Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
А. П. Чехов
Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.
Глубина философского осмысления жизни. «Студент», «Дама с собачкой».
Проблема ответственности человека за свою судьбу. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Рассказ « Ионыч ». Тема гибели человеческой души.
Особенности чеховской драматургии. Новый театр.
Пьеса «Вишнѐвый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Основной конфликт. Герои.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
Значение классической литературы. Классика и современность.
Мировая литература

1
12
2
1
3
2
2
2
16
1
1
2
2
2
2
2
2
2
12
1
1
2
2
2
2
2
2
4

97-98
99 -100
101102

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.
Творчество Ч. Диккенса. «Рождественская история».
Повторение

2
2
2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс (102ч)
№п/п
1

2
3
4

Тема урока
Введение
История XX века и судьбы искусства. Литературный процесс, сложности и противоречия.
Русская литература рубежа XIX –XX веков.
Традиции и новаторство в литературе рубежа веков.
Богатство и разнообразие литературных направлений. Развитие критического реализма.
И.А.Бунин. Традиции XIX века в лирике Бунина. «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У

Количество
часов
1
19
1
1
1

зверя есть гнездо, у птицы есть нора…».
5
6
7
8
9
10
11
12
13

И.А.Бунин. Философские мотивы: восприятие человеческой жизни в единстве с мировым бытием. «Господин из
Сан-Франциско».
Осуждение бездуховности существования в «Господине из Сан-Франциско».
Любовная тема и еѐ философское осмысление в «Чистом понедельнике»
Психологизм и символика в бунинской прозе. «Тѐмные аллеи»
А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет». Реальная основа сюжетов. Проблематика рассказа
«Гранатовый браслет»
РР Сочинение по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна.
А.М.Горький Жизнь и творчество (обзор) .
А.М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
РР Анализ одного эпизода рассказа .

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

30

В.А. Гиляровский. «Москва и москвичи». Социальные проблемы времени.
А.М. Горький-драматург. «На дне» как социально-философская драма.
А.М. Горький. «На дне». Социальные проблемы пьесы.
А.М. Горький. «На дне». Споры о правде в пьесе.
А.М. Горький. «На дне». Спор о назначении человека.
А.М. Горький. «На дне». Авторская позиция и способы ее выражения.
РР Сочинение по пьесе «На дне»
Поэзия конца XIX – начала XX века
Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».
Символизм. Эстетические взгляды символистов.
К. Д. Бальмонт. «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...», «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма.
Н.С.Гумилев. Жизнь и творчество (обзор) . «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Я и вы»
Футуризм. Своеобразие направления –абсолютная новизна в творчестве.
И.Северянин. «Когда ночами…», «Увертюра», «Весенний день»
А.А.Блок. Жизнь и творчество (обзор). Мотивы лирики поэта. «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка»
А.А.Блок. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. «На поле Куликовом», «Россия», «Русь
моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»
Поэма «Двенадцать». История создания и основная идея произведения.

31

Поэма «Двенадцать». Образы – символы. Своеобразие композиции.

1

32

РР Сочинение по творчеству А.А. Блока

1

33

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Первое вступление к поэме «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о
поэзии»
Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Нате!»
Новаторство В.Маяковского (ритмика, рифмы, неологизмы, строфика). «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Поэма «Облако в штанах» (обзор-анализ)

1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

34
35
36

33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

37

Особенности любовной лирики и темы поэта и поэзии. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»

1

38

Сатирические образы в лирике поэта. «Прозаседавшиеся» РР Анализ стихотворения

1

39

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь советская», «Мы
теперь уходим понемногу…»
Связь природы и человека в лирике поэта. «Клен ты мой опавший…»,
Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не
зову, не плачу…», «Письмо к женщине»
Роман в стихах «Анна Снегина» (обзор). Анализ эпизодов.
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. «Кто создан из камня…», «Пригвождена к позорному столбу».
Основные темы творчества М.И.Цветаевой. «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным
так рано…», «Тоска по родине! Давно…» РР Анализ стихотворений М. И.Цветаевой
О. Мандельштам. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Нет, никогда ничей я не был современник…».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено,
предано, продано…», «Творчество», «Я научилась просто, мудро жить…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. «Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…».
Б.Л.Патернак. Жизнь и творчество. «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Поэзия»
Лирика. Поэтическая эволюция Пастернака. «Никого не будет в доме…», «Зимняя ночь», «Снег идет»
Философская глубина лирики Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «О, знал бы я, что так бывает…»,
«Столетье с лишним – не вчера…». РР Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака
Роман «Доктор Живаго». (Обзор)
Образ Юрия Живаго и цикл «Стихотворения Юрия Живаго».
Русская проза XX века
Е.И. Замятин. Роман «Мы» (обзор)
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита». Необычность композиции и представления проблематики романа.
Сатирические образы романа.
Образы Воланда и его свиты.

1

40
41
42
43
44
45
46
47
48 - 49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
26
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80-81
82
83
84
85
86

Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести.
Мастер и его Маргарита. Проблема нравственного выбора
РР Сочинение по роману М.А.Булгакова.
А.П.Платонов. Жизнь и творчество (обзор). «Река Потудань», «Сокровенный человек».
Повесть «Котлован». Высокий пафос и сатирическое начало. Утопические идеи «общей жизни».
М.М. Зощенко. Рассказы: «Нервные люди», «Качество продукции»
М.А.Шолохов . Жизнь и творчество (обзор). Книга рассказов «Донские рассказы». Роман «Поднятая целина».
Роман-эпопея «Тихий Дон». Широта эпического повествования и проблематики произведения.
Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.
Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
Женские образы и идейный замысел. Функция пейзажа в романе. Смысл финала
РР Сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова.
И.Э. Бабель. Книга рассказов «Конармия» (обзор)
А.А. Фадеев. Роман «Разгром» (обзор)
В.В. Набоков. Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте» (обзор)
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Статья «Жить не по лжи»
«Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).
В.Т. Шаламов. Творчество (обзор). «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева», «Сгущенное молоко».
РР Сочинение по теме репрессий.
Проза второй половины ХХ века.
Тема ВОв в современной литературе. .Б.Л. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие».

1
1

В.В. Быков. Повесть «Сотников».
В.Г. Распутин. «Живи и помни».
В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба» (обзор).
В.М. Шукшин. «Чудик».
Поэзия второй половины 20 века.
И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем
русской и мировой поэзии. «Конец прекрасной эпохи», «Ни страны, ни погоста…»,

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
2

12
1

Н.М. Рубцов. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной
природы в изображении поэта. «Видения на холме», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!».
88
Б.Ш.Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. «Полночный троллейбус», «Живописцы».
89
Драматургия второй половины ХХ века (обзор)
90
А . В. Вампилов. Пьеса «Старший сын».
91
Современный литературный процесс. С. Алексиевич. «У войны не женское лицо»
92
В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».
93
Мировая литература. Г. Аполлинер, Бодлер. Стихотворения.
94
А. Рембо. Стихотворения
95
Родная (региональная) литература
96
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы.
П.П. Бажов "Дорогое имячко"
97
Литература народов России
98-99
Р. Гамзатов, М. Джалиль. Стихотворения.
100-102 Повторение.
87

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».