ДООП_Шахматы (11-18 лет)

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы (11-18)»
Возраст обучающихся: 11-18
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Евдокимова Яна Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области
образования, защиты прав ребенка:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

•

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
•

приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ»;
•

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная

распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;
•

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении

санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

•

устав МАОУ СОШ №56.

Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они
привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования.
Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и
ощущений. Каждый находит в них что-то своё. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой
не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.
Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и
совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка,
терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.
Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта
педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе
групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Направленность общеразвивающей программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обусловлена
наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми
ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной
мере может содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также для решения педагогических
задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как
умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра
предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность

формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания
участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области
образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».- региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам;
- потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
Адресат программы

-

учащиеся 11-18 лет, заинтересованные игрой в шахматы. Допускаются совместные

занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом
индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Дети принимаются в группу по желанию, по заявлению родителей, при
отсутствии медицинских противопоказаний.

Образовательная программа «Шахматы» рассчитана на 1 год обучения объемом 102 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу среди детей, посещающих общеобразовательную школу.
В зависимости от уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в материале, педагог оставляет за собой
право изменять порядок тем занятий и варьировать количество часов, отведённых на какую-либо тему, в пределах
общего количества часов образовательной программы .

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель образовательной программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи программы:
образовательные:
- содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное
мышление, память, внимание, усидчивость;
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования
действий во время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчета вариантов
в практической игре;

- включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение
с достоинством преодолевать неудачи и трудности;
- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
Развивающие:
- развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка;
- развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии,
речи детей;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
- духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной, народной и мировой
культуры;
- формирование

художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы,

окружающего мира;
-

формирование

нравственных

оптимистического отношения к жизни.

качеств,

гуманистической

личностной

позиции,

позитивного

и

Формы занятий - теоретические, комбинированные (сочетание теоретических и практических занятий), турниры.
Занятия по теории проходят в виде рассказа и беседы перед игровым занятием. Для снижения нагрузки и
повышения интереса у обучаемых детей необходимо разнообразить методы организации занятия. Занятия проводятся в
специализированном шахматном кабинете на демонстрационной шахматной доске.
Оценка эффективности программы учащихся производится на основании анализа самостоятельной игры

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации/контроля

Шахматы.

6

6

-

Беседа

2

2

-

Беседа

1.2

Роль шахмат в воспитании и развитии
личности.
Сильнейшие шахматисты мира.

2

2

-

Беседа

1.3

Основы шахматной игры. Правила ФИДЕ

2

2

-

Беседа

26

10

16

4

2

2

Решение задач

2

1

1

Решение задач

2

2

-

Решение задач

1
1.1

2
2.1
2.2
2.3

Повторение и закрепление.
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Ходы шахматных фигур.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на
проходе.
Шах, мат, пат. Начальное положение.

2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
4
4.1
4.2
4.3

Шахматная
нотация.
Обозначение
горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии.
Игровая практика с записью шахматной
партии.
Ценность шахматных фигур. Пример
матования одинокого короля.
Практика матования одинокого короля.
Шахматная комбинация.
Понятие о комбинации.
Слабость крайней горизонтали.
Двойной удар.
Завлечение.
Отвлечение.
Разрушение пешечного прикрытия короля.
Уничтожение защиты.
Связка.
Перекрытие.
Мельница.
Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.
Типичные комбинации в дебюте.
Дебют
Понятие о дебюте. Классификация дебютов.
Двух- и трехходовые партии. Выявление
причин поражения в них одной из сторон.
Детский мат. Защита от него.

2

1

1

Решение задач

2

1

1

Решение задач

2

1

1

Решение задач

4

-

4

Решение задач

4

2

2

Решение задач

4
28
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
36
4

16
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
22
4

4
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
-

Решение задач

4

2

2

Решение задач

2

1

1

Решение задач

Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Наблюдение, конкурс
Решение задач

4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
5
5.1
5.2

Невыгодность раннего ввода в игру ферзя и
ладьи.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Темпы.
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр.
Принципы игры в дебюте. Безопасное
положение короля.
Наказание за несоблюдение принципа
быстрейшего развития фигур.
Правила поведения в соревнованиях.
Анализ дебютной части партий.
Подведение итогов
Викторина по истории шахмат.
Шахматный турнир.
Всего:

3

2

1

Решение задач

4

2

2

Решение задач

4

2

2

Решение задач

4

2

2

Решение задач

4

2

2

Решение задач

3
4

3
2

2

Решение задач
Наблюдение, анализ

-

6
1
2

Решение задач
Конкурс

6
2
4
102

Содержание учебного (тематического) плана:
1Шахматы.
1.1Роль шахмат в воспитании и развитии личности.
Показатель успешности шахмат в развитии и воспитании человека.
1.2Сильнейшие шахматисты мира.
Успешные шахматные личности в истории шахмат.
2Повторение и закрепление.
2.1Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
Шахматная доска. Горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. Ходы шахматных фигур.

2.2Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Правила взятия на проходе.
2.3Шах, мат, пат. Начальное положение.
Расстановка фигур перед шахматной партией. Нападение на короля. Мат – цель игры.
2.4Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Запись шахматной партии. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
2.5Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.
2.6Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись готовых шахматных позиций.
2.7Игровая практика с записью шахматной партии.
Запись в игровой партии.
2.8Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.
Понятие ценности фигур. Матование одинокого короля.
2.9Практика матования одинокого короля.
Практическое задание. Матование одинокого короля (игра в парах).
3Шахматная комбинация.
3.1Понятие о комбинации.
Достижение лучшей позиции или мата путем жертвы шахматного материала.
3.2Слабость крайней горизонтали.
Слабость крайней горизонтали.
3.3Двойной удар.

Тактический приём «двойной шах»
3.4Завлечение.
Тактический приём «завлечение»
3.5Отвлечение.
Тактический приём «отвлечение»
3.6Разрушение пешечного прикрытия короля.
Разрушение пешечного прикрытия короля.
3.7Уничтожение защиты.
Тактический приём «уничтожение защиты»
3.8Связка.
Тактический приём «связка». Виды связок.
3.9Перекрытие.
Тактический приём «перекрытие»
3.10Мельница.
Тактический приём «мельница»
3.11Патовые комбинации.
Комбинации для достижение пата.
3.12Комбинации на вечный шах.
Комбинации для достижения ничьей.
3.13Типичные комбинации в дебюте.
Примеры комбинаций в дебюте.
4Дебют

4.1Понятие о дебюте. Классификация дебютов.
Общие принципы разыгрывания в начале партии.. Виды дебютов.
4.2Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.
Короткие шахматные партии.
4.3Детский мат. Защита от него.
Разбор ловушки «детский мат» в начале партии. Примеры защиты от него.
4.4Невыгодность раннего ввода в игру ферзя и ладьи.
Нарушение принципов игры в начале партии. Примеры партий, где ранний вывод ферзя и ладьи невыгоден.
4.5Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы.
Лучшая позиция в начале партии. Скорейшее развитие фигур быстрее соперника.
4.6Принципы игры в дебюте. Борьба за центр.
Лучшая позиция в начале партии. Понятие «центра» на шахматной доске.
4.7Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля.
Лучшая позиция в начале партии. Безопасность.
4.8Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
Примеры игровых партий
4.9Правила поведения в соревнованиях.
Шахматный кодекс. Правила игры.
4.10Анализ дебютной части партий.
Разбор игровых начальных позиций партии.
5Подведение итогов
5.1Викторина по истории шахмат.

Викторина по истории шахмат
5.2Шахматный турнир.
Шахматное состязание среди школьников.

1.4.Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
•

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
•

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
•

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей.
•

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

•

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной

деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:

•

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её

осуществления.
•

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

•

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
•

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
•

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление

аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
•

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
•

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы :
•

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно

определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать,
находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в
виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья,
мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
•

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные,

коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

•

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,

ключевые поля.
•

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить

комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Формы контроля и оценочные материалы
Формы аттестации.
В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация.
Цель аттестации:
- Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной
общеобразовательной программы данного года обучения.
Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной
программы.
Сроки проведения аттестации:
- промежуточная аттестация учащихся проводится в апреле – мае;
- итоговая аттестация проводится в мае.
Оценочные материалы.
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень
теоретической и практической подготовки учащихся (приложение 1).
Результаты освоения образовательной программы учащимися заносятся в таблицу:


полностью освоивших программу дополнительного образования – высокий уровень (9-10 баллов);



освоивших программу не в полном объеме – средний уровень (5-7 баллов);



освоивших программу в минимальном объеме – низкий уровень ниже среднего (0-4 балла).

Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах.

2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в специализированном шахматном кабинете на демонстрационной шахматной доске.
Для организации занятий по шахматам необходимо следующее оборудование:
- шахматные доски с шахматными фигурами;
- шахматные столы;
- демонстрационная шахматная доска;
Кадровое обеспечение:
Евдокимова Яна Сергеевна закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет » в 2013 году.
Специальность – Финансы и кредит. С 14.05.2018 по 29.06.2018 прошла повышение квалификации в Частном
Образовательном Учреждении Дополнительного Профессионального Образования «Институт повышения квалификации
и

профессиональной

переподготовки»

по

программе

повышения

квалификации

«Педагог-

организатор

в

образовательной организации».
Стаж педагогической деятельности 6 лет, имею первую квалификационную категорию.
Оценка эффективности программы учащихся производится на основании анализа самостоятельной игры
учащихся, тестированию, умению использовать шахматную нотацию и шахматные термины.

Методические материалы:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения
алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих,
зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются:
-

при знакомстве с шахматными фигурами;

-

при изучении шахматной доски;

-

при обучении правилам игры;

-

при реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным
методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции-мотив-

идея-расчет-ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение
дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического
мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические
удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает
ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках
решения самых разнообразных задач.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий:
-

оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

-

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального

выполнения;
-

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения

операций, входящих в состав действия;

-

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на

понимание принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практическая работа;
- турнир.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных
возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню
усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание
истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение
строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать
позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Литература для педагога:
1. Сухин И.Г. Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения. – Обнинск: Духовное возрождение,
2019. – 144 с.
1.А.А. Алехин «На пути к высшим шахматным достижениям», М. 1991 г., 445 стр.
2. В.А. Конотоп, С. В. Конотоп «Тесты по практике для шахматистов 2 разряда», 2011.М.,183 стр.
3. А. Панченко. «Теория и практика Миттельшпиля». М. 2004., 256 стр.
4. Ю. Авербах. «Шахматная академия».Издательство: Феникс 2002 г.
5. Ю. Авербах «Что надо знать об Эндшпиле» Издательство Физкультура и спорт. 1960 г.
6. А. Костенюк, Н. Костенюк «Как научить шахматам» Школьный шахматный учебник. М. 2008 г.
7. В. А. Конотоп, С. В. Конотоп «Тесты по практике для шахматистов 3 разряда» М. 2011 г.
8. А. Михальчишин «Магнус Карлсен 60 партий лидера современных шахмат» М. 2011 г

Литература для учащихся:
1. Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий/С.П. Абрамов, В.Л. Барский. –
ООО «Дайв», 2009;
2. ВеселаИ.Шахматный букварь/И.Весела, И.Веселы. – М.:Просвещение,1983;
3. Гончаров В.И. Некоторые

актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре/В.И.Гончаров. –

М.:ГЦОЛИФК,1984;
4.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980;
5. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985;
6. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992;
7. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984;
8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997;
9.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу;
10.Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999;
11.Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу;
12.Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999;
13.Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу;

14. Шахматы – школе/сост. Б. Гершунский, А.Костьев. – М.:Педагогика, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».