ДООП_Рукопашный бой

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Рукопашный бой»
Возраст обучающихся: 7-18
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Свалов Сергей Александрович,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей по направленности является физкультурно-спортивной; по
функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориентированной и групповой;
Программа по рукопашному бою (далее РБ) является модифицированной (Типовая: примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский спорт, 2004г под редакцией Акопян А.О., Долганов Д.И., Королев Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П.,
Харитонов В.И.) и составлена в соответствии с:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. N 996-р;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 устав МАОУ СОШ №56.
1.1 Характеристика вида спорта: рукопашный бой
Рукопашный бой – популярный отечественный вид спорта. Правила и терминология составлены на русском языке, основами методик
тренировок и соревнований являются отечественные научно обоснованные школы борьбы и бокса.
Привлекательными факторами является зрелищность соревнований, многообразие технических приемов и действий, в сочетании с
обеспечением необходимого уровня безопасности для здоровья спортсменов.
Рукопашный бой представлен в Единой Всероссийской спортивной классификации в разделе "Виды спорта, не вошедшие в программу
Олимпийских игр".

3

Данный вид спортивного единоборства является неотъемлемой частью физической подготовки военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов России, поэтому знакомство с ним служит военно-патриотическому воспитанию молодежи, подъему престижа
военной и государственной службы.
Развитием рукопашного боя в России занимается Общероссийская общественная организация "Федерация рукопашного боя". В настоящее
время она объединяет в себе региональные отделения в 52 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России,
Первенства среди юниоров и юношей, Чемпионаты и Первенства Федеральных округов, международный и Всероссийские турниры,
Чемпионаты министерств и ведомств.
Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал
практически всех видов единоборств. При этом рукопашный бой — это комплексный вид единоборства.
Особенностями рукопашного боя как вида спорта являются:
 разносторонние требования к физической, технической и тактической подготовленности спортсменов;
 высокая динамика и разнообразная вариативность ситуаций в ходе поединков;
 высокие требования к уровню психической готовности спортсменов (стремлению упорно биться за победу, уверенностью в силах,
уравновешенностью и стабильностью эмоций, умению регулировать психическую напряженность и поведение).
1.2 Характеристика общеразвивающей программы
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования,
воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в области физкультуры и спорта, подготовку к освоению этапов спортивной
подготовки, подготовку к поступлению в организации, реализующие предпрофессиональные образовательные программы в указанной сфере,
организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и
формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий рукопашным боем.
Основные задачи обучения:
- укрепление здоровья и гармоничное развитее всех органов и систем организма детей
- формирование интереса к занятиям спортом
- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и
освоение техники подвижных игр
- воспитание трудолюбия
- развитие и совершенствование общих физических качеств
- предварительный отбор детей для занятий рукопашным боем
- знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены
4

- социализация детей и подростков
Настоящая программа содержит нормативно-програмные и правовые основы, регулирующие деятельность детско-юношеских спортивных
школ и основополагающие принципы подготовки юных спортсменов.
В процессе разработки содержания настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивнотехнической подготовке юных спортсменов, научно-методические рекомендации по подготовке спортивного резерва.
Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи программы:
Оздоровительные
 развитие и коррекция двигательных качеств;
 повышение физической и умственной работоспособности;
 обучение приемам саморегуляции организма (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, приемы
самомассажа, изучение вариантов закаливания);
 снижение заболеваемости.
Образовательные
 изучение упражнений развивающего характера;
 ознакомление с техникой и тактикой рукопашного боя;
 развитие технико-тактического мышления;
 изучение основ гигиены;
 формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
 получение первичных знаний по истории рукопашного боя;

Воспитательные
 развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся; формирование потребности в здоровом образе жизни; содействие развитию
познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
 становление основ спортивной этики и эстетики рукопашного боя.

Развивающие


развитие основных физических качеств: силы, ловкости, скорости, выносливости, быстроты реакции, гибкости
5

Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу занимающихся, по содержанию основных видов подготовки,
участия в соревнованиях, в инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки.
Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его распределения по годам тренировки, рекомендации по
методике тренировки при технической, физической, функциональной и морально-волевой подготовке, организации медико-педагогического
контроля.
Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе
которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной подготовки и обучения в ДЮСШ, и предусматривает:
 преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
 преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоничному развитию всех
органов и систем организма;
 целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;
 обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки;
 комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности спортсмена, так и на этапах возрастного развития.
Данная программа может являться основным документом при проведении занятий в спортивных школах. В отдельных случаях, исходя из
местных социальных условий и наличия материально-технической базы, могут быть внесены частные изменения в содержание данной
программы, сохраняя при этом ее основную направленность.
Актуальность
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы
физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических и морально-волевых качеств школьников, материальнотехнические условия.
Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал
практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие
приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка (С.М. Ашкинази, 2001, 2007, В.Л. Волков, 2003).
Содержание технических действий бойцов в рукопашном бое, их технико-тактический арсенал свидетельствует об отсутствии какой-либо
методологии планомерной подготовки в этом виде спортивной деятельности. Спортсмены - «рукопашники», как правило, являются
представителями видов спортивной борьбы, либо ударных единоборств, что проявляется в ограниченности и односторонности их техникотактического арсенала применительно к задачам и возможностям рукопашного боя (И.В. Зайчиков, 2003).
Основными сложностями, с которыми встречаются тренеры, являются вопросы методики обучения спортсменов, вопросы выбора
тренировочных средств, способствующих повышению эффективности их соревновательной деятельности.
Особую актуальность приобретает методика обучения приемам в рукопашном бое на занятиях по технической подготовке детей в ДЮСШ.
Несмотря на то, что рукопашный бой уже давно и прочно вошел в программу подготовки по спортивным единоборствам, методика обучения
6

рукопашному бою на занятиях по физической подготовке пока еще не имеет под собой научного обоснования. Существует необходимость
научного обоснования порядка и последовательности изучения технических действий и приемов самозащиты в рукопашном бое. Проблема
осложняется тем, что среди специалистов по рукопашному бою не сформировано единое мнение о последовательности изучения основных
групп приемов – защиты от противника, собственно рукопашной схватки без оружия (С. А. Иванов, 1995; А. С. Кузнецов, 2007; А. А. Манаев, А.
С. Чабанюк, 2008). Нет и единого подхода к изучению различных видов техники – бросковой, ударной, ударно-бросковой. Отсутствуют
методики тактической и психологической подготовки занимающихся (А. И. Абашин, 2009; А. О. Акопян, 2000; А. А. Морозов, 2001).
Феномен развития рукопашного боя в России состоит в том, что рукопашный бой (далее РБ) нельзя назвать видом спорта в полной мере.
Рукопашный бой в России развивается в нескольких направлениях: детский спорт, спортивно-оздоровительное направление (сохранение и
укрепление здоровья, обучение навыкам самообороны). Кроме того, РБ предполагает возрастной уровень занимающихся (с 7 до …лет).
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации каждый воспитанник формирует свои личностные
качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие.
Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях
различного уровня.
Эффективным для гармоничного развития детей является такое введение практического и теоретического материала, который был бы
вызван требованиями творческой практики. Воспитанники должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения.
Новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий
тонус и ведет к более глубокому её усвоению.
При систематических занятиях рукопашным боем создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к
познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок
получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При систематических занятиях РБ ведется
работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей.
Социальная значимость РБ проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления,
организацию досуга, содержание образования и т.п.
Имея высокое прикладное значение, РБ позволяет тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться
высокой производительности труда. Навыки РБ и высокий уровень физической подготовки помогает и в боевой обстановке (служба в горячих
точках, спецподразделениях и т.д.)
Таким образом, рукопашный бой можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения
запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.
7

Данная общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей строится на таких основных принципах обучения
как:





индивидуальность
доступность
преемственность
результативность

При работе с обучающимися используются различные формы и методы обучения:
 групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия
 работа по индивидуальным планам
 медико-восстановительные мероприятия
 тестирование и медицинский контроль
 участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах
 инструкторская и судейская практика
Формы занятий

 по количеству детей участвующих в занятии – групповые.
 по особенностям коммуникативного взаимодействия тренера и обучающегося – теоретические занятия, учебно-тренировочные сборы,
выступления на соревнованиях различного уровня, участие в спортивно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках, конкурсах и т.д.
 по дидактической цели – вводное занятие, занятие по совершенствованию теоретической подготовленности, практические занятия,
занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Отличительные особенности
 учебный план данной программы, составлен исходя из местных (сельских) условий и рассчитан на 45 недель учебно-тренировочных
занятий (согласно Уставу школы)
 программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и расширенное освоение более
глубоких приёмов. В данной же программе обучение допускается с 7 летнего возраста. При помощи большой игровой практики и
различных ОРУ в СОГ, уже на начальном этапе, обучающийся постепенно подходят к ранней специализации РБ (учитывая особенности
организации УТЗ с детьми 6-7 летнего возраста)
На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и изучают теоретическую базу (см. в главе
теоретическая подготовка). Практические занятия по программе связаны с использованием необходимого спортивного инвентаря и
8

оборудования, что также помогает завлечь ребенка к занятиям РБ, и повышает его интерес. В теоретических занятиях также используется
различная видеотехника (просмотр соревнований и последующий их анализ).
В структуру образовательной программы входят 6 образовательных блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
1. Практические занятия (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка)
2. Теоретические занятия
3. Контрольно-переводные испытания
4. Соревновательная практика
5. Медицинское обследование
6. Воспитательная работа
На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами Российского РБ, как вида спорта, но и с культурами
других народов и стран. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения, как Западных, так и Восточных школ.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники РБ,
обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической
деятельности (соревновательной практике).
Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как
«забегание вперед», «возвращение к пройденному» и т.д. придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной
программе.
Обучающийся должен не только грамотно и четко применять полученные знания в соревновательной практике, но и осознавать саму
логику их следования. Нельзя необдуманно применять то или иное техническое действие на соревнованиях, отработанное на тренировочном
занятии. Все зависит от конкретной ситуации в данный момент. Для этого очень широко используется такой метод, как «Моделирование
соревновательных ситуаций». Данная методика будет описана в разделе по технико-тактической подготовке на различных ее этапах.
Предлагаемая методика, помимо наличия большой игровой практики, которую я опишу выше, и индивидуального подхода в
дифференцировании тренировочных нагрузок заключается еще и в том, чтобы обучающийся мог сам ставить перед собой наивысшею цель своих
занятий этим видом спорта, т.е. создал отличную мотивацию.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом наиболее благоприятных периодов
развития физических качеств, совершенствующихся в данном возрасте (таблица № 1).

9

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Многолетнюю подготовку спортсменов целесообразно рассматривать как единый процесс, как сложную специфическую систему, со
свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.
Учебный план спортивной подготовки рассчитан на 45 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году)
Для спортивных школ, имеющих в штате по одному тренеру-преподавателю, - учебный план может быть рассчитан на 45 рабочих недель
(в год). Причем весь учебный материал остается прежним, меняется, только разбивка по часам.
Весь период подготовки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути.
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не должна быть ориентирована в первые годы занятий на
достижение высокого спортивного результата (СОГ, ГНП).
В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить рациональный режим, личную гигиену, систематический
врачебно-педагогический контроль над состоянием здоровья.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировок и соревнований. В течение многолетних
тренировок спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка,
приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
Продолжительность обучения по общеразвивающей программе составляет 10 лет.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 7-17 лет. Причем
данный этап подразделяется на 2 подэтапа (7 – 12 лет и 13 – 17 лет). При этом количество тренировочных часов на каждом из подэтапов
остается без изменения – 6 часов в неделю (таблица № 5).
Спортивно-оздоровительная (СО) группа формируется как из вновь зачисляемых учащихся, так и из обучающихся, не имеющих по какимлибо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Возраст 6 7лет.
Основными условиями для зачисления в группы СОГ являются:
 заявление от родителей для зачисление ребёнка в общеразвивающую группу спортивной подготовки;
 разрешения - врача заниматься в общеразвивающих группах спортивной подготовки по данному виду спорта; - прохождение
вступительного тестирования;
Учебно-тренировочные занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей (ОФП, СФП, ТТП). Так на
начальном этапе, больше внимания уделяется теоретической и общефизической подготовленности.
Примерный годовой учебно-тематический план представлен в таблице № 2 и № 3.
10

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

Всего

ОФП

10

10

10

12

14

16

16

14

12

10

6

130

2

СФП

5

6

6

7

8

8

10

10

9

8

7

84

3

ТТП

2

2

3

3

4

6

5

4

4

3

-

36

4

Теория
Контрольнопереводные
испытания

2

-

2

-

2

--

2

-

2

--

--

10

--

--

--

--

--

--

--

--

2

--

--

2

6

Инструкторская и
судейская практика

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

7

Медицинское
обследование

4

--

--

--

--

--

--

--

4

-

--

8

8

Воспитательная
работа

1

5

Разделы

В процессе занятий

11

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в
пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 46 лет.
Если воспитанник при сдаче контрольно-переводных испытаний, выполняет необходимые требования, он может быть зачислен на этап
начальной подготовки или учебно-тренировочный этап, со следующего года обучния.
В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной педагогики:
 строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
 возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из
года в год увеличивается удельный вас объёма СФП (по соотношению к общему объёму тренировочной нагрузки) и соответственно
уменьшается удельный вес ОФП;
 непрерывное совершенствование качества технических действий (техники);
 соблюдения принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки;
 правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учётом физиологических особенностей возраста
занимающихся (половое созревание юных спортсменов);
 развитие основных физических качеств на всех этапах многолетней подготовки в сочетании с преимущественным развитием отдельных
физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
В технической подготовке могут быть использованы различные методы:
 целостный (обучение движению в целом в облегчённых условиях с последующим овладением отдельными фазами и элементами)
 расчленённым (раздельное обучение фазам и элементам движения и их сочетание в единое целое).
В данной программе используются оба принципа обучения.
Значительное омоложение, происшедшее в спорте в последние годы, создало предпосылки для обязательного осуществления начальных
занятий на спортивно-оздоровительном этапе.
Основная цель этого этапа – обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям
(общеразвивающих и специальных упражнений своего вида). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные
спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов; лёгкой атлетики, акробатики, спортивных игр и единоборств.
Основные задачи данного этапа:
 укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей
 формирование стойкого интереса к занятиям спортом
12





овладение основами техники выполнения обширных комплексов физических упражнений и освоение техники подвижных игр
воспитание трудолюбия
воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, силы, ловкости,
гибкости)
 отбор перспективных детей для дальнейших занятий рукопашным боем
Школы в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объёме физическая
работоспособность практически не растёт. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительных группах даст
благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, усилит их интерес к занятиям спортом.
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надёжные предпосылки для укрепления
здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учётом факторов ограничивающих физическую нагрузку:
 отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще);
возрастные особенности физического развития, представлены в таблице № 1.
Основные тренировочные средства:
 общеразвивающие упражнения (с целью формирования общих двигательных навыков и умений);
 подвижные игры и игровые упражнения;
 элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты и др.);
 прыжки и прыжковые упражнения;
 метание лёгких снарядов (теннисных и набивных мячей);
 силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных занятий).
Основные методы выполнения упражнений
 игровой;
 повторный;
 равномерный;
 круговой;
 соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).
Основные направления тренировки:
 спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок к успешной специализации в рукопашном бою. На
этом этапе происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом;
13



на данном этапе подготовке существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, поэтому дозировать нагрузку
следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом,
равным около 20% собственного веса;
 упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного
отдыха.
Основные средства и методы тренировки:
 главное средство в занятиях с детьми этого возраста – подвижные игры;
 для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что
дает возможность проводить занятия и тренировки более организовано и целенаправленно;
 комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.
Применение названных средств при преимущественном использовании упражнений, направленных на развитие быстроты (50%
основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.
Выполнение упражнений, нацеленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения.
Комплексы упражнений для развития быстроты применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения
центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за
комплексами для развития быстроты включают игровые упражнения, способствующие совершенствованию этого качества.
Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, используют во второй половине урока, так как к этому времени наиболее
полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой
направленности дополняют силовыми играми и игровыми упражнениями.
В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на рукопашный бой большое внимание необходимо уделять акробатике,
направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой – на
обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.
Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе:
 В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий);
 методы упражнений игровой и соревновательный;
 при изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр, показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение –
элементарным и простым.
Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо,
прыгнуть через препятствие т.д. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.
Обучение технике рукопашного боя на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения
базовым элементам:
14

 стойкам;
 передвижениям;
 ударам руками и ногами;
 приемам самостраховки при падениях;
 способам защиты;
 формам и способам захвата соперника;
 способам выведения из равновесия;
 ведущим элементам технических действий.
Методика контроля на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов – педагогических, медико-биологических и
пр. (см. раздел «Комплексный контроль»).
Комплекс методик позволит определить:
 состояние здоровья юного спортсмена;
 уровень физического развития (по показателям телосложения);
 степень тренированности;
Уровень подготовленности;
 величину выполненной тренировочной нагрузки.
На основе полученной информации тренер должен выносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
Подготовительные упражнения
Строевые упражнения:
 Выполнение команд «Налево», «Направо», «Кругом» на месте и в движении.
 Перестроение из одной шеренги в две
 Из колонны по одному в колонну по три, по четыре
 Повороты в движении
 Перестроение из шеренги уступом
 Переход с шага на бег и с бега на шаг – «Прямо!»
 Размыкание вправо-влево
Упражнения общеразвивающие (без предметов):
 И.п. – ноги на ширине плеч; поднимание и опускание плеч одновременно (поочередно), то же вперед-назад, круговые движения;













И.п. – руки вниз, ноги полусогнуты; круговые движения руками вперед (назад), выпрямляя ноги, встать на носки – вверх, опуская
руки в и.п.;
И.п. – стоя согнувшись вперед; круговые движения руками вперед, то же, но левая рука вверх, правая вниз;
Встречные махи руками вперед-назад, то же перед собой;
Из упора присев прыжком в упор стоя, ноги врозь, затем прыжком в упор присев;
Из упора стоя, согнувшись прыжком в упор лежа, затем прыжком в и.п.;
И.п. – упор присев, левая нога оставлена назад на носок прыжком смена положения ног;
И.п. – упор, стоя на коленях; перейти в упор, лежа, затем в и.п.; руки и ноги с места не сдвигать;
И.п. – упор лежа; перейти в упор, лежа боком на левой руке рывком правой рукой назад в сторону, затем в и.п., то же в упоре лежа
боком на правой руке;
И.п. – стойка на лопатках; движения ногами типа «велосипед»;
И.п. – то же; вращение ног вокруг своей оси;
И.п. – упор сидя сзади; приподнять от ковра таз – прогнуться затем в и.п.

Упражнения в ходьбе:
 Ходьба с подскоками и прыжками вверх;
 Ходьба в сочетании с движениями рук и туловища;
 Ходьба с поворотами на 180, 360 градусов;
 Ходьба с поворотами на 180, 360 градусов прыжком.
Упражнения в беге:
 Бег с подниманием прямых ног вперед;
 Бег с подниманием прямых ног назад;
 Бег с поворотами на 360 градусов;
 Бег с поворотами на 360 градусов прыжком;
 Бег с прыжками в сторону;
 Бег с прыжками вверх;
 Бег с прыжками в длину.
Упражнения для формирования правильной осанки:
 И.п. – положение правильной осанки у стены; прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, затем принять и.п.; проверить
осанку.



Держа у поясницы гимнастическую палку вертикально за спиной, принять положение правильной осанки; фиксировать позу 20-30 с;
то же в ходьбе; проверить осанку.

Упражнения для совершенствования гибкости:
С отягощением собственным весом:
 И.п. – ноги врозь; прогнуться назад, встать на носки, пальцами рук коснуться пяток;
 И.п. – то же; наклон вперед, ладонями коснуться ковра перед собой, слева от себя, то же справа (ноги не сгибать);
 И.п. – ноги врозь, руки за головой; отведение бедра в сторону с наклоном туловища в другую сторону;
 И.п. – сидя на ковре, ноги скрестно; захватить рукам за носки и максимально потянуть к себе до положения «по-турецки» и.п.;
 И.п. – сидя на ковре, левая нога согнута в колене и сцепленными в замок руками захвачена за стопу; с наклоном вперед выпрямить
ногу, не расцепляя рук, то же и правой ногой;
 И.п. – о.с.; наклон вперед, руки максимально назад, то же, но руки сцеплены сзади;
 То же в положении сидя на ковре ноги врозь;
 Выпад на левую ногу, с поворотом туловища вправо, руками коснуться носка правой ноги, затем в и.п. то же на правую ногу;
 И.п. – стоя на правом колене, левая нога вперед на носок; прогнуться назад до касания руками (головой) ковра, затем наклон вперед
к выставленной ноге до касания грудью колена, то же, но наклон вперед к опорной ноге до касания ковра локтями;
 То же лежа на ковре (свободную ногу не отрывать от ковра).
Упражнения для совершенствования ловкости
Упражнения в равновесии:
 И.п. – о.с.; круговые движения туловищем (с места не сходить);
 То же, стоя на одной ноге;
 Стоя на одной ноге, наклоны вперед-назад, в стороны;
 Прыжки на месте с поворотом на 90, 180, 360 градусов (после прыжка сохранять положение основной стойки);
 «Чехарда», фиксируя соскок;
 Ходьба с поворотами в сторону впереди стоящей ноги, на каждый шаг с фиксацией взгляда на партнере, идущим сзади;
 Ходьба по рейке гимнастической скамейки;
 Ходьба по рейке гимнастической скамейки с поворотами;
 То же, перешагивая через набивной мяч (несколько мячей);
 То же с бегом.

Акробатические упражнения:
 Кувырок вперед: захватом скрещенных ног из положения сидя, с закрытыми глазами, с теннисным мячом в руках, огибая 8-10
набивных мячей, расположенных на одной линии;
 Кувырок назад: с захватом скрещенных ног в положении сидя, с закрытыми глазами из стойки, с набивным мячом в руках, огибая 810 набивных мячей, расположенных на одной линии;
 Полет-кувырок через два чучела, лежащих вместе;
 Переворот: вперед, боком («колесо»), подъем разгибом из положения лежа на спине;
 Темповый подскок (вальсет);
 Стойка на руках;
 Курбет (прыжок с рук из стойки на руках – на ноги);
 Переползания: чередуя с кувырками, ходьбой и бегом, чередование способов переползаний – по-пластунски;
Упражнения в метании и ловле (теннисного или резинового мяча):
 Метания (мяча на дальность после кувырка вперед, с поворотами на 180, 360 градусов и т.п.);
 То же на точность (в цель);
 Подбрасывание мяча вверх и ловля после кувырка вперед. То же после кувырка назад; то же после поворотов на 180,360 градусов;
 Перебрасывание мяча в парах: снизу, с замаха в сторону (партнеры боком), через голову (партнеры спиной друг другу), наклоном
вперед между ногами, с отскоком от пола;
 Метание мяча ногами: на дальность, в цель.
Упражнение в поднимании и переноске груза:
 Переноска гимнастических скамеек: вдвоем, втроем и т.п.;
 То же – гимнастического козла;
 То же гимнастических матов;
 Переноска вдвоем товарища, сидящего на скрещенных руках, в захвате;
 То же с поддержкой под спину;
 То же, один держит под руки, второй под коленями.
Прыжки:
 Прыжки с набивным мячом в руках: вверх, в длину, в сторону;







То же, стоя на одной ноге;
Прыжки в высоту с разбега разными способами (через планку, ленточку и т.д.);
Прыжок далеко – высоко, с подкидного мостика с приземлением на гимнастический мат;
Прыжки с каната (гимнастической стенки) на маты, с высоты 2-4м;
Прыжки с высоты с набивным мячом в руках.

Упражнения со скалкой
Прыжки-подскоки с длинной скакалкой:
 Перешагивание через хорошо натянутые скакалки, выполняя различные движения руками (рывки, круговые движения и т.п.);
 Пробегая после каждого вращения скакалки;
 То же по сигналу;
 То же, но через две-три скакалки;
 То же в парах, в тройках и т.п.;
 То же с поворотами между скакалок;
 То же с бросками и ловлей мячей.
Прыжки (подскоки) через короткую скакалку:
 Подскоки на двух ногах с передвижением в различных направлениях; то же, меняя направление движения скакалки;
 Подскоки с ноги на ногу;
 Один оборот – два прыжка;
 То же на одной ноге;
 Бег на месте.
Упражнения с гимнастической палкой:
 Хватом за концы, сгибание и разгибание рук вперед, вверх, за голову, рывком вверх;
 Хватом за середину, вращение палки одной рукой. То же двумя руками;
 Хватом за конец палки обеими руками – круги палкой над головой. То же впереди; то же за спиной;
 Кувырки с палкой хватом за концы;
 Лежа на спине переносить ноги через палку ( палка хватом за концы);
 Хватом обеими руками за конец палки (и.п. – хватом за концы);
 Хватом обеими руками за конец палки (и.п. – лежа на ковре); перекаты в сторону (палкой ковра не касаться);



Упражнения вдвоем: перетягивание палки в стойке, сидя, лежа (палка хватом за концы или середину);

Упражнения с набивным мячом
Для рук:
 Перебрасывание мяча из рук в руки;
 Броски и ловля мяча:
а) бросок одной рукой – ловля двумя руками с поворотами на 360 градусов в момент полета меча;
б) то же толчком мяча двумя руками;
в) бросок через сторону одной рукой, ловля двумя руками;
г) то же, но ловля одной рукой.
 Броски и ловля мяча в парах:
а) бросок партнеру назад через голову (прогибаясь);
б) бросок партнеру назад между ногами (наклоняясь);
в) бросок партнеру через голову, стоя боком к нему;
 Перекаты с мячом в сторону (мяч ковра не касается).
Для ног:
 Удары по мячу:
а) коленом;
б) голенью;
 Броски и ловля мяча:
а) зажимая ногами – бросок перед собой;
б) то же, бросая мяч за себя.
Для туловища:
 Наклоны с мячом вперед (руки вверх);
 То же в стороны;
 Повороты с мячом в руках влево и вправо (руки вверх).
Упражнения на гимнастической стенке:
 В висе на гимнастической стенке – поднимание ног до касания рейки над головой;
 Угол в висе;
 Соскоки:

а)
б)
в)
г)








из виса спиной к стене;
то же, прогнувшись;
из виса лицом к стене;
то же, прогнувшись (соскоки выполняются толчком и без толчка ногами);
Наклоны вперед, руки в захвате за рейку на уровне таза;
То же, перехватывая руками до нижней рейку;
Махи ногой в сторону, держась за рейку;
То же, но махи назад;
И.п. – стоя на 3-й рейке снизу с захватом руками рейки на уровне груди; перейти в упор углом;
И.п. – то же; перейти в вис на согнутых ногах;
И.п. – упор лежа, ноги зацеплены на 4-й рейке; переступая руками вперед до касания грудью ковра (пола), затем в и.п.

Упражнения на гимнастической скамейке:
 Лежа на скамейке (поперек) лицом вниз – прогнуться;
 Сидя на скамейке, скрестные махи ногами в стороны (ноги под углом 45 градусов);
 Сед углом на скамейке – движения ногами типа «вставить»;
 Сидя верхом на скамейке, ноги зацеплены за края. Наклоны назад: руки вверх, за головой, на груди;
 Из упора сидя на скамейке (поперек) – прогибание вперед-вверх;
 Продвижение по полу (скамейка между ногами); на всей стопе, на носках, на пятках и т.п.;
 То же прыжками;
 Из упора стоя на скамейке (продольно), шаги на руках до упора, лежа на скамейке, затем так же и в и.п.;
 То же, не переступая ногами;
 Стоя на скамейке поперек, перейти в упор лежа (ноги на скамейке), затем в и.п.;
Упражнения с гантелями (вес 1-2 кг):
 Вращение гантелей, держа за головки (внутрь и наружу);
 Сгибание опущенных рук:
а) в положении супинации предплечья;
б) в положении пронации предплечья;
в) кисти рук ладонями повернуты друг другу;
 И.п – о.с. руки в стороны; сгибание рук;
 И.п. – о.с. руки к плечам; жим;





а)
б)
в)


То же сидя;
То же лежа (руки вперед);
И.п. – о.с. руки вверх; сгибание и разгибание рук; гантели за голову;
Поднимание рук через стороны вверх:
ладонями вниз;
ладонями вверх;
ладонями внутрь;
И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, туловище наклонено вперед под прямым углом; отведение рук в стороны, затем в и.п.
Упражнения в парах

Упражнения для развития силы:
 Один лежит на спине, руки вперед, второй захватывает за руки, ставит его на ноги, при этом партнер, которого поднимают, старается
не сгибать туловище, то же с захватом за одну руку;
 И.п. – один лежит на спине, руки вперед, второй ложится спиной (грудью)на руки лежащего; выполнение: нижний сгибает и
разгибает руки;
 И.п. – один в упоре сидя сзади, второй – захватывает ноги, приподнимает его таз от ковра; выполнение: нижний сгибает и разгибает
руки;
 Один принимает положение упора лежа, ноги на плечах партнера, выполнение: сгибание и разгибание рук;
 Захватив партнера сзади под плечи, подняв, вращение вокруг себя;
 И.п. – то же выполнение: перебросить партнера с одной стороны на другую.
Упражнения на гибкость:
 Один лежит на спине, захватив руками ноги партнера, стоящего со стороны головы; выполнение: стоящий захватывает ноги
лежащего и шагом назад сгибает его до касания ногами ковра;
 Один стоит наклонившись вперед, руки между ногами; второй сидит на ковре сзади партнера, упираясь стопами в ноги партнера,
захватывает его руки; выполнение, верхний выполняет наклон вперед, нижний за руки тянет к себе и т.д.
 Один в стойке на одной ноге, свободная нога вперед; партнер удерживает поднятую ногу на уровне пояса; выполнение: наклон
вперед к поднятой ноге, партнер постепенно поднимает ногу выше;
 То же, но наклон к опорной ноге;
 То же, но партнер отводит ногу в сторону;





Один стоит, наклонившись вперед, руки за головой, второй захватывает за локти партнера и помогает выполнять повороты туловища
в левую и в правую сторону;
Оба сидят на ковре спиной к спине, взявшись под локти; выполнение: первый наклоняется, второй ложится ему на спину,
прогибаясь;
Стоя спиной друг другу, взявшись за руки вверху; сделать шаг вперед, прогнуться (постепенно длину шага увеличивать).

Упражнения на реакцию:
 Один стоит руки вперед на ширине плеч, второй лицом к партнеру, руки вперед выше рук партнера (ладони вместе); задание:
опустить руки вниз между руками партнера, который в свою очередь пытается их поймать (запятнать); водящему нельзя опускать
руки вниз (руки постепенно сужаются);
 То же, сидя друг напротив друга на гимнастической скамейке;
 Сидя на скамейке друг напротив друга; один партнер кладет кисти рук на колени партнера, который свои руки опускает вниз за
спину или держит над ладонями партнера; задание: успеть убрать ладони с коленей партнера, который пытается запятнать их;
 Один стоит руки вперед, в руках теннисный мяч, второй стоит лицом к первому, руки вперед, выше рук партнера; задание: поймать
мяч из рук партнера;
 Сидя на гимнастической скамейке, то же;
 То же, но ловить одной рукой;
Упражнения для укрепления мышц и связок шеи:
 Наклоны головы вперед-назад, в стороны;
 То же, но партнер противодействует выполнению упражнения, удерживая голову выполняющего своими руками;
 Повороты в стороны, круговые движения головой;
 То же, но партнер противодействует выполнению упражнения, удерживая голову выполняющего своими руками;
 Наклоны головой вперед-назад с упором ладонями в подбородок, то же, но круговые движения головой;
 То же руки на затылке.
Игры и эстафеты:
 Команды сидят на скамейках (продольно), ноги врозь, в затылок друг другу, мяч у впереди сидящего; по команде первый встает и
передает мяч из руки в руки сзади, сидящему между ногами и т.д.; передавшие мячи садятся; последний, получив мяч, не вставая,
передает его через голову соседа вперед и так до первого; объявить победителя;
 То же; по команде первый встает на скамейку, одновременно подняв мяч вверх, прогибаясь назад, передает мяч партнеру; второй,
получив мяч, встает и так же передает мяч следующему; обратно мяч передается из рук в руки через голову впереди сидящего;










Упор присев сзади, мяч зажат коленями; передвигаясь до отметки в и.п., не уронить мяч (уронившие мячи начинают сначала), затем
броском передать мяч партнеру и бегом вернуться в свою команду (встать последним); второй начинает движение после того, как
первый коснулся рукой его плеча;
То же, передвигаясь спиной вперед;
То же, но перекатывая мяч; обязательное условие, чтобы мяч прокатился между ногами партнера, после чего он может принимать
и.п.;
Ручной мяч (по упрощенным правилам);
То же с набивным мячом;
«Борьба за мяч» (1х1, 2х2 и т.д.); задача: из захвата отобрать мяч у противника и перенести его за черту на свою сторону;
отобравший мяч – помогает товарищам, потерявший мяч – выбывает из игры;
Играющие лежат по кругу, водящий догоняет нележащего, бегая за ним по кругу, пока тот не ляжет рядом с товарищем, который
быстро встает и убегает от водящего;
То е, но играющие сидят или стоят; в этом случае надо сесть или встать рядом с товарищем.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При создании оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования
позитивных жизненных ценностей обучающихся, посредством систематических занятий каратэ, программа ставит своей целью, по
окончании ее реализации, подготовить высококлассного спортсмена, который бы показывал стабильно высокий результат, выступая на
соревнованиях Российского и международного уровня.
Формы проверки результатов освоения программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего
учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении
контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования уровня ОФП,
СФП
Итоговый контроль проводится с целью: определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные
зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.







По окончании всей программы воспитанник сможет:
применять на практике полученные теоретические знания
управлять своим эмоциональным состоянием
самостоятельно проводить утреннюю зарядку
организовывать учебно-тренировочный процесс в разделе «разминка»
Иметь массовые разряды

Результатом реализации программы должно стать: Формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта,
вовлечение в систему регулярных занятий.
Перечень основных тем для теоретических занятий:
1. Физическая культура важное средство физического развития и укрепления здоровья.
Понятие « физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья,
физического развития граждан РФ в их подготовке к труду и защите Родины. Формы физической культуры (ФК). ФК в системе
образования, во внеклассной и внешкольной работе. Роль ФК в воспитании трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных
умений и навыков.
2. Состояние и развитие рукопашного боя (РБ) в России.
История развития РБ в мире и в России. Достижения спортсменов России на мировой арене. Спортивные сооружения для занятий РБ и
их состояние. Итоги и анализ выступления сборных команд в соревнованиях по РБ. Союз организации РБ России. Документы,
регламентирующие работу спортивных школ. Права и обязанности спортсмена.
3. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Анатомо-морфологические особенности и основные системы организма. Костная система и ее функции. Физиологические системы
организма. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины
утомления. Влияние на организм нагрузок разной мощности. Восстановительные мероприятия в спорте. Биологические ритмы и
работоспособность. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы
и виды спортивного массажа.
4. Гигиенические требования к занимающимся спортом.

Понятие о гигиене и санитарии. Общее представление об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение
дыхания. Жизненная емкость легких
(ЖЕЛ). Понятие о кислородном запросе и долге. Максимальное потребление кислорода.
Аэробный и анаэробные процессы энергообеспечения. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной
работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Примерные нормы
пищевых продуктов для суточного рациона юных спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы.
Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Сердечнососудистая система. ЧСС как
показатель напряженности работы сердца. Гигиеническое значение кожи, уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования
к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня. Значение сна, утренней гимнастики в режиме спортсмена. Рациональное
чередование различных видов деятельности. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков и наркотиков. Профилактика
вредных привычек.
5. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма, его виды. Общее понятие об
инфекционных заболеваниях, при занятиях спортом, их предупреждение. Пути распространения заболеваний. Меры личной и
общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевания органов дыхания, острый болевой
печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий РБ, оказание первой медицинской помощи при НС. Профилактика спортивного
травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировкам и соревнованиям. Техника безопасности во время занятий в
спортивном зале, на спортивной площадке, на водоемах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1.Акопян А.О., Долганов Д.И. и др. « Примерная программа по рукопашному бою для ДЮСШ, СДЮСШОР», М.: Советский спорт, 2004.116с.
2.Астахов С.А., Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки
высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного боя): Автореф.:дис. …кпн. – М., 2003. – 25с
3.Бурцев Г.А., Рукопашный бой. – М., 1994. – 206с
4.Егорова А.В., Круглов Д.Г., Левочкина О.Е. и др. «Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в
Российской Федерации», метод.рекомендации, М.: Советский спорт, 2007 – 136 с.
5.Курамшин Ю.Ф. «Теория и методика физической культуры: Учебник. М.: Советский спорт, 2004.- 464с.
6.Микрюков В.Ю. Каратэ: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений,- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 240 с.
7. Якимов А.М. «Основы тренерского мастерства», учеб.пособие для студ.высших учебных заведений физической культуры, М.: ТерраСпорт, 2003 -176с.
Дополнительная литература:
1. Войцеховский С.М. книга тренера.- М.: ФиС, 1971. 312с
2. Иванов С.А., Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. Дис. …К.П.Н. – М., 1995 – 23с
3. Найденов М.И., Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. – Г.., ГВИ ПВ ФСБ
РФ, 2003. -120с
4. Общероссийская федерация рукопашного боя. Рукопашный бой. Правила соревнований. – М.: Советский спорт, 2003.
5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003
6. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И., Бокс (обучение и тренировка). – Киев: Олимпийская литература, 2001.
7. Семенов Л.П. Советы тренерам. М.: ФиС, 1980
8. Супрунов Е.П., Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов Автореф. Дис.
…К.П.Н. – М., 1997. – 27с
9. Суханов В. Спортивное каратэ, книга-тренер, РИФ «Глория» М.; 1995
10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: ФиС, 1991
11. Хрестоматия «Спортивная психология». Санкт-Петербург, 2002
12. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте. – М.: ФиС, 1989

13. Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах
единоборств.- М.: МГИУ, 2001
14. Юшков О.П., Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах
единоборств. – М.: МГИУ, 2001. – 40с

Список литературы
1. Акопян А.О., Долганов Д.И. Примерная программа рукопашного боя для ДЮСШ.-М.: Советский спорт 2004г
2. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки
высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 2003.
3. Войцеховский С.М. книга тренера.- М.: ФиС, 1971.
4. Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.;2002
5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС 1978
6. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте М.: ФиС 1991
7. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970
9. Коблев Я.К., Письменский И.А., Чермит К.Д. Многолетняя подготовка дзюдоистов.- Майкоп, 1990
10. Коц Я.М. Спортивная физиология. (Учебник для институтов физической культуры).М.: ФиС 1986
11. Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. М.: Советский спорт, 2003
12. Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. М.: Советский спорт, 2005
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: ФиС, 1991
14. Микрюков В.Ю. Каратэ. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003
15. Найдиффер Р.Н. «Психология соревнующегося спортсмена», М.: ФиС, 1979
16. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003
17. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка. Учебное пособие. ГОУ ВПО ВГАФК. Волгоград 2003
18. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка).- Киев: Олимпийская литература, 2001
19. Петерсен Л. Травмы в спорте. М.: ФиС, 1981
20. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкмй А.Г. Учимся дзю-до с В.Путиным. - М.: 2002
21. Рудман Д.Л. Самбо, техника борьбы.- М.: ФиС, 1983.
22. Семенов Л.П. Советы тренерам. М.: ФиС, 1980
23. Туманян Г.С. Базовая техника дзю-до. - М., 1991.
24. Физиология человека (общая, спортивная, возрастная) М.: Олимпия Пресс, 2005
25. Хартманин Ю., Тюннеманн Х. Современная силовая тренировка. - Берлин: Шпортферлаг, 1988. - 336 с.
26. Эймингас П.А. Самбо: первые шаги. - М.: 1992.
27. Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах
единоборств.- М.: МГИУ, 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».