ДООП_Медиа плюс

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Медиа плюс»
Возраст обучающихся: 12-17
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Шалаева Анна Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка
Актуальность программы «Медиа плюс» заключается в том, что помимо того, что у обучающихся повысится уровень
функциональной грамотности в сфере медиа и коммуникаций, а полученные знания и умения помогут им в
повседневной жизни, реализация программы способствует дальнейшему профессиональному самоопределению
обучающихся.
В основе создания программы дополнительного образования лежат следующие нормативно-правовые документы:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 устав МАОУ СОШ №56.
Содержание дополнительной образовательной программы «Медиа плюс» построено по модульному принципу и
состоит из 3 модулей: «Медиаграмотность», «Классические медиа: газета, радио, телевидение», «Цифровые медиа:
блог, соцсеть, видеоканал».
Данная программа строится на комплексном подходе к изучению работы медиа, рассмотрению ее с разных сторон и с
разных точек зрения (с точки зрения журналиста, с точки зрения редактора и корректора, с точки зрения издателя, с

точки зрения фотографа, блогера, оператора, с точки зрения оператора). Такой подход позволяет более эффективно
ознакомиться с работой современных медиа, глубже понять механизмы работы средств массовой информации, а также
на практике научиться освещать различные мероприятия, события, знакомить с интересными людьми и необычными
явлениями, притом делать это разными способами (с помощью освещения в газете, фото и видеосъемки, ведения блога
или странички в соцсетях).
На современном этапе развития общества содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального
самоопределения, что является приоритетным направлением развития Свердловской области. В процессе занятий
обучающийся усваивает умения и навыки работы с техникой, необходимые современному человеку.
Многообразие творческой деятельности (журналистская деятельность, работа с текстом, элементы графического
дизайна, издательское дело, фото- и видеосъемка, работа с компьютером) помогает учащемуся определиться и с
выбором дальнейшей своей профессии.
Следует также отметить, что программа носит практический характер: количество практических часов в разы
превышает теоретическое обоснование курса. Такое обилие практических занятий связано с выстраиванием
субъективных отношений между учащимся и педагогом. Кроме того, увеличенное количество практических занятий
позволяет учащимся разносторонне раскрыть свой творческий потенциал, который они могут реализовать, участвуя в
создании собственной газеты, журнала, развивая и продвигая сайт, канал, а также пополняя фото-и видеоколлекцию
своего детского объединения.
Отличительные особенности программы , новизна
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в конвергентном подходе к медиаобразованию.
В рамках обучения ребенок осваивает азы разных творческих профессий: журналист, редактор, корректор, фотограф,
режиссер, сценарист, ведущий, блогер. В процессе обучения учащийся знакомится с новыми терминами, знание
которых повышает его эрудицию, позволяет лучше ориентироваться не только в поле современных медиа, но и в жизни
в целом. Программа направлена на повышение функциональной грамотности в сфере медиа и коммуникации.
В реализации программы используется дифференцированный подход. Учебные группы формируются по возрастам и
уровню начальной подготовки учащихся. Уровень сложности заданий в рамках программы и методы работы на

занятиях соответствует характеристики конкретной учебной группы и корректируется педагогом в календарнотематическом плане.
Новизна программы заключается в конвергентном подходе к медиаобразованию. Содержание программы сочетает
специальные практические знания, медиа-теорию, культурологию и элементы кинопедагогики.
Адресат
Дополнительная образовательная программа «Медиа плюс» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 9-17 лет.
Уровень освоения программы ознакомительный. Обучаться по данной программе может любой желающий. Не требует
основных навыков медиа сферы. В реализации программы используется дифференцированный подход. Учебные группы
формируются по возрастной категории. Педагог условно разделяет учебную группу на сравнительно одинаковые по
уровню обучаемости микрогруппы. Учебный процесс адаптируется к познавательным возможностям каждого
учащегося, требования предъявляются соответствующие уровню его развития. На занятии педагогом используются
задания разного уровня сложности, адекватные методы и формы обучения, темп изучения материала.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями- 10 мин.
Общее количество часов в неделю- 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Объём программы - 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Рекомендуемое количество детей от 10 до 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа «Медиа плюс» построена по модульному принципу и состоит из трех
автономных модулей: «Медиаграмотность», «Классические медиа: газета, радио, телевидение», «Цифровые медиа:
блог, соцсеть, видеоканал». Каждый из модулей имеет свою специфику, направлен на решение своих собственных
педагогических задач.

Перечень форм обучения
Групповая, индивидуальная, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий
Беседа, лекция, практические занятия, круглый стол, мастер-классы, экскурсия.
2.2 Цель и задачи образовательной программы
Цель программы – воспитать компетентную, уверенную в себе личность, обладающую необходимым набором
знаний, умений и навыков для реализации себя в медиа поле, а также понимающую как устроена медиареальность.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
ознакомить с профессиональной деятельностью журналиста, фотографа, верстальщика, дизайнера, редактора,
оператора, режиссера, ведущего, блогера;
знакомство с наиболее ценными журналистскими работами современности и прошлого;
знакомство с наиболее интересными современными медиа;
освоить различные жанры, приемы видеографии;
обучить грамотной и быстрой работе за компьютером в текстовых и графических редакторах;
обучить навыкам работы с техникой (фотокамера, видеокамера, смартфон, диктофон и прочее).
Воспитательные задачи:
воспитать уважительное отношение к способностям своих товарищей и старших;
воспитать коммуникативные навыки;
воспитать чувства ответственности и добросовестности в работе;

воспитать патриотизм, любовь к малой родине;
воспитать уважение к труду;
воспитать активную жизненную позицию;
сформировать эмоционально-ценностное отношене к окружающей действительности;
профилактика асоциального поведения;
приобщить к общечеловеческим ценностям через знакомство с шедеврами кино, телевидения и прессы;
сформировать небезразличное отношение к актуальным проблемам в городе, стране и мире.
Развивающие задачи:
развить индивидуальные способности из задатков ребенка;
развить навыки правильно и красиво выражать свои мысли;
развить лидерские способности, активность, самостоятельность;
развить творческое мышление, воображение, фантазию и память;
развить логическое мышление;
развить информационную функциональную грамотность учащихся;
развить критическое мышление;
развить мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;
расширить кругозор, повысить любознательность и интерес к окружающему миру;
2.3 Содержание программы
Учебный план программы

№
п/п
1.
2.
3.

Наименование модуля
«Медиа-грамотность»
«Классические медиа: газета,
телевидение»
«Цифровые медиа: блог, соцсеть,
видеоканал»
Итого:

Количество часов
Всего
Теория Практика
48
10,5
37,5
48
9,5
38,5
48

11

37

144

31

113

2.1. Модуль «Медиа-грамотность»
Реализация данного модуля направлена на формирование умения ориентироваться с информационных потоках,
знакомство с базовыми медиа. Кроме того, здесь учащийся начинает осуществлять грамотный сбор информации для
своего проекта (печатное издание, блог или иное медиа) используя различные журналистские методы (анкетирование,
опрос, интервью и т.п.). Данный модуль направлен на знакомство с лучшими образцами работы журналиста и
формирование на этой базе умения выстраивать логическую цепочку при изложении своего материала обучающиеся
получат возможность познакомиться с особенностями профессии журналиста. Научатся анализировать источники
информации, работать с документами, готовить текст к публикации, макетировать и формировать задачи издания или
медиа в целом.
Цель модуля: помочь освоить приемы и методы подачи информации, используемые при подготовке текстов; дать
представление об особенностях стилей и жанров журналистских материалов.
Задачи модуля
Обучающие задачи:
познакомить обучающихся с основными понятиями журналистики;
познакомить с лучшими образцами различных жанров журналистики;

обучить собирать материал, систематизировать его;
обучить создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
научить редактировать созданный материал.
Воспитательные задачи:
сформировать способности командной работы;
сформировать уважение к труду журналиста;
Развивающие задачи:

привить основы журналистской этики.

развить навыка правильно и красиво выражать свои мысли;
развить творческого мышления, воображения, фантазии и памяти.
Ожидаемые предметные результаты
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать:
понятия «журналистика», «журналист», «периодическая печать»,
«пресса», «газета», «стиль речи», «тип речи»;
виды периодических изданий;
баланс текста и фотографии, жанры фотографии в СМИ.
основные элементы газеты;
элементы журналистского материала;
основные классические и современные журналистские жанры.
По окончанию курса обучения учащиеся должны уметь:

выделять из потока информации главный материал;
формулировать идею не только своей публикации, но и медиа, для которого она создается;
писать заметки и брать интервью;
работать со словарями, отличать фейк от правды, знать о методах проверки информации.
Учебно-тематический план модуля
№
Наименование
Количество часов
Формы
тем
Всего Теория Практика контроля/аттестации
1. Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа, анкетирование
2. Виды медиа. Что
11
2
9
Викторина, беседа
такое
«периодическая
печать», печатные
и цифровые медиа?
3.
4.
5.
6.
7.

Построение
материла
Стиль и тип речи
Многообразие
жанров
Средства
выразительности
Итоговое занятие
Итого:

6

2

4

Мультимедийная игра

10

2

8

12

2

10

Тематические
сообщения
Творческая работа

7

1

6

1
48

1
10,5

37,5

Исследовательская
работа
Рефлексивная беседа

Содержание образовательной деятельности
1.

Вводное занятие

Теория. Техника безопасности. Правила поведения в детском объединении. Практика. Знакомство друг с другом и с
деятельностью клуба и детского объединения. Просмотр архивов газеты, фото- и видеоматериалов, знакомство с
сайтом. Начальный контроль ЗУН.
2.
Виды медиа. Что такое «периодическая печать», печатные и цифровые медиа?
Теория. Понятие периодической печати, цифровых медиа. Отличие книги от периодики. Основные характеристики
периодической печати. Основные элементы газеты. Название. Логотип. Выходные данные. Блок обратной связи.
Периодизация и локализация современной периодики. Особенности современных периодических изданий. Виды
периодических изданий. Самые популярные современные издания.
Практика. Викторина «Основные характеристики периодической печати». Кроссворд по российским изданиям.
Исследовательская работа «Из чего состоит газета». Сравнительный анализ в обсуждении: «Чем газета отличается от
блога». Знакомство с современной периодической печатью. Знакомство с работами известных современных
журналистов, блогеров. (российских и мировых знаменитостей).
3.
Построение материала
Теория. Понятие текста и речи. Заголовок, лид и подпись. Основной текст. Красная строка. Деление текста на абзацы.
Использование Типографики и шрифтов.
Практика. Игра «Собери статью – статья разделена на несколько элементов (заголовок, лид, подпись, текст,
поделенный на абзацы), учащимся нужно собрать все элементы, чтобы получился полноценный материал, нужно также
назвать части материала. Написание небольшого материала на свободную или заданную тему.
4.
Стиль и тип речи
Теория. Понятие стиля и типа речи. Описание и повествование. Разговорный, художественный, научный и
публицистические стили.
Практика. Исследовательская деятельность (ознакомление с текстами разных типов и стилей, выявление общих черт
для определенного типа и стиля).

5.

Многообразие жанров

Теория. Понятие журналистских жанров. Основные журналистские жанры.
Заметка. Интервью.
Практика. Опрос на тему основные журналистские жанры. Написание собственных заметок на различные темы.
Интервьюирование. Обсуждение макета будущего медиа (газета, журнал, блог).
6.
Средства выразительности
Теория. Средства выразительности современного русского языка. Зачем они нужны? Синонимы, антонимы. Эпитет.
Практика. Знакомство с различными словарями русского языка (толковые словари, лексические словари, словари
синонимов и антонимов, обратные словари), работа со словарями. Исследовательская работа «Выявление средств
выразительности в тексте».
7.
Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов работы.
2.2. Модуль «Классические медиа: газета, телевидение»
На сегодняшний день в журналистской среде мнения разделились. Классические медиа, такие как газета или
телевидение все больше уходят от своего формата, но все-таки это база журналистской работы. Данный модуль
знакомит обучающегося с особенностями профессии и позволяет прикоснуться к созданию собственных печатных
СМИ и познакомится с работой телевидения.
Цель модуля: формирование основ профессионального мастерства журналиста, поиск своего стиля, умением работать
с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
Задачи модуля
Обучающие задачи:

дать обучающимся первоначальное представление о верстке, дизайне, работе фоторепортера, техниках письма и
речи;
научить обучающихся работать с программами Word, Paint, Power Point,
Movie Maker;
научить
обучающихся
находить информацию
в
Интернете и обрабатывать ее;
ориентироваться в истории классических медиа (газета, телевидение) Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к способностям своих товарищей и старших;
воспитание коммуникативных навыков;
воспитание чувства ответственности и добросовестности в работе.
Развивающие задачи:
развитие навыка правильно и красиво выражать свои мысли;
развитие лидерских способностей, активности, самостоятельности;
развитие творческого мышления, воображения, фантазии и памяти;
развитие критического мышления;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
Ожидаемые предметные результаты
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности при работе с компьютером;
структуру газеты;
понимать, что такое макет и какую роль в газете или журнале играет вёрстка

как сделать удачный кадр или сверстать фоторепортаж;
назначение и возможности графических редакторов Paint;
возможности текстового редактора Word;
что такое теле передача и чем она отличается от видео на Ютуб-канале.
назначение и работу программ видеомонтажа.
По окончанию курса обучения учащиеся должны уметь:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
создавать документ, папку, архив;
работать в программах Word, Publisher, Excel, Paint, Power Point, Movie Maker;
формировать простой макет в Word или Publisher;
печатать;
пользоваться интернетом;
обладать базовыми навыками риторического и ораторского мастерства
создавать сценарии к видеороликам.
Учебно-тематический план модуля
№
1.

Наименование
тем
Вводное занятие

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика контроля/аттестации
1
0,5
0,5
Беседа, анкетирование

5.

Основы работы с
печатной прессой.
Программное
обеспечение,
помогающее
создать печатные
медиа.
Что такое
телевидение. В чем
его отличие от
видео-блога.
Социальные сети.

6.

Итоговое занятие

2.
3.

4.

Итого:

8

2

6

28

4

24

Наблюдение, беседа,
опрос
Творческая работа

8

2

6

Мультимедийная игра

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

Интерактивное
занятие
Рефлексивная беседа,
выпуск газеты

48

9,5

38,5

Содержание образовательной деятельности
1. Вводное занятие
Теория. Как устроена газета. Какие программы позволяют её сделать самостоятельно. Что такое «вёрстка».
Особенности современного дизайна и типографики.
Практика. Просмотр и обсуждение печатных СМИ. Подготовка компьютера и рабочего места к работе.
2. Основы работы с печатной прессой

Теория. Из чего сделана газета. Структура восприятия печатных медиа. Цвет, Шрифт, линия внимания. Важные
элементы газеты.
Практика. Создание макета газеты. Выбор названия, логотип, шрифты.
3. Программное обеспечение, помогающее создать печатные медиа Теория. Пакет Microsoft Office.
Программы Word, Publisher, Paint, Movie Maker, Power Point (и другие) как основа для работы. Интернет. Сайт.
Практика. Работа в Microsoft Word. Paint. Учимся печатать быстро и правильно. Горячие клавиши. Создание
шаблона в любом из редакторов. Обсуждение возможностей разных программ для наилучшего достижения целей.
4. Что такое телевидение. В чем его отличие от видео-блога.
Теория. Медиа до эпохи соцсетей. Как узнавали и делали новости в ХХ веке. Манипулятивный потенциал различных
медиа. Краткая история телевидения. Социальные сети. Группа в соцсети как инструмент внешней рекламы. Блог как
средство выражения авторской позиции.
Практика. Работа телеведущего. Сценарий телепередачи и его особенности.
Что такое современная виртуальная студия.
Создание проекта группы в одной из соцсетей. Работа над видеоконтентом.
5. Социальные сети. Видео-блог и современные возможности медиа.
Теория. Особенности работа Ютуб и Рутуб-канала. Блог как средство выражения авторской позиции.
Практика. Формирование идеи своего канала. обсуждение дизайна и сценария.
6. Итоговое занятие Теория. Подведение итогов работы.
Практика. Просмотр созданных блогов.

2.3. Модуль «Цифровые медиа: блог, соцсеть, видеоканал»
На сегодняшний день практически каждый ребенок в той или иной степени уже является пользователем цифровых
медиа и даже создателем контента. Изучая данный модуль, обучающиеся познакомятся с основными цифрового

этикета, с тем, как и зачем мы создаем контент, получат возможность попробовать себя в роли блогера, администратора
в соцсети и сетевого журналиста. Познакомятся с базовыми возможностями создания и редактуры видео.
Цель модуля: обучение практическим навыкам и умению общаться в социальных сетях и создавать интересный и
качественный контент.
Задачи модуля
Обучающие задачи:
познакомить обучающихся с цифровыми медиа;
обучить начальным приемам работы с цифровыми медиа;
познакомить с современными жанрами: пост, логрид, соцопрос, статья, подкаст;
познакомить обучающихся с правилами монтажа видеороликов;
познакомить с созданием концепции цифровых медиа (сценарий, дизайн, стиль общения в сети).
Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к способностям своих товарищей и старших;
воспитание коммуникативных навыков;
воспитать ответственное отношение к своей и чужой работе;
воспитание чувства ответственности и добросовестности в работе.
Развивающие задачи:
развитие навыка правильно и красиво выражать свои мысли;
развитие лидерских способностей, активности, самостоятельности;
развитие творческого мышления, воображения, фантазии и памяти;

развитие критического мышления;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
Ожидаемые предметные результаты
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности при работе с компьютером;
технику безопасности при работе в интернете и цифровой этикет;
что такое классические медиа;
что такое цифровые медиа;
как создать страницу в соцсетях и превратить ее в новое медиа.
По окончанию курса обучения учащиеся должны уметь:
правильно работать на разных цифровых платформах;
использовать в работе разные виды техники;
самостоятельно определять формат и стиль будущего отснятого материала.
Учебно-тематический план модуля
№
Наименование тем
Количество часов
Формы
контроля/
Всего Теория Практика
аттестации
1. Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа,
анкетирование

2.

3.
4.

5.

Чем цифровые медиа
отличаются от
классических.
Знакомство с жанрами
цифровых медиа
Создание собственной
цифровой платформы и
работа на ней.
Итоговое занятие

Итого:

6

2

4

Интерактивное
занятие

12

2

10

28

6

22

Мультимедийная
игра
Творческая работа

1

0,5

0,5

48

11

37

Рефлексивная
беседа,
анкетирование

Содержание образовательной деятельности
1.

Вводное занятие

Теория. Техника безопасности при работе в интернете. Защита персональных данных. Цифровой этикет.
Практика. Цифровой этикет: работа над ошибками.
2.

Чем цифровые медиа отличаются от классических

Теория. Когда и как появились цифровые медиа. Классификация цифровых платформ. Новая цифровая реальность
(вирулентность, хайп, кибертроллинг и другие сетевые явления современности).
Практика. Дебаты: Классические или цифровые медиа? Каждый желает знать где сейчас журналист.

3.

Знакомство с жанрами цифровых медиа

Теория. Какие жанры существуют в новых медиа. Разбор лучших примеров цифровых медиа.
Практика. Знакомство с аккаунтами и страницами обучающихся, их анализ и совершенствование.
4.
Создание собственной цифровой платформы и работа на ней. Теория. Основы работы цифровых
платформ (Рутуб, ВК и другие). Правила работы с контентом.
Практика. Создание блога или страницы в соцсетях. Работа с фотографией. Работа с текстом. Работа с видео
(сценарий, съемка, монтаж, публикация на платформе.)
5.
Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов работы.
Практика. Анализ проделанной работы.
2.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты
По окончанию курса обучения у учащихся должны сформироваться следующие универсальные учебные действия
(УУД):
Познавательные УУД (умение анализировать, сравнивать, выделять отличия и т.д.; умение ориентироваться
в потоке учебной информации, осмыслять и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации; умение
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; умение осуществлять
рефлексию процесса деятельности и ее результатов).
Личностные УУД (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя
как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических
норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя
определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам).

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать педагога и своих товарищей; умение планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
умение договариваться, вести дискуссию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде).
Регулятивные УУД (умение принимать и выполнять поставленную задачу; умение планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять самоконтроль в процессе запланированной
деятельности; умение анализировать свои эмоциональные состояния, возникающие в результате деятельности и
оценивать их влияние на свое душевное равновесие).
Личностные результаты
По окончанию курса обучения у обучающихся должны сформироваться следующие личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность мотивации к обучению в заданной области и целенаправленной познавательной
деятельности;
социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими;
устойчивость к информационному воздействию и способность отличить качественный контент от
некачественного;
владение социальными
нормами и
правилами поведения,
ценностные ориентиры, толерантность по отношению к другим; развитие творческого мышления.
Предметные результаты
Предметные результаты после окончания курса обучения каждого модуля дополнительной общеразвивающей
программы «Медиа плюс» конкретизируются в программе модулей и соответствуют их специфики и содержанию.
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики
п/п образовательного процесса

№ Название
раздела,
п темы
/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

3.2 Условия реализации программы

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал

Формы,
методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

34
68
4
144
15
19
13 сентября
31 декабря- 9 января
31 мая

Формы
учебного
занятия

1 Модуль
«Медиа
грамот
ность»

Материальнотехническое
оснащение:
компьютер с
доступом в интернет
и монтажными
программами;
хорошо освещенное
просторное
помещение,
оборудованное
столами, стульями и
школьной доской;
фотоаппарат,
видеокамера,
штативы, студийный
свет, смартфоны;
проектор и большой
экран;
принтер;
канцелярские
принадлежности;
бумага, ватман

Методы обучения: исследов
ательская
Словесный
работа,
Практический
создание
Аналитический
собствен
Интерактивный
ного
материал
а (фото- и
Формы обучения:
видеосъе
Беседа, круглый
мка),
стол, конкурс,
работа
интерактив
над
собствен
Педагогические
ными
технологии:
текстами
Личностнов группах
ориентированные
технологии
обучения и
воспитания
Коллективнотворческое дело
Групповые
технологии
(групповая работа
по принципу
дифференциации)
Эвристическое

2 «Классическ
ие медиа:
газета,
телевидение»

дидактикометодический
материал:
конспекты
занятий;толковые
словари, лексические
словари, словари
синонимов и
антонимов, обратные
словари ; наглядные
пособия,
раздаточный
материал

обучение
Проблемное
обучение
Игровое обучение.

Материальнотехническое
оснащение:
компьютер с
доступом в интернет
и монтажными
программами;

Методы обучения: Индивид
уальная;
Словесный
Практический
анализ
Аналитический
газетноИнтерактивный
журнальн

хорошо освещенное
просторное
помещение,
оборудованное

Формы обучения:
Беседа, круглый
стол, диспут,
интерактив

ых
статей,
просмотр
телеперед
ач и
документ

столами, стульями и
школьной доской;
фотоаппарат,
видеокамера,
штативы, студийный
свет, смартфоны;
проектор и большой
экран;
принтер;
канцелярские
принадлежности;
бумага, ватман
дидактикометодический
материал:
конспекты занятий;
наглядные пособия,
раздаточный
материа, архив газет
и фотографий;
альбомы и журналы с
фотоснимками,
иллюстрациями,
рисунками;

Педагогические
технологии:
Личностноориентированные
технологии
обучения и
воспитания
Эвристическое
обучение
Проблемное
обучение

альных
фильмов,
новостны
х лент,
подготов
ка
репортаж
ей и
статей.

альманахи, газетножурнальные статьи)
3 «Цифровые
медиа: блог,
соцсеть,
видеоканал»

Материальнотехническое
оснащение:
компьютер с
доступом в интернет
и монтажными
программами;
видеокамера.
хорошо освещенное
просторное
помещение,
оборудованное
столами, стульями и
школьной доской,
записи теле и
радиопередач,
фильмов, хромакей,
фотоаппарат,
видеокамера,
штативы, студийный
свет, смартфоны;
проектор и большой
экран

Методы обучения:
Метод проектов
Словесный
Практический
Аналитический
Интерактивный
Формы
обучения:
мастер-классы,
тренинги,
соревнования,
круглый стол,
беседа, просмотр
художественных
фильмов и
социальных
роликов.

исследов
ательская
работа,
создание
собствен
ного
материал
а (фото- и
видеосъе
мка),
работа
над
собствен
ными
текстами,
полиграф
ией,
изданиям
и,
видеокон
тентом.

Ресурсное
программы
3.1. Учебнообеспечение

дидактикометодический
материал:
конспекты занятий,
контрольнодиагности
ческий материал

обеспечение
методическое

Дополнительная общеразвивающая программа «Медиа плюс» обеспечена следующими учебно-методическими
материалами:
Учебные пособия (учебная литература, видео- и аудиосредства
(записи теле и радиопередач, фильмов);
Методические пособия (конспекты занятий, контрольнодиагностический материал).
Дидактическое обеспечение (методические разработки, технологические таблицы и схемы, наглядные пособия,
раздаточный материал, архив газет и фотографий; альбомы и журналы с фотоснимками, иллюстрациями, рисунками;
альманахи, газетно-журнальные статьи).
3.2. Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий требуется:
хорошо освещенное просторное помещение, оборудованное столами, стульями и школьной доской;
компьютер с доступом в интернет и монтажными программами;
зеленый экран (хромакей);
фотоаппарат, видеокамера, штативы, студийный свет, смартфоны;
принтер;
канцелярские принадлежности;
бумага, ватман.

проектор и большой экран.

Формы, методы и технологии, используемые для реализации программы
Методы обучения
Словесный метод обучения направлен на развитие коммуникативных навыков учащихся и на развитие умения
слушать.
Практический метод направлен на формирование, усвоение и развитие практических навыков, необходимых в работе.
Аналитический метод обучения представляет собой анализ работы и проверку остаточных знаний. Три первых метода
являются традиционными для образовательных программ.
В программе также используется интерактивный метод обучения.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не
столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Метод проектов – это совокупность приемов и действий учащихся в их определённой последовательности для
достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего
конечного продукта (материала для газеты, самой газеты, сайта, презентации, фотографии и видеозаписи).
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного
приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из
различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в
рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления.
Развитие критического мышления через чтение и письмо – педагогическая технология, позволяющая
ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, которая более устойчива, чем внешняя.
Развитие критического мышления через чтение и письмо понимается как рефлексивная деятельность в обучении,
основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

Элементы кинопедагогики – педагогическая технология, повышающая насмотренность, позволяющая при помощи
видиографии, шедевров кино формировать сложные этические и эстетические проблемы, нарабатывать собственный
визуальный язык, вступать в «диалог» с мастерами мирового кино через обсуждение и применение некоторых техник.
Формы проведения занятий
Среди форм проведения занятий, связанных с текстом, можно выделить: анализ текста, конспект текста, написание
текста, редактирование текста, набор текста на компьютере, произношение текста. Среди словесных форм проведения
занятия можно выделить лекции, беседы, дискуссии, диспуты, дебаты, пресс-конференции, круглые столы, семинары.
К практическим формам проведения занятия относятся просмотр телепередач и фильмов (документальных,
художественных), новостных лент, а также их анализ, проведение исследований, акций, подготовка репортажей и
интервью (в том числе и вне образовательного учреждения), мастер-классы, тренинги, соревнования, конкурсы,
диктанты (в том числе электронный диктант – для проверки уровня усвоения работы в текстовых редакторах).
К аналитическим формам можно отнести анализ газетно-журнальных статей, фотографий, элементы медиа-теории,
анкетирование, опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), коллективное обсуждение, рефлексия:
подведение итогов конкурсов, соревнований, выводы (что получилось, что не получилось, как улучшить свою работу).
Также можно выделить такие формы проведения занятий, как исследовательская работа, создание собственного
материала (фото- и видеосъемка), работа над собственными текстами, полиграфией, изданиями, видеоконтентом.
По количеству учащихся формы занятий могут быть индивидуальными, в парах, в группе или команде.
Педагогические технологии
Успешная реализация программы невозможна без технологии самопознания и саморазвития ребенка, ведь
эффективность деятельности журналиста находится в прямой зависимости от его личности, поэтому желательно с
учетом особенностей психологии ребенка незаметно воздействовать на нее. Используя технологии эвристического
обучения и
«провоцируя» рефлексию, необходимо аккуратно подводить ребенка к тем или иным выводам не только за счет отбора
фактов, но и за счет формирования собственной позиции, добиваясь тем самым максимального воздействия. В связи с
этим во время реализации Программы следует применять технологии персонифицированного и группового обучения,
позволяющие лучше узнать детей, подобрать к каждому оптимальный подход, чтобы повысить эффективность
учебного и воспитательного процессов.
Педагог, реализующий данную программу, использует следующие педагогические технологии:

Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, где в центре внимания личность ребенка,
который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных
технологий обучения направлены на раскрытие и использование творческого потенциала каждого обучающегося.
Коллективно-творческое дело (общественно-важное дело) помогает раскрыть интересы и способности ребят,
обменяться увлечениями, знаниями, умениями, воспитывает заботливое отношение каждого к своему коллективу.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение,
взаимопонимание, взаимопомощь. Можно выделить следующие уровни коллективной деятельности: одновременная
работа со всей группой, индивидуальная работа, групповая работа по принципу дифференциации.
Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование собственного смысла, целей и
содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством
представления проблемно сформулированных заданий.
Игровое обучение – повышение эффективности работы с помощью использования игровых, соревновательных,
командных методов обучения.
3.3 Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Критерии оценивания предметных результатов обучения
Результативность образовательной программы отражает достижение учащимися детского объединения предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Достижение личностных и метапредметных результатов отслеживается педагогом преимущественно на основе
собеседований и наблюдений за учащимися в ходе учебных занятий, участия ребят в коллективных творческих делах и
мероприятиях детского объединения и образовательного учреждения.
Педагогические наблюдения обобщаются в конце учебного года и по желанию родителей могут быть представлены в
виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.

Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы отражают сформированность у
учащихся теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль и оценка предметных результатов
обучения осуществляются с помощью критериальной таблицы. Итоги начального, текущего и заключительного
контроля фиксируются педагогом в журнале.
Показатели
Критерии оценки

Уровень
подготовки

Методы и
формы
контроля

Теоретическаяподготовка
Знания

Владеет некоторыми конкретными
знаниями. Знания воспроизводит
дословно.
Запас знаний близкий к содержанию
образовательной программы. Неполное
владение понятиями, терминами,
законами, теорией.
Запас знаний полный. Информацию
воспринимает,
понимает,
умеет
переформулировать своими словами.

Низкий

Средний

Высокий

Практическаяподготовка
В практической деятельности допускает
Низкий
Специальные
умения и навыки серьезные ошибки, слабо владеет
специальными умениями и навыками.
Владеет специальными умениями,
навыками на
репродуктивноподражательном уровне.

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

Средний

Наблюдение,
контрольное
задание, анализ
творческих
работ

Владеет творческим уровнем
деятельности (самостоятелен, высокое
исполнительское мастерство, качество
работ, достижения на различных
уровнях)

Высокий

Так же учитывается активность и результаты участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Важной составляющей образовательного процесса в детском объединении является организация демонстрации
приобретенного учащимися в процессе занятий мастерство. Различные типы медиа-работ размещаются в социальных
сетях, либо демонстрируются в конце занятия, либо по итогам изучения разделов и всего курса обучения.
Критериями оценки созданных учащимися творческих работ выступают следующие показатели:
качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
четкое соблюдение технических требований;
аккуратность выполнения;
самостоятельности выполнения;
выразительность и оригинальность.
1.5.

Виды и формы контроля и диагностики результатов
Формы контроля

I.

Предварительный контроль

Выявление интересов, хобби, а также начальной подготовки учащегося (определение уровня знаний, умений, навыков).
Формы контроля: практические задания (написание материала на тему «Самый незабываемый день лета», работа за
компьютером), анкетирование, беседа.
II. Текущий контроль

Диагностирование прочности усвоения программного материала и уровня подготовленности учащихся. Данный
контроль помогает скорректировать дальнейшую работу с детьми в процессе обучения (наблюдение, беседа,
прослушивание, выполнение творческих заданий, оценка творческих и исследовательских работ, анализ экскурсий).
Своеобразной формой текущего контроля выступает ежемесячный выпуск газеты, на основании которой можно
проследить картину развития ребенка.
III. Итоговый контроль
Диагностирование знаний, умений и навыков, и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной
программы.
В конце учебного года следует провести итоговое занятие, на котором следует подвести итоги, сделать награждение
самых активных ребят, чаепитие. Кроме того, на итоговом занятии следует обсудить, что больше всего понравилось
ребятам, что не понравилось. Такая беседа (или анонимная анкета) позволит улучшить работу группы и детского
объединения в целом.
Методы контроля и диагностика результатов: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, анализ
творческих работ, презентация, итоговое занятие.
Психолого-педагогическая диагностика
Личностные изменения воспитанников диагностируются с помощью следующих методик:
Методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников»;
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив?» А.Н. Лутошкина.
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе А.Н. Лутошкина.
Диагностика интересов.
Диагностика психического развития (мышления, воображения, фантазии, памяти).
Психолого-педагогическая диагностика учащихся проводится специалистами психолого-педагогический службы.

Воспитательная работа
Воспитательная работа на занятии осуществляется несколькими способами: просмотр фото и видеоматериалов на
определенную тему, беседа
(коллективная, индивидуальная), экскурсии.
Работа с родителями
В работе с родителями используются следующие формы:
родительские собрания;
индивидуальные беседы;
анкетирование родителей;
проведение выездных съемок совместно с родителями;
просмотр и обсуждение работ учащихся (газеты, фото- и
видеоматериалов);
совместные мероприятия (поездки в музеи, на фестивали, в выставочные центры города,).
Ресурсное обеспечение программы
3.1. Учебно-методическое обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа «Медиа плюс» обеспечена следующими учебно-методическими
материалами:
Учебные пособия (учебная литература, видео- и аудиосредства

(записи теле и радиопередач, фильмов);
Методические пособия (конспекты занятий, контрольнодиагностический материал).
Дидактическое обеспечение (методические разработки, технологические таблицы и схемы, наглядные пособия,
раздаточный материал, архив газет и фотографий; альбомы и журналы с фотоснимками, иллюстрациями, рисунками;
альманахи, газетно-журнальные статьи).
3.2. Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий требуется:
хорошо освещенное просторное помещение, оборудованное столами, стульями и школьной доской;
компьютер с доступом в интернет и монтажными программами;
зеленый экран;
фотоаппарат, видеокамера, штативы, студийный свет, смартфоны;
принтер;
канцелярские принадлежности;
бумага, ватман.

проектор и большой экран.

4. Список литературы
Модуль «Медиа-грамотность»
1.

Бобков, А.К. Основы творческой деятельности журналиста: учеб.

Пособие/ А.К. Бобков – Иркутск: Иркутский ун-т, 2005. – 96 с.
2.
Гринина-Земскова, А.М. Сочинения в газетных жанрах.V-XI классы/ А.М. Гринина-Земскова. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 120 с.
3.
Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ/ Г.В. Кузнецов – М.:
Издательство Московского университета, 2004 – 400 с.
4.
5.

Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста/ Г.В. Лазутина. - М., 2001.
Мильчин, А.Э. Методика редактирования текста: учебник/

А.Э.Мильчин. – М.: Логос, 2005. – 524 с.
6.
Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/ А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 307с.
7.
Тендит, К.Н. История журналистики. Ч. 1: учеб./ К.Н. Тендит – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО
«КнАГТУ», 2012. – 155 с.
Модуль «Классические медиа: газета, радио, телевидение»
1.

Бергаут В.В., Интернет: первые шаги/ В.В. Бергаут, И.С. Чардин –

М., 2000.
2.
Ильяхов, М. «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст. 2-е издание/ М. Ильяхов - М.: Изд-во
«Альпина Паблишер». 2017. – 440с.
3.
Медведев, Г. С., Пташинский В. С. Adobe After Effects CS3 с нуля! Видеомонтаж, анимация, спецэффекты:
книга + Видеокурс (CD)/ Г. С.
Медведев, В. С. Пташинский – М.: Триумф, 2008. – 270 с.

4.
Отечественная теория медиа. Справочник. Ред. Вартанова Е. Л., - М.: Изд-во МГУ. 2019. – 246с.
5.
Познин, В.Ф. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и
коммуникации: Учебное пособие./ В.Ф.
Познин. – М.: Аспект Пресс, 2008.
6.
Столяров, А.М. Ваш первый фильм в Pinnacle Studio/Studio Plus version 10.5 (+ CD-ROM)/ А.М. Столяров,
Е.С. Столярова– Изд-во НТ-Пресс, 2007. - 304 с.;
7.
Хомоненко, А.Д. Основы современных компьютерных
технологий: учеб. пособие/ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. – СПб.: Корона Принт, 2002. – 448 с.
8.
Шаммс, Мортье. Autodesk 3ds Max 9 (+ CD-ROM)/ Шаммс
Мортье.. - Изд-во Вильямс, 2007. – 384с.
9.

Эндрю Фолкнер Adobe Photoshop CS3 с нуля!/ Эндрю Фолкнер,

Джуди Волтерс вон Алтен. – М.: Триумф, 2009. – 304 с.
Интернет-ресурсы
1.

Сайт телеканала «Культура» [Интернет-ресурс] www.tvkultura.ru

Раздел «Смотрим, обсуждаем»
2.

[Интернет-ресурс] www.bibliotekar.ru

3.

[Интернет-ресурс] www.kinopoisk.ru

4.

[Интернет-ресурс] www.samru.ru

5.
Сайт о Самарских ВУЗах в помощь будущему абитуриенту [Интернет-ресурс] www.universitetsamara.narod.ru –
6.
Городской портал «Самара 24» [Интернет-ресурс] www.gorod.samara24.ru - новости и публикации
Самары, справочник организаций.

7.

Портал журналиста www.journ-port.ru

8.
9.

Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» [Интернет-ресурс] www.vss.nlr.ru
Электронная библиотека «Лит Рес» (приложение)

Модуль «Цифровые медиа: блог, соцсеть, видеоканал»
1.

Беляков, М. Видеосамоучитель. Pinnacle Studio 11 (+CD)/ М.

Беляков М., А. Чиртик – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
2.
Больц, Н. Азбука медиа/ Н. Больц. – М.: Изд-во «Европа», 2011. – 136 с.
3.
Гамалей, В. Мой первый видеофильм от А до Я./ В. Гамалей. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.
4.
Щербаков, Ю.В. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер./ Ю.В.
Щербаков. - М.: Феникс, 2000. – 448 с.
5.
Падейский, В.В. Проектирование телепрограмм: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Продюсерство кино и телевидения»/ В.В. Падейский – М.: Изд-во Юнита-Дана, 2004. – 238 с.
6.
Манович, Л. Язык новых медиа/ Л. Манович. – М.: Изд-во «АД
МАРГИНЕМ ПРЕСС», 2018. – 400с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».