ДООП_Изостудия_Фантазия (10-15)

Приложение
к программе дополнительного образования
(приказ №70/6-од от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ №56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Изостудия «Фантазия»
Возраст обучающихся: 10-15
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Маликова Алена Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г. Артемовский
2023

Пояснительная записка.

- Направленность программы:
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы –художественно-эстетическая
- Актуальность программы: в процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный
вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
• приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
N 996-р;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• устав МАОУ СОШ №56.
Предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По
мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н. Д., Бахтина М. М., Выготского Л. С.) именно живопись, музыка,
литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное
действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий,
провоцирующих действие подростков.
Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих
технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание
школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребёнка, является эффективным средством
умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
образовательная деятельность в ОУ направлена в первую очередь на развитие личностных качеств и воспитание ребёнка в духе патриотизма, но вместе с
тем толерантности в отношении различных культур и религиозных взглядов. К числу наиболее актуальных проблем относится проблема нравственных
принципов и понимания ценности культурных достижений народов мира. Потребность общества и детей данного возраста такова, что необходимы опыт и
знания в области конструкторского и дизайнерского мышления. Данные категории потребностей удовлетворяются в решении задач, которым и посвящена
данная программа.

В кружке расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции
декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты воспитанников.
- Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в этой области заключаются в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса разнообразных приёмов и методов работы с материалами и ТСО, включая специальные программы –
графические редакторы и конструкторы. В структуру программы входят семь образовательных блоков: (теория, практика, проектная деятельность,
посещение выставок, участие в выставках и конкурсах разного уровня, коллективная (командная) и индивидуальная работа). Содержание курса объединено
в ряд тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умения создавать авторские творческие работы. Наиболее важной идеей является изучение правил и законов изображения реального мира.
Предлагается классический, академический подход к изучению натуры. Применяется спиральная последовательность освоения содержания. Но вместе с
тем, используются и нетрадиционные способы выполнения композиций, использования материалов, что позволяет развивать креативное мышление у
воспитанников объединения. Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с
особенностями содержания, детей, условий реализации программы). Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы объясняется использованием выводов и умозаключений величайшего, педагога и знатока детской
психологии – Рудольфа Штейнера. Данная программа с одной стороны призвана дополнить и расширить рамки практической части изучаемого в школе
предмета и основной рабочей программы. Но хотелось бы обозначить новизну программы тем, что уже практикуется в Вальдорфских школах, но чего
крайне мало в существующем сегодня стандартном подходе к образованию. Вальдорфская школа имела свою специфику. В качестве теоретикометодологической основы она опиралась на антропософические принципы.
Направление и содержание образовательной деятельности в Вальдорфских школах определяется конечной целью, которую ставят перед собой учителя.
Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры и продолжит её развитие.
Этапы физического развития человека следуют из гётеанистической идеи развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере
педагогики.
Прежде всего в своей программе мне хотелось бы как раз отметить то, что она максимально направлена в методическом аспекте на психологию
возраста. 10–15 лет. Это особенный период в развитии школьника. Поэтому, для начала, предлагаю вспомнить о том, чем, собственно, отличается ребёнок в
этот период.
Большая часть физических сил девочки расходуется на физический рост. Следствием этого является объективное уменьшение внешней
работоспособности. Девочка внезапно ощущает себя менее работоспособной. Она быстрее устаёт и уже не может кататься на велосипеде или заниматься
спортом, как раньше. Психически это даёт повод для дурного настроения и депрессии и капризности. Состояние длится обычно не дольше года. Потом
равновесие восстанавливается. Рост становится менее бурным. Обычное ощущение жизни постепенно возвращается, и "гроза" проходит. После этого
наступает первый период психического пубертата.
В отличие от девочек, у которых в пубертатный период наблюдается уменьшение внешней работоспособности, у мальчиков происходит как раз
наоборот. Мальчика буквально распирает от жизненных сил, и он должен освободиться от их избытка: либо в конструктивной деятельности, либо в
шалостях.
Жалобы на невоспитанную молодёжь не помогут. Школа должна в этот период решать проблему в педагогическом смысле. Это требует больших усилий
от педагогов. Подлинные воспитатели должны быть в состоянии возглавить этот период жизни и руководить им. Новое развитие воли возрождает ощущение
благоговения, но его теперь невозможно так же легко удовлетворить, как у шестилетнего.
У мальчика волевое отношение к миру становится реалистически-романтическим.

У двенадцатилетнего ребёнка уже более реалистическое представление о жизненных отношениях вокруг него. Его идеалы идут дальше. Он хочет
познать мир и стать водителем грузовика, моряком или лётчиком. Он считает, что таким образом он сможет избавиться от угнетающей узости
родительского окружения и отправиться в мир.
На двенадцатом- тринадцатом году наступает тот период, который обычно называют препубертатным. В новой метаморфозе своего существа ребёнок
подводит итоги того, что было пережито в сфере чувств.
Препубертатный период является началом полного обособления собственной личности от внешнего мира. Это метаморфоза волевого отношения к миру.
Пубертат это та фаза, в которой начинается поиск новой роли в гораздо более обширном мире. Где я, каково моё место в целом, как меня оценивают другие
— все это новые вопросы.
Это поиск собственной идентичности. Если это не удаётся, мы можем наблюдать после пубертета либо уход в себя, либо растворени е в компании.
Последнее связано с тем, что обретение себя в сообществе предусматривает "собственную ценность".
Бегство в стадность в различных социальных обстоятельствах может принимать самые противоположные формы.
Но оно всегда оказывается следствием неудавшегося обретения "своего Я".
Неограниченный авторитет как педагогический принцип изживает себя с наступлением пубертатного периода. Молодой человек хочет признавать
старшего в дружбе как ведущего. Много огорчений возникает в семейной жизни, если родители продолжают занимать авторитарную позицию и после
возмужания и не превращают ее в дружеское руководство. Ребёнок по праву ощущает авторитет как оскорбление своей личности.
Уже было указано на то, что ребёнок ищет нового синтеза с миром как выхода из своего одиночества, которое впервые полно и сов ершенно ощущается в
пубертатный период.
В первые семь лет ребёнок ещё образовывал единство с миром, который был частью его собственного существа. Во втором семилетии произошло
постепенное разделение "Я" и мира, превратившееся на четырнадцатом году в одиночество пубертатного периода.
Юноши пребывают в поиске мировоззрения, девушки же погружаются в глубины чувств и психологического анализа. Интерес, направленный на
внешний мир, совпадает с его жизненной задачей как мужчины. Задача женщины другая.
Мужчине, завоёвывающему внешний мир и овладевающему им, стремящемуся в путешествия и космические выси, в путешествия и рискованные
приключения противостоит женщина, проникающая в глубины души и владеющая ими. Так девочка в период созревания направляет взгляд в первую
очередь не в Космос, а в неизведанные глубины души человека. Человеческие отношения, душевные порывы вызывают её жгучий интерес. Она видит,
переживает и сострадает всему, что происходит вокруг неё с людьми. Она безудержно противопоставляет своё чувство всему ввергающему в смятение, что
она познает в мире вокруг себя. При этом она так же сильно ощущает одиночество, может быть, даже глубже, чем мальчик. Он живёт между полюсами
собственного одиночества и счастьем познавания мира.
Девушка гораздо больше живёт своими собственными переживаниями. Мир, который она хотела бы завоевать, это мир человеческой души.
Во второй семилетний период происходит психологическое развёртывание. Мышление, чувствование и волнение развиваются в надёжном уединении в
собственной личности.
В связи с особенностями этого сложного, переходного возраста на занятиях студии предлагается с одной стороны деятельность, которая даёт выход
вовне, изучение пространственных объёмных форм, перспективы и законов композиции, с другой же - погружение в себя, когда мы изучаем как свет и тень
ведут борьбу на поверхности объёмных предметов, проявляя эту форму, делая её понятной и ясной. Мы знакомимся с перспективой и рисуем натюрморты,
проникая в реальный мир вещей. Далее переносим свои познания в мир фантазий. Работа над композицией даёт широкие возможности для выражения своих
внутренних чувств, размышлений и переживаний. В полной мере почувствовать метаморфозы подросток, может создавая из плоского листа бумаги
объёмные конструкции.
Бумажная пластика позволяет прочувствовать объём. И ребёнок начинает ощущать внутренние победы. Потому что он чувствует себя настоящим
творцом. Развёртки позволяют взглянуть на самих себя с восхищением. Поскольку это та же метаморфоза, какую дети переживают в переходном возрасте.
Тематические композиции далее вновь ведут нас в предметный мир, окружающий человека повсюду. И этот мир необходимо украсить. Декоративные

элементы требуют волевых проявлений. Ритм, пластика линий, красота узора. Эта кропотливая работа позволяет сначала сосредоточиться и приложить
усилие, а затем расслабиться, почувствовать свободу в медитативных повторениях элементов. Такие же движения происходят в душе юных школьников.
В процессе рисования дети свободно общаются друг с другом, решая свои социальные проблемы. Такое взаимодействие позволяет выходить из
состояния одиночества. Позволяет повышать свою самооценку, когда под руководством умелого педагога на плоскости листа появляются объёмные
предметы.
На определённом этапе мы от орнамента переходим к буквенным знакам. Рисуя заглавные буквы, знакомясь с искусством каллиграфии, иллюстрируя и
оформляя совместную книгу, подростки учатся совместной практической и творческой деятельности. И это взаимодействие очень пригодится им как опыт в
дальнейшей жизни.
Важно то, что в программе мы неоднократно обращаемся к изображению человека. Интерес к человеку особенно велик. Умение рисовать людей высоко
ценится в подростковом возрасте, вызывая глубокое уважение сверстников. Особенно интересен портрет как жанр для девочек. А именно они прежде всего
занимаются в изостудиях. Юноши проявляют себя в подвижных играх, в спорте и туризме, а также в искусстве риторики, литературе, конструировании и
моделировании. Но если юноши посещаю студию, то для них наиболее интересно тематически другое. Поэтому предлагая темы для композиции,
необходимо учесть эту особенность. И однозначно, им будет интересно мастерить из бумаги своих любимых героев – моряков, путешественников, пилотов
и исследователей.
Придя к пониманию темы, изучаемого материала, подросток обращается к своей памяти, где находит информацию, поступившую ранее. И это позволяет
ребёнку пережить радостное ощущение того, что он действительно знает ту или иную тему программы. Отсюда приходят и уверенность в себе, и
правдивость информации, и уважение к предмету.
Эффективным для творческого развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой
практики. Ребенок должен уметь сам формулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на
занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа
будет организована в предлагаемых формах. Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии, выставки и т.
д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Подходя к вопросу образования в области изобразительного искусства, мы часто думаем о том, какие знания, умения и навыки должны приобрести
учащиеся в процессе такого обучения. Большинство образовательных программ в России на это и направлено. Однако, практика показывает, что кроме всем
хорошо знакомых и понятных ЗУНов, занятия изобразительной деятельностью формируют и развивают такие невероятно ценные качества, как воля и
нацеленность на конечный результат, мировоззрение, образное мышление.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественнотворческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной
мере свойственны всем детям и подросткам.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию само-организованности и самоконтроля школьников,
появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение
противостоять негативному воздействию окружающей среды.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или
неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования.
Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений, в числе которых, безусловно, одно из основных – это
художественно-эстетическое. Чтобы учащиеся могли заниматься разными видами художественной деятельности, в школах введены дополнительные
внеурочные курсы.
Основополагающим направлением развития современной образовательной системы становится реализация непрерывного художественного образования,
поскольку общеизвестно, что художественная культура является частью общей культуры человека. Приобщение к художественной деятельности, т. е.
продуктивное художественное творчество в различных сферах искусства в общеобразовательных организациях должно охватывать всех учащихся в
соответствии с их способностями и предпочтениями. Введение в дополнительное образование таких занятий создаст условия для популяризации искусства
и повышения мотивации школьников.
Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного
умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Данная программа дополнительного образования детей направлена на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции
в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную, студийную деятельность детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой и командный - организация работы в группах(командах);
- индивидуальный и парный- индивидуальное(или в парах) выполнение заданий, решение проблем. Применяются следующие методы: словесный,
наглядный, практический.
Методические рекомендации.
- Занятие должно быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять ребят на
сотрудничество с одногруппниками;
- Педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- Вывод делают сами учащиеся;
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- Времясбережение и здоровьесбережение;
- В центре внимания - дети;

- Учёт уровня и возможностей подростков, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
- Занятие должно быть добрым. При посещении занятий необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами
изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои
знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
Содержание образовательной программы соответствует:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям региона;
– базовому уровню и направленности дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательного учреждения;
– современным образовательным технологиям.
– определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
В целях обогащения и развития духовного мира каждого ребенка в педагогическом процессе используется богатейший потенциал изобразительных
видов искусства – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, коммуникативный.
Возможны дистанционные формы обучения. Для этого в качестве основной площадки используется https://dnevnik.ru/ , где размещаются ссылки на
создаваемые педагогом материалы. Результаты работ воспитанников выкладываются на доску: https://padlet.com/. Для совместной работы, кроме того,
используется облачная платформа, и ZOOM для проведения онлайн видеоконференций в формате высокой четкости.
- Адресат: Программа предназначена для детей среднего школьного возраста – 9–15 лет. Группа состоит из 10–12 человек.
- Режим занятий: Продолжительность одного академического часа 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 мин. (с одним перерывом в 15 мин. ).
Общее количество часов в неделю - 3.
(психолого-педагогическая характеристика возрастных групп – Приложение №1).
- Объем программы: 140 ч.
- Срок освоения программы: 1 год.
- Особенности организации образовательного процесса.
Программа является модульной.
- Перечень форм обучения.
Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную, студийную деятельность детей.
Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
- групповые занятия (10–12 человек);

- подгрупповые занятия (от 2-7человек);
- индивидуальные.
Возможны дистанционные формы обучения. Для этого в качестве основной площадки используется https://dnevnik.ru/ , где размещаются ссылки на
создаваемые педагогом материалы. Результаты работ воспитанников выкладываются на доску: https://padlet.com/. Для совместной работы, кроме того,
используется облачная платформа, и ZOOM для проведения онлайн видеоконференций в формате высокой четкости.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой и командный - организация работы в группах(командах);
- индивидуальный и парный- индивидуальное(или в парах) выполнение заданий, решение проблем.
Применяются следующие методы: словесный, наглядный, практический.
Методические рекомендации.
- Занятие должно быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять ребят на
сотрудничество с одногруппниками;
- Педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- Вывод делают сами учащиеся;
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- Времясбережение и здоровьесбережение;
- В центре внимания - дети;
- Учёт уровня и возможностей подростков, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
- Занятие должно быть добрым. При посещении занятий необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого
курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
- Перечень видов занятий:
Предусмотрены экскурсии, беседы и лекции, практическая работа в мастерской и пленэрные занятия, участие в выставках, фестивалях и конкурсах,
мастер-классы.
- Перечень форм подведения итогов:
Выставки, фестивали, конкурсы. Регулярно, после завершения темы, проходят текущие выставки в мастерской. В процессе просмотра работ происходит
обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных приёмов и способов решения той или иной творческой задачи,
беседа, анализ работы, выставки, конкурсы, фестивали искусств
- Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся.
Проводятся внутришкольные выставки в конце полугодий;
В конце года готовится большая отчётная выставка творческих работ, в которой участвуют все дети объединения, но отбираются самые интересные и
яркие работы, которые были созданы на занятиях изостудии и дома.

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
В концепции модернизации российского образования четко прописано, что “модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на
освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в
общий процесс обучения и развития.
Цель программы – Развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений
искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
образовательные:
содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;
Учить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами, формировать художественный кругозор и помогать приобретать
опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствовать эстетический вкус.
Учить детей элементарным основам реалистичного рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с
особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки;
Способствовать овладению воспитанниками основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для
эстетической организации и оформления пространственной среды.
Обучать навыкам рисунка, живописи, скульптуры и композиции, передавать знания об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
скульптуры;
Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
Способствовать овладению умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
Развивающие задачи:
Способствовать овладению средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Развивать творческий потенциал, воображение, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и
понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Развивать творческий опыт как формирующий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Формировать эмоционально-образный, художественный тип мышления;
Формировать, развивать и обогащать нравственные чувства, опыт уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Развивать воображение, творческий потенциал ребёнка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; способность к
эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыки сотрудничества в художественной деятельности;
Развивать художественно-творческие способности воспитанников, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества.

Воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству, воспитание культуры
восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
Формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
Воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей, максимально способствовать формированию правильных
наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести;
Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).
Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре и чтению литературы.
Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
В решении задач воспитания важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей,
способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи.
1.2 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№ п/п

практика

теория

Название раздела, темы

всего

Количество часов
Формы аттестации/
контроля

1

Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы. Композиции на
заданную тему с учётом перспективы. "Дорога в поле", "Лесная тропа".
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.

2

0,5

1,5

Выставка

2

Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Перспективное построение плоской
геометрической фигуры - квадрата и круга. Карандаш.

3

0,5

2,5

Выставка

3

Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Построение многогранных
геометрических тел в перспективе. Куб, призма, пирамида.

5

0,5

4,5

Выставка

3

0,5

2,5

Выставка

2

0,5

1,5

Выставка

4

5

Тон в рисунке. Штрих и линия. Графическая композиция с учётом перспективного построения
объектов (дома, колодца, дороги). Темы композиции: "Будни маленького города", "Старый колодец",
"Заброшенная деревенька". Карандаш, тушь.
Изучение воздушной перспективы. Композиции на заданную тему учётом перспективы и тона.
"Дорога в поле", "Лесная тропа Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Завершение работы.

6
7

Композиционное построение картины. Изучение основ композиции и анализ произведения картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Рисунок, посвящённый экологии. Композиция "Берегите природу" Карандаши цветные,
акварельные краски, гуашь, цв. Карандаши. Материалы по выбору.
Натюрморт с геометрическим телом в технике гризайль Акварель.

3

2

1

Выставка

4

1

3

Выставка

0
0,5

2
2,5

Выставка

9

Натюрморт в стиле пуантилизма. Яркость и выразительность цвета. "Букет"

2
3

10

Развёртки из бумаги. Объёмные изображения животных из бумаги.

3

0,5

2,5

Выставка

11

Маски для маскарада из картона, бумаги и пр. Материалов для украшения.

2

0

2

Выставка

7

0

7

Выставка

20

0

20

Выставка

3

0,5

2,5

Выставка

8

12
13
14

Наброски и зарисовки с натуры человеческой фигуры в статичном положении. Измерение
пропорций*.
Наброски и зарисовки человека в движении с учётом пропорций человеческой фигуры*.
Многофигурная композиция на тему "Рождество", "Новогодний праздник", "Зимняя сказка".

Выставка

15

Декоративно-прикладное искусство. Узоры для ткани. Платок. Геометрический орнамент в
квадрате.

2

0,5

1,5

Выставка

16

Декоративно-прикладное искусство. Узоры для росписи. Поднос. Растительный орнамент в круге
(квадрате).

2

1

1

Выставка

17

Народные промыслы. Лозоплетение, плетение из лыка и соломы, берестяные изделия. Плетение из
газетных трубочек изделия для праздничного стола. Конфетница, хлебница, корзиночка для фруктов.
Украшаем изделие своим декоративным растительным орнаментом в полосе и круге.

6

1

5

Выставка

4

1

3

Выставка
Анализ работ.

4

0,5

3,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

18

19

Национальные костюмы. Ювелирные изделия и украшения. Композиция на тему "Национальный
сказочный герой (любого народа территории России)", Персонаж народной русской сказки - "Хитрая
лиса", "Алёнушка". Проработка деталей костюма и элементов интерьера, кухонной утвари. Гуашь,
фломастеры, цветные карандаши.
Дымковская игрушка. "Барыня" "Петух". Лепка из глины. Обжиг и роспись изделий.

20

Пропорции головы человека. Портрет и характер. Сила и твёрдость. Мужественное лицо герояпобедителя. Карандаш, гуашь или акварель на выбор.

21

Пропорции головы человека. Характер. Женственность. Нежность и мягкость. Портрет мамы.
Карандаш, гуашь или акварель на выбор.

Анализ работ.
Выставка
Анализ работ.
Выставка
Выставка
Анализ работ.

22

23
24
25
26

Книжная графика. Стиль. Искусство каллиграфии. Книжная страница с текстом и иллюстрацией.
Выбор единого стиля для коллективной работы над изданием книги.
Компоновка странички, эскиз иллюстрации или обложки. Декоративное оформление заглавной
буквы или названия книги. Эскиз. Индивидуальная работа над оформлением страницы книги.
Проработка деталей.

7

1

6

2

0,5

1,5

Рисование песком - снимаем мультик.

3

0

3

Выездные мероприятия (посещение выставочных залов, музеев, мастерских местных художников).

20

20

0

Подготовка и участие в конкурсах разного уровня.

26

0

26

140

32,5

107,5

Современные
инструменты художника.
Знакомство с графическими программами.
Компьютерная графика. Рисование на компьютере. Фантастическое существо.

Всего:

Анализ работ.
Выставка, участие в
конкурсах

Анализ работ.
Выставка
Мультфильм
Фотоотчёт
Анализ работ.
Выставка.

* Наброски выполняются на каждом занятии по 15 минут в течение всего года.
1.3 Содержание учебного (тематического) плана:
Тема 1: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы. Композиции на заданную тему с учётом перспективы.
"Дорога в поле", "Лесная тропа".
Теория: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы.
Практика: Композиция на одну из тем (с учётом перспективы). "Дорога в поле", "Лесная тропа".
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Тема 2: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Перспективное построение плоской геометрической фигуры - квадрата и круга.
Карандаш
Теория: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы.
Практика: Перспективное построение плоской геометрической фигуры - квадрата и круга. Карандаш
Тема 3: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Построение многогранных геометрических тел в перспективе. Куб, призма,
пирамида.
Теория: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы.
Практика: Построение многогранных геометрических тел в перспективе. Куб, призма, пирамида.
Тема 4: Тон в рисунке. Штрих и линия. Графическая композиция с учётом перспективного построения объектов (дома, колодца, дороги). Темы
композиции: "Будни маленького города", "Старый колодец", "Заброшенная деревенька". Карандаш, тушь.
Теория: Тон в рисунке. Штрих и линия.
Практика: Графическая композиция с учётом перспективного построения объектов (дома, колодца, дороги). Темы композиции: "Будни маленьког о
города", "Старый колодец", "Заброшенная деревенька". Карандаш, тушь.

Тема 5: Изучение воздушной перспективы. Композиции на заданную тему учётом перспективы и тона. "Дорога в поле", "Лесная тропа Карандаши
цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору. Завершение работы.
Теория: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение воздушной перспективы.
Практика: Композиции на заданную тему с учётом перспективы. "Дорога в поле", "Лесная тропа".
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору. Тональное решение.
Тема 6: Композиционное построение картины. Изучение основ композиции и анализ произведения - картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Теория: Композиция в произведениях известных мастеров. Масштаб, ритм, силуэт, тон, фактура, цвет, форма и пятно в композиции как средства
выразительности.
Практика: Упражнения по композиции. Составление динамичной, симметричной, асимметричной и диссимметричной композиции.
Тема 7: Рисунок, посвящённый теме Экологии. Композиция "Берегите природу" Карандаши цветные, акварельные краски, гуашь, цв. Карандаши.
Материалы по выбору.
Теория: Беседа о теме экологии в произведениях современных художников.
Практика: Композиции на заданную тему с учётом перспективы. "Припять", "Городская свалка".
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Тема 8: Натюрморт с геометрическим телом в технике гризайль Акварель.
Теория: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение перспективы. Тональный разбор.
Практика: Выполнение учебной постановки – натюрморт с геометрическим телом. Гризайль.
Тема 9: Натюрморт в стиле пуантилизма. Яркость и выразительность цвета. "Букет"
Теория: Основные этапы выполнения рисунка. Компоновка в листе. Изучение воздушной перспективы.
Практика: Композиция в цвете на заданную тему «Букет».
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Тема 10: Развёртки из бумаги. Объёмные изображения животных из бумаги.
Теория: Пластические свойства бумаги для работы в объёме.
Практика: Выполнение развёрток из бумаги. Образы животных.
Тема 11: Маски для маскарада из картона, бумаги и пр. материалов для украшения.
Теория: Декоративное украшение. Ювелирное искусство.
Практика: Выполнение технических приёмов с бумагой - прорезей, аппликации, сгибания и др. для изготовления маскарадной маски на новогодний
карнавал.
Темы 12 и 13: Наброски и зарисовки с натуры человеческой фигуры в статичном положении. Измерение пропорций*.
Наброски и зарисовки человека в движении с учётом пропорций человеческой фигуры*.
Теория: Пропорции человеческой фигуры. Особенности пропорций взрослого человека и ребёнка, мужской и женской фигуры.
Практика: Выполнение набросков с натуры.
Тема 14: Многофигурная композиция на тему "Рождество", "Новогодний праздник", "Зимняя сказка".
Теория: Знакомство с сюжетной композицией. Библейские сюжеты в композициях мастеров живописи 19 века.
Практика: Композиции на заданную тему «Рождество», «Новогодний праздник», «Зимняя сказка».
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Тема 15: Декоративно-прикладное искусство. Узоры для ткани. Платок. Геометрический орнамент в полосе. Теория: Виды и типы орнаментов.
Декоративно-прикладное искусство.
Практика: Выполнение рисунка орнамента в полосе.

Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Тема 16: Декоративно-прикладное искусство. Узоры для росписи. Поднос. Растительный орнамент в круге (квадрате).
Теория: Виды и типы орнаментов. Декоративно-прикладное искусство.
Практика: Выполнение рисунка орнамента в круге или квадрате.
Тема 17: Народные промыслы. Лозоплетение, плетение из лыка и соломы,
берестяные изделия. Плетение из газетных трубочек изделия для праздничного стола. Конфетница, хлебница, корзиночка для фруктов. Украшаем
изделие своим декоративным растительным орнаментом в полосе и круге.
Теория: Народные промыслы. Лозоплетение, плетение из лыка и соломы, берестяные изделия. Виды плетения.
Практика: Плетение корзин и пр. изделий из газетных трубочек.
Тема 18: Национальные костюмы. Ювелирные изделия и украшения. Композиция на тему "Национальный сказочный герой (любого народа территории
России)", Персонаж народной русской сказки - "Хитрая лиса", "Алёнушка". Проработка деталей костюма и элементов интерьера, кухонной утвари. Гуашь,
фломастеры, цветные карандаши.
Теория: Детали при работе над композицией как финальный этап работы.
Практика: Работа над созданием образа главного героя сказки или любого другого персонажа. Книжная графика.
Карандаши цветные, акварель, гуашь. Материалы по выбору.
Тема 19: Дымковская игрушка. "Барыня" "Петух". Лепка из глины. Обжиг и роспись изделий.
Теория: Керамика. Глиняная игрушка. Народные промыслы.
Практика: Лепка из глины игрушки с применением приёмов дымковских изделий.
Тема 20: Пропорции головы человека. Портрет и характер. Сила и твёрдость. Мужественное лицо героя-победителя. Карандаш, гуашь или акварель на
выбор.
Теория: Пропорции головы человека.
Практика: Рисунок портрета героя – мужской образ воина-победителя.
Тема 21: Пропорции головы человека. Характер. Женственность. Нежность и мягкость. Портрет мамы. Карандаш, гуашь или акварель на выбор.
Теория: Пропорции головы человека.
Практика: Женский портрет. Материалы по выбору.
Тема 22: Стиль. Книжная графика. Книжная страница с текстом и иллюстрацией. Выбор единого стиля для коллективной работы над изданием книги.
Компоновка странички, эскиз иллюстрации или обложки.
Теория: Книжная графика как отдельный вид искусства. Стилизация образов.
Практика: Выполнение эскизов и страницы книги с текстом.
Тема 23: Книжная графика. Искусство каллиграфии. Декоративное оформление заглавной буквы или названия книги. Эскиз.
Теория: Книжная графика. Искусство каллиграфии.
Практика: Декоративное оформление заглавной буквы или названия книги. Эскиз. Прописывание букв текста книжной страницы.
Тема 24: Индивидуальная работа над оформлением страницы книги. Проработка деталей.
Теория: Нет.
Практика: Проработка всех элементов и деталей книжной страницы.
Тема 25: Коллективная работа. Сшиваем страницы.
Теория: Как выполняется переплёт книги? Особенности книжной графики.
Практика: Сшиваем книгу в переплёт.

Тема 26: Современные инструменты художника. Знакомство с графическими программами. Компьютерная графика. Рисование на компьютере.
Фантастическое существо.
Теория: Особенности компьютерной графики. Знакомство с графическими редакторами.
Практика: Создание фантастического образа.
Тема 27: Рисование песком - снимаем мультик.
Теория: Основные приёмы рисования песком.
Практика: Рисование песком и покадровая съёмка мультфильма.
1.4 Планируемые результаты
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на
разных этапах. Поэтому в программе сформулированы конкретные знания, умения, навыки воспитанников. Отдельно выделяются прогнозируемые
результаты воспитания и развития ребенка, указаны методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
- Воспитанник будет знать:
Технику безопасности на занятиях в изостудии.
Теорию образования светотени на поверхностях предметов, дополняя или расширяя знания по курсу географии, геометрии, астрономии.
Основные принципы перспективного построения объёмных изображений на плоскости, дополняя знания по курсу географии, геометрии, астрономии.
Основы композиции. Как компоновать изображения на листе, какие выбирать размеры, форму, тон и цвет пятна, линии для максимальной
выразительности своего рисунка.
И выделять основные этапы работы над рисунком.
Способы измерения пропорций, проверки собственного глазомера и метод визирования.
Теорию цветоведения, расширяя свои знания по курсу природоведения, географии, физики, астрономии.
О том, как свет и окружающая среда влияет на предметы и почему они имеют определённую окраску(опираясь или расширяя свои знания из курса
физики).
Основы пластических видов искусства и объёмного конструирования (бумажной пластики), опираясь или расширяя знания по курсу математики
(геометрии).
Приёмы и техники работы с различными графическими, пластическими и живописными материалами.
Свойства различных материалов и их возможности для передачи необходимого изображения.
В общих чертах отличительные особенности образования цвета на светящемся экране монитора или другого электронного средства, понимать разницу
цветового круга (Ньютона, Гёте, Оствальда и Иттена) и цветовой круг для полиграфии и компьютерной графики- RGB.
- Воспитанник будет уметь:
Правильно и безопасно пользоваться инструментами и материалами, такими как карандаши различной мягкости, бумага, акварель, гуашь, вода, ластик и
«клячка», тушь, перья плакатные, чернила, круглые и плоские, натуральные и синтетические кисти, клей ПВА, лаки и морилка на водной основе, бумага
плотная, тонкая, газетная, картон, ножницы, пластилин, глина, стеки, песок. Подготавливать рабочее место и прибирать его после занятия.
Используя различные материалы передавать объём предметов на плоскости листа посредством штриха, опираясь на знания теории образования светотени.
Компоновать на формате изображаемые объекты и выполнять конструктивное построение, необходимое для анализа формы предметов.
Передавать глубину пространства на плоскости листа, основываясь на знания линейной фронтальной перспективы и воздушной перспективы.
Вести работу над рисунками поэтапно, от общей формы к деталям.

-

-

Видеть и передавать, подбирать в живописных работах необходимые оттенки цвета, создавать собственные предметно-тематические композиции,
используя теорию цветоведения и основы композиции.
Использовать бумагу как пластический материал, создавая различные объёмные образы.
Создавать объёмные фигуры и придавать им различную фактуру, декорируя поверхность без использования каких-либо иных материалов, лепить образы
человека, животного, предметов окружающего мира.
Применять цветовой круг Иттена или RGB для различных творческих задач.
Пользоваться графическими редакторами (.Paint, Paint Tool Sai, Krita) для различных задач. Paint для простого плоскостного геометрического изображения,
орнаментов. Paint Tool Sai, Krita для послойного рисования и покадровой анимации.
Находить нестандартные решения для дизайнерских и творческих задач.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Развивать чувство цвета и цветовосприятие, глазомер.
Иметь терапевтический эффект от работы с различными художественными материалами.
Поднять самооценку и повысить собственный рейтинг в среде сверстников.
Увлекательно наполнить свободное время, найти хобби.
Творчески самовыражаться на языке изобразительных средств.
Получить поддержку и понимание единомышленников, которые так же нестандартно мыслят, обрести друзей.
Иметь комфортные условия для занятий творчеством.
В поездках пополнять опыт решения задач бытового уровня.
Учится взаимодействовать с детьми разного возраста и со сверстниками.
На занятиях и экскурсиях расширяет кругозор, узнаёт новые термины, учится в литературной форме выражать мысли, использовать метафоры и сравнения,
обогащает словарный запас.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Интерес и любознательность к творчеству и биографиям художников, представляющих различные временные эпохи, принадлежащих к разным социальным
слоям в обществе и использующих разные по уровню знания и опыт, имеющих различные взгляды на жизнь и различное мировоззрение, религиозные
представления.
Доброжелательное к сверстникам и одногруппникам старшего и младшего возраста.
Толерантно и с уважением к представителям других культур.
Уважительно к старшему поколению.
С пониманием к детям, имеющим проблемы со здоровьем, лишённым возможности свободно двигаться и перемещаться, с нарушениями моторики и пр.
Отмечаем визуально и в диалоге ценностно-смысловые установки учащихся, замечаем их в рисунках: личность ребёнка направлена на совместную
деятельность и взаимодействие с другими людьми, ребёнок имеет представление об основных ценностях, независим, самостоятелен в своих поступках,
принимает и использует ценности в поведении, взаимодействуя с окружающими людьми, владеет способами деятельности по оценке явлений окружающей
действительности, анализирует свои действия и поступки, действия и поступки других людей.
Рефлексивные навыки хорошо видны на различных этапах практической деятельности, а также, как итог, в творческой работе над композицией. Педагог в
конце каждого занятия акцентирует внимание учащихся на положительных результатах их деятельности на уроке, даёт совместно с другими детьми устную
положительную оценку работе.
Ребёнок способен удерживать позитивный настрой, коллективную задачу, пытается принимать ответственность за происходящее в группе, учится
осуществлять пошагово, организовывать свою деятельность, старается соотносить результаты с целью деятельности. Реконструирует и анализирует план

построения собственной или чужой мысли, идеи, композиции, пытаясь выделять в этом плане его состав и структуру, а затем их прорабатывает соответственно
ставящимся целям.
Ментальные новообразования возникают в процессе всей творческой и практической деятельности. Ментальные акты неотрывны от тела. Занимаясь
практически выполнением тех или иных заданий, связанных с изображением линии, пятна или формы мы воздействуем на развитие мышления. Рисование
форм позволяет детям развивать речь, пространственное, логическое, рациональное и иррациональное, образное мышление.
Способы деятельности (в т. ч. интеллектуальной). Способы деятельности – один из факторов развития познавательной активности школьника. Любой
вывод основывается на исследовании и анализе после разнообразных упражнений, которыми наполнен учебно-тематический план занятий кружка. Это и
получение в итоге рисования форм неких образов, и получение нового оттенка цвета, вывод – смешивание основных цветов даёт новый «дополнительный»
цвет и многообразие оттенков достигается смешиванием небольшого количества красок. В лепке мы осознаём конструкцию формы, свойства, и ищем пути
применения. Анализируем получаемые формы. На занятиях кружка-студии «Фантазия» формируются умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять
главные мысли, дети освобождаются от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению, так как
все умозаключения и выводы основываются на практическом исследовании и работе с материалами при использовании разнообразных техник и приёмов.
Предметно-пространственные навыки. Психоэмоциональная обстановка, настрой как педагога, так и всех детей в группах позволяет почувствовать свободу
для самовыражения и самостоятельного творчества школьников. Вся атмосфера направлена на то, чтобы создавались необходимые условия для
самостоятельной творческой работы.
Опыт творческой деятельности. Опыт – это чувственно – эмоциональное познание деятельности, основанное на практике. Опыт творческой деятельности –
особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной
культуры общества. По сути весь опыт, который ребёнок получает на занятиях в студии – это опыт творческой деятельности.
Опыт самопрезентации. В процессе занятий педагог предлагает детям рассказать о проделанной ими работе. Поделиться своими находками, идеями,
выводами. При этом он получает опыт презентации своей работы, а значит и самопрезентации.
Опыт взаимодействия в референтной группе. В кругу сверстников ребёнок должен чувствовать себя комфортно. Для эффективного взаимодействия во
время занятий дети могут свободно подходить друг к другу, общаться по теме занятия, просить помощи и делиться ею с другими.
Опыт участия в конкурсах, соревнованиях. Педагог информирует детский коллектив о предстоящих конкурсах, выставках, мотивирует принимать в них
участие, помогает в оформлении работ для выставок. Делает заявки, заранее подготовив детей.
Навыки самооценки. На каждом занятии педагог совместно с детьми проводит анализ работ и деятельности на занятии каждого ребёнка, акцентируя
внимание как на недочётах, так и, в первую очередь, на достоинствах результата выполнения задания, рисунка или композиции, что даёт ребёнку как
конструктивную критику его работе, так и повышает его самооценку. Участие в выставках и конкурсах позволяет также поднимать самооценку ребёнка.
2 Организационно-педагогические условия

Пн

Вт Ср

1

Сб

Вс

учебная
неделя

Сентябрь

учебная
неделя

Учебная
недел
я

2.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.

1

2

9

7

8

9

10

Октябрь

Чт

Пт

Сб

Вс

Пн

Вт

Ср

Чт

1

2

3

4

8

9

10

11

6

3

4

5

6

Пт

Ноябрь
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2

5

3

12

13 14

15

16

17

18

к

10

11

12

13

14

15

16

11

14

15

16

17

18

19

20

4

19

20 21

22

23

24

25

7

17

18

19

20

21

22

23

к

21

22

23

24

25

26

27

5

26

27 28

29

30

8

24

25

26

27

28

29

30

12

28

29

30

6

7

31
учебных дней за месяц 9

учебных дней за месяц 13

учебных дней за месяц 11

Вт Ср

6

7

Вс

учебная
неделя

Декабрь
Пн

учебная
неделя

Учебная
неделя

первый триместр: 01.09.2022 - 20.11.2023 - 33 дня

1

20

7

8

21

6

Январь

Чт

Пт

Сб

Вс

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

1

2

3

4

8

9

10

11

к

2

3

4

5

6

Сб

Февраль
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13

5

14

12

13 14

15

16

17

18

17

9

10

11

12

13

14

15

22

13

14

15

16

17

18

19

15

19

20 21

22

23

24

25

18

16

17

18

19

20

21

22

к

20

21

22

23

24

28

26

16

26

27 28

29

30

31

23

24

25

26

27

28

29

23

27

28

30

31

19

учебных дней за месяц 13

учебных дней за месяц 9

учебных дней за месяц 10

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

Апрель
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

учебная
неделя

Март

учебная
неделя

учебная
неделя

второй триместр: 28.11.2022 - 19.02.2023 – 32 дня

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

31

1

2

3

4

5

6

7

Май

24

6

7

8

9

10

11

12

28

3

4

5

6

7

8

9

32

8

9

10

11

12

13

14

25

13

14

15

16

17

18

19

к

10

11

12

13

14

15

16

33

15

16

17

18

19

20

21

26

20

21

22

23

24

25

26

29

17

18

19

20

21

22

23

34

22

23

24

25

26

27

28

27

27

28

29

30

31

30

24

25

26

27

28

29

30

29

30

31

учебных дней за месяц 13

учебных дней за месяц 9
третий триместр: 27.02.2023 - 31.05.2023 – 32 дня

Количество учебных недель - 34, количество учебных дней - 97
1 триместр - с 01.09.2022 по 20.11.2022
учебные дни
каникулярные дни
учебные недели
праздничные дни

учебных дней за месяц 10

выходные дни

2 триместр - с 28.11.2022 по 19.02.2023
3 триместр - с 27.02.2023 по 31.05.2023
Каникулы:
1. модуль - с 10 по 16 октября 2022г. - 7 календарных дней
2. модуль - с 21 по 27 ноября 2022г. - 7 календарных дней
3. модуль - с 31 декабря 2022г. по 8 января 2023г. – 9 календарных дней
4. модуль - с 20 по 26 февраля 2023г. - 7 календарных дней
5. модуль - с 10 по 16 апреля 2022г. - 7 календарных дней
Летние каникулы - с 1 июня по 31 августа 2023 года

2.2 Условия реализации программы
Есть потребность у детей и родителей в занятиях изобразительным искусством. Занятия проходят в после урочное время.
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Педагог дополнительного образования соответствует по уровню образования.
Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и оборудован необходимым количеством мест из расчёта 3,5 м2 на
одного ученика.
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. В наличии есть все материалы и инструменты. В процессе обучения
обучающиеся и педагог строго соблюдают правила техники безопасности.
Материально-техническое обеспечение:
Организация деятельности кружка и перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей.
В образовательном учреждении есть все необходимые условия для реализации данной программы.
Оборудование: Доска, цветные мелки, регулируемые по наклону учебные столы, стулья, освещение, муфельная печь, шкафы и полочки для просушки изделий из
глины, световой стол/планшет для рисования песком (песочной анимации). Инструменты и материалы: простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши, восковые
мелки, акварельные краски и гуашь, ножницы канцелярские, клей ПВА и клей-карандаш, кисточки для клея и красок, баночки для воды, глина и пластилин для лепки,
песок, спицы вязальные, картон, бумага для рисования, цветная, тонкая газетная, старые журналы, салфетки, тряпочки и губки, нитки для вязания и шитья, природные
материалы (осенние сухие листья).
Кадровое обеспечение:
Маликова Алёна Григорьевна окончила Нижнетагильский Государственный Педагогический Институт. Специальность – черчение и изобразительное искусство, с
дополнительной специальностью – педагогика, квалификация – учитель черчения и изобразительного искусства средней школы, воспитатель-методист.
Первая квалификационная категория по должности педагог дополнительного образования по.
С 26.12.2017 по 30.10.2018 прошла повышение квалификации в АНО ДПО «МОЦ «Академия» по программе повышения квалификации «Проектирование
образовательного пространства в контексте реализации ФГОС», с 28 марта по 06.04.2020 - «Внедрение онлайн-инструментов с целью реализации системного подхода в
организации дистанционного образования обучающихся». Освоение курсов "Апгрейд 45 минут. навыки и компетенции XXI века на каждом уроке" с 20 августа по 22
сентября 2020 г. и "Архитектура критического мышления" с 12 марта по 8 апреля 2021 г. Ведущий обучающих курсов – международный спикер Liliia Mukhametshina.
Сингапур.
Стаж педагогической деятельности 16 лет, имеет первую квалификационную категорию, срок действия которой заканчивается 26.02.2024 г. В МАОУ «СОШ № 56»
работает с 1 сентября 2016 года.
Алёна Григорьевна обладает такими чертами, как стремление к творческому поиску, развитию профессионального мышления, освоению и применению в
педагогической практике современных методик и технологий, целеустремленность, любовь к детям. Её отличает высокий уровень ответственности.
На занятиях использует материал, вызывающий особый интерес у детей. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они творчески
выражают себя, рисуя, занимаясь лепкой и создавая декоративные работы, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги в изобразительном
искусстве.
На занятиях используются видеоматериалы, альбомы с иллюстрациями, викторины и др., Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории

о художниках и их творчестве.
Методические материалы:
Методика организации теоретических и практических занятий представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с теоретическим материалом. А освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Закономерности использования теоретического материала представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над композицией дети всегда должны предварительно
выполнить поисковые эскизы, добиваясь разнообразия тона и цвета, ритма и формы пятен, стремиться к максимальной выразительности, выделять композиционный центр,
применять знания по цветоведению и композиционному построению картины. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность
последовательному освоению материала в данной программе. Для того, чтобы подвести детей 10–15 лет, к освоению сложных задач, предлагается метод наблюдения и
исследования натуры. Данный метод заключается во внимательном рассмотрении и анализе геометрических форм изображаемых объектов, понимания их светотеневой
моделировки для передачи объёма на плоскости листа. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих
задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения основ композиции, академическому рисунку, является разъяснение ребенку
последовательности действий и операций.

-

Ожидаемые результаты:
1) Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
2) Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
3) Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты
внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии
в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий:

-

оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

-

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
- беседа;
- практическая работа;
- конкурс;
- выставка.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики является:
знание законов композиции, понимание цветовых гармоний, техники использования, применение пластических, живописных и графических материалов.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками:
Название методики
«Диагностика изучения сформированности коммуникации как
общения у младших школьников» по методике М. И. Рожкова

Что отслеживается
Выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника

Методика для изучения социализированности личности
воспитанника

Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной
воспитанности

Определение направленности личности (Б. Басса)

Определения личностной направленности

Выявление способности к креативному и критическому мышлению
по сингапурской системе.

Критическое и креативное мышление

3.Список литературы.
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
09.11.2018 г. № 196»;
4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09–3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
7. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
10. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов»
11. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов»
12. Положение о дистанционном обучении в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Артемовского городского округа «Средняя
общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
13. Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с
углубленным изучением отдельных предметов».
Литература, использованная при написании программы.
Арнхейм Рудольф Искусство и визуальное восприятие. Издательство «Прогресс», Москва, 1974
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Статья изсборника материалов
Всероссийской научно- практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО
«Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2012 год.
4.
Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства — М.: Прометей, 1994.
5.
Бастид Р. О чём говорят цвета. Мифы и символы. //Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958
6.
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г.Волковой — К.: Изд-во
«НАИРИ», 2006.
7.
Бранский В. П. Искусство и философия. — М.: Янтарный сказ, 1999.
8.
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г.Волковой — К.: Изд-во
«НАИРИ», 2006.
9.
Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формированияключевых компетенций
// Молодой учёный. — 2012.
10.
Бюхи П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм, Киев: Наири, 2011.
11.
Бюхи П. "Терапия рисованием форм"/ Перевод с немецкого Л. Деменковой, (Ориг.название Anregungen zum Formenzeichnen inerziehung und Therapie)
Киев: НАИРИ, 2014.
12.
Ливехуд. Б. Фазы развития ребёнка Издано на русском: "Духовное познание", Калуга, 1998
13.
Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004

1.
2.
3.

14.

Цикл лекций (занятий) Питера Бюхи: «От движения, которое образовывает форму к движению формы».Киев, Харьков, 21

апреля, 2014.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982. - 64 с.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1–4 классов. – М., 1998.
Измайлов И. В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.
Ионова Е. Н., Топтыгин А.Л. Рисование форм как учебный предмет в вальдорфской школе. - Харьков, 1997.
Искусство воспитания. Методика и дидактика, М. 1996
Kranich E.M, Jünemann M. Formenzeichen, Stuttgart 1985.
Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992.
Комарова Т. С. как научить ребенка рисовать – М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995.
Кох Э., Вагнер Г. "Индивидуальность цвета". - М., 1995. Рисование форм
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: уч. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение,

1984.

30.

Кузин В. С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1–4 классы) – М., 2005. 33. Кютцли Р. "Рисование форм" ПереводЗарубиной Е. Н. г. Ростов-

на-Дону,
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Нелюбова М. В. Психология цвета. Авторский курс лекций // Студия "Видеотон", URL:
http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html (дата обращения:05.09.2021)
33.
Неменский Б.М. Мудрость красоты – М.: Просвещение, 1987.
34.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
35.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
36.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
37.
Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. — 1996. — №5.
38.
Праченко О. В. Семантика фразеологизмов и пословиц с компонентом «цвет» (на материале русского и английского языков) //Русская и сопоставительная
филология: взгляд молодых. — Казань: КГУ, 2003.
39.
Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. — СПб.: ЛИСС, 1993.
40.
Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2003.
41.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

31.
32.

42.
43.
44.

Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека, М.1996
Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995
Юнеман М., Вайтман Ф. "Уроки искусства в вальдорфской школе. Живопись и рисование". - М., 1998.

45.
46.
47.

Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с. ISBN 5-8428-0269-4.
Яньшин. П.В. Психосемантика цвета – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9268-0485-X.
Семёнова М. "Мы - славяне! Популярная энциклопедия" URL: www.hnh.ru/culture/We_are_slavs_encyclopedia (дата обращения 05.09.2021)

Список литературы для родителей.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Галеев Б.М. Поющая радуга. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 120 с.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Вагнер Э. 2009 г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета пер., Издательство: Деметра, 2009 г.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Лободина Н. В. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2006.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Рыбкина А. А. // Народные куклы. Народные игрушки URL: https://www.rukukla.ru/ (дата обращения:05.09.2021)
Штейнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения…М.1995


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».