РП_ФинГрам_ФГОС-21_5-9к

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул. Свободы, 82, г. Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №56
Приказ от «____» августа 2022г № ______-од

Рабочая программа
учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура»
основное общее образование
5-9 класс

ФГОС -2021

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ШАГИ К СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ
КУЛЬТУРЕ»
5-6 класс
Раздел 1. Финансовое планирование
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета.
Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления.
Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.
Раздел 2. Финансовые решения в семье
Деньги и их виды. Функции денег. Платѐжные системы. Национальная платѐжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги.
Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и
виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды
финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен.
Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски.
Личная ответственность при использовании денег.
7 класс
Раздел 1. Экономическая активность личности и предпринимательство
Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы.
Рынок труда. Наѐмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности. Налоги.
Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный интеллект. Задачи начинающего предпринимателя.
Особенности предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством. Самозанятость.
Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные
сертификаты.
Раздел 2. Деньги в повседневной жизни
Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищно-коммунальные услуги. Зелѐные технологии. Зѐленые
технологии и семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.
Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг

Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке
финансовых услуг. Финансовый договор. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации. Финансовые и налоговые консультанты.
Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг.
8 класс
Раздел 1. Банковские услуги
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система
страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека.
Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения
банков.
Раздел 2. Услуги небанковских организаций
Отличия займа от кредита. Микрозаѐм в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и
рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное
банкротство. Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страховые услуги
Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности.
Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.
9 класс
Раздел 1. Капитал и инвестиции
Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал. Способы и сферы инвестирования. Участники финансовых отношений.
Основы инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование. Ценные бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы
финансового здоровья. Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы государственного инвестирования. Государственная
поддержка молодѐжи.
Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе

Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой след. Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги. Роботизация
и финансы. Особенности работы с финансовой информацией. Персональные данные. Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая
валюта. Риски цифровых технологий для потребителя.
Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества
Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг. Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав
потребителя финансовых услуг. Телефонное мошенничество. Кибермошенничество. Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража
персональных данных. Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами. Страховое мошенничество. Незаконный
перевод пенсионных накоплений. Защита от мошенников. Защита при работе с цифровыми устройствами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.

Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; <…> уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
• способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия,гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознаватьдефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своѐ развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач
(далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
• способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак
классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования <…>;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, <…> исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видо в и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
• оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно.

•

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою
точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять результаты выполненного исследования, проекта;
• самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в
группе);

•
•

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.

•

Самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу «Финансовая культура» (5—9 классы):
1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном финансовом планировании,
жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной валюте, национальной платежной системе;
государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной защиты и
помощи российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и еѐ последствиях; человеческом капитале;
роли наѐмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования, страхования,
пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при использовании

цифровых финансовых услуг; видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни,
прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины);
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников финансовых отношений; государственной
социальной помощи российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости активов; способов защиты
персональных данных, использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов;
государственных электронных услуг;
4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый
план, связанный с конкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей и прогнозировать сроки их
достижения; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать
полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного бюджета; выделять плюсы и
минусы использования заѐмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать
назначение этой информации; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с
ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых продуктов, банковских услуг; обладать навыками
обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами,
банкоматами, обменом валют и др.);
5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым планированием и инвестированием;
формированием семейного и личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности потребителя финансовых
услуг, предпринимателя; роли финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты
окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями;
6) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов,
связанных с использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и финансовых
технологий в современном мире при использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа жизни,
рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в финансовые
отношения;
7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с
точки зрения социальных ценностей и норм своѐ отношение к явлениям, налогам, процессам социальной действительности,
связанным с миром финансов, ролью государства в поддержке молодежи;
8) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические финансовые задачи, отражающие выполнение
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в сфере финансов;

9) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том числе извлечений из законодательства Российской
Федерации; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
10) овладение приѐмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме
из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее
— СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
11) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
12) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и
иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных
практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов
(заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
15) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
5—6 класс
•
•
•

осваивать и применять знания о личном финансовом планировании; личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном балансе;
роботизации и финансах; влиянии денег на окружающую среду;
приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и нелегальных доходов; источников доходов семейного бюджета; виды
расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;

•
•
•
•

решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении; бюджетном балансе; расчѐте, времени на накопление определенной
суммы денег с учетом текущих доходов и расходов;
овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и безналичной форме;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и
исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.
класс

7
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

осваивать и применять знания об основных формах труда; трудовых ресурсах; рынке труда; участниках финансовых отношений;
инфляции, налогах, подушке финансовой безопасности; платежных системах; национальной платежной системе;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности, налогов;
характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные деньги; валюты; российский рубль;
характеризовать финансовые потребности личности; наѐмный труд и его особенности; современный рынок труда; особенности
предпринимательской деятельности; формы предпринимательства; ответственность предпринимателей перед обществом;
приводить примеры управления личным временем и финансами;
использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя;
характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению благополучия семьи, имущество и обязательства участников
финансовых отношений в том числе в условиях инфляции;
приводить примеры альтернативных решений и целей, конкурентных финансовых предложений, быстрых платежей и их
особенностей; организаций по защите прав потребителей финансовых услуг;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью участника финансовых отношений и принятием финансовых
решений;
определять и аргументировать собственный выбор в условиях возможных финансовых рисков; осознавать риски, связанные с
хранением сбережений в наличной и безналичной форме; определять страховой продукт, который требуется в той или иной
жизненной ситуации;
решать задачи по управлению финансовыми рисками, их прогнозированию и оценке финансовых услуг и инструментов, том числе
при пользовании цифровыми ресурсами; рассчитывать размер финансовой подушки безопасности;
овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных системах, национальной платежной системе; страховых полисов;
определять ситуации, в которых использование финансовой подушки безопасности является целесообразным;
искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг; способах защиты прав потребителя финансовых услуг;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию об ответственности за нарушения прав потребителей финансовых услуг;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых
финансовых услуг;

•

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и
исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.
класс

8
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания об управлении финансовыми рисками; природе
страхования; об ответственности за нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских
организациях;
определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа от кредита;
характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные приложения банков;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой страхования вкладов; инфляцией и
платежеспособностью населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;
приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в том числе валютных операций;
использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде; по подготовке к пенсии;
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к существующим в цифровой среде инструментам,
помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и кредитами;
овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять
основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную
стоимость кредита и др.);
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять
отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории, видах банковских карт и их функциях;
принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией
по займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные, информированные источники до принятия финансовых
решений;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и
исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.
класс

9
•
•
•

осваивать и применять знания о видах инвестирования; ценных бумагах; активах и пассивах; видах мошенничества; защите от
мошенников; цифровых деньгах; современных финансовых технологиях;
решать задачи по безопасным способам инвестирования; противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию о видах активов и пассивов; роли человеческого капитала в цифровом
обществе; потерях и изменении стоимости активов, о вынужденных пассивах;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

использовать полученные знания при пользовании онлайн-кошельками, выбирать товар или услугу в соответствии с реальными
финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; при создании цифрового профиля; при выборе товаров и услуг;
использовании торговых роботов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых
финансовых услуг; использовать электронные сервисы, предоставляемые государством для достижения финансовых целей;
искать и извлекать информацию о мобильных приложениях и интернет- сервисах для финансового планирования; торговых роботах;
цифровой валюте; блокчейне и криптовалютах;
овладеть смысловым чтением финансовых документов;
анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег
на рынке ценных бумаг;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;
определять и аргументировать риски цифровых технологий для потребителя;
определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
объяснять опасность финансового мошенничества для личного и семейного бюджета;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями
и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых
финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и
исследовательской деятельности,
при взаимодействии
с представителями разных этнических групп.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общее
число
неделю в каждом классе):
5 класс – 34 ч;
6 класс - 34 ч;
7 класс – 34 ч;
8 класс – 34 ч;
9 класс – 34 ч.

часов,

отведѐнных

на

изучение

учебного

курса «Финансовая культура», — 170 ч. (один час в

5—6 класс (68 часов)
№ п/п
1.
1.1

1.2
1.3
1.4

Раздел, тема урока
Содержание программы
Финансовое планирование (24 ч)
Жизненные цели и финансовый Жизненные цели и потребности.
Краткосрочные цели. Среднесрочные
план
цели. Долгосрочные цели. Жизненный
цикл. Финансовые цели. Личный
финансовый план
Доходы и их виды
Доходы. Виды и источники доходов
Расходы и их виды
Расходы. Виды и источники расходов
Личный и семейный бюджет,
Сбережения. Накопления. Личный
сбережения, накопления
бюджет. Семейный бюджет. Дефицит.
Профицит. Финансовая дисциплина

Содержание финансовой компетентности
Оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения
их необходимости;
определять приоритетные траты;
участвовать в составлении семейного бюджета;
выбирать товар или услугу в соответствии с реальными
финансовыми возможностями, не выходить за рамки
бюджета;
выявлять наличие возможностей сокращения расходов;
следить за своими расходами и доходами и при
необходимости ихкорректировать;
составлять личный финансовый план, связанный с
конкретными финансовыми целями; определять пути
достижения этих целей и прогнозировать сроки их
достижения откладывать деньги на определенные
цели;
мобильный
банк,
Интернет-банк,
электронные деньги и кошельки для осуществления
покупок и платежей;
использовать

использовать
цифровые
ресурсы
для
информации о доступных вариантах сделок.
2.
2.1

2.2

Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета (24 ч)
Деньги и их роль в семье
Деньги и их функции. Виды денег.
Обмен. Собственность. Имущество.
Сущность, причины и виды инфляции.
Подушка финансовой безопасности
Финансовые решения и
Виды
решений.
Особенности
способы их принятия.
мышления и проблемы восприятия.
Налоговое поведение
Стереотипы
и
потребности.
Альтернативные решения и пути.
Характеристики налогового поведения.

сбора

Определять приоритетные траты;
участвовать в составлении семейного бюджета;
считать расходы и доходы (личные и семейные) в
краткосрочном периоде;
выбирать товар или услугу в соответствии с реальными
финансовыми возможностями, не выходить за рамки
бюджета;

2.3

2.4

2.5

Родители и дети: роль в
принятии финансовых решений
Способы правильного
потребления и личная
ответственность
Риски и способы их снижения

Финансовое обеспечение и поддержка.
Природа экономии. Анализ
предложений. Инструменты экономии.
Софинансирование расходов
Ответственное потребление. Имущество
и обязательства. Конкурентные
финансовые предложения
Природа финансовых рисков. Виды
рисков. Финансовая неопределенность.
Подходы к управлению финансовыми
рисками. Прогнозирование, анализ и
оценка
последствий
возможных
финансовых рисков. Учет рисков в
финансовом плане

3.
4.

выявлять наличие возможностей сокращения расходов.
Следить за своими расходами и доходами и при
необходимостиих корректировать;
составлять личный финансовый план, связанный с
конкретными финансовыми целями; определять пути
достижения этих целей и прогнозировать сроки их
достижения;
откладывать деньги на определенные цели;
рассчитывать, сколько времени потребуется, чтобы
накопить определенную сумму денег с учетом текущих
доходов и расходов.

Практикумы, проектная деятельность (16 ч)
Итоговое повторение (4 ч)

7 класс (34 часа)
№ п/п
1.
1.1

1.2

1.3
1.4

Раздел, тема урока
Содержание программы
Экономическая активность личности (9 ч)
Финансовые потребности и их
Финансовые и
иные потребности
реализация
личности.
Управление личным
временем и финансами
Экономическая активность и
Экономическая активность и ее виды.
трудовая деятельность человека Разделение труда и специализация.
Виды трудовой деятельности.
Трудовые ресурсы. Рынок труда.
Основной актив человека: жизнь,
здоровье, трудоспособность. Наемный
труд. Выбор профессии
Налоги
Виды налогов. Роль налогов в
обществе
Предпринимательство и
Предпринимательская деятельность.
самозанятость
Ответственность предпринимателей
перед обществом и государством

Содержание финансовой компетентности
Видеть типичные ошибки при принятии решения об
открытии собственного бизнеса любой ценой, рискуя
необходимыми для жизни средствами (имуществом);
обращаться за консультацией по инвестиционным и
страховым продуктам
в
надежные,
информированные источники до принятия финансовых
решений.

2.
2.1

2.2
2.3

3.
3.1

3.2
3.3

3.4

3.5
3.6

Деньги в повседневной жизни (9 ч)
Повседневные затраты для
Роль денег в
достижении
обслуживания своих личных
целей. Управление личными
интересов
интересами
Финансовое обеспечение
Уровень жизни и расходы на него
привычного уровня жизни
Зелѐные технологии и личные
Зелѐные технологии и сферы их
финансы
применения. Экологическое
управление в быту. Расходы на
потребление ресурсов. Преимущества и
недостатки зеленых технологий для
семейного бюджета. Применение
зеленых технологий в личных целях:
деньги, потребление и защита
окружающей среды
Финансовые инструменты и услуги (9 ч)
Финансовый рынок и его
Функции
финансового
рынка.
участники
Участники
финансового
рынка.
Финансовые
посредники.
Регулирование финансового рынка.
Конкуренция
Виды финансовых
Финансовая
услуга. Финансовый
инструментов и услуг
инструмент
Потребитель финансовых услуг Потребитель финансовых услуг.
и его возможности
Права потребителя финансовых услуг.
Существенные условия договора
Финансовые организации
Хозяйствующий субъект. Финансовая
организация. Кредитная организация.
Некредитная финансовая организация.
Лицензирование
Финансовые консультации для Финансовые и налоговые консультанты
потребителя
Рациональный выбор
Рациональность
решения.
финансовых услуг
Эмоциональный интеллект при
принятии финансовых решений.
Финансовые манипуляции. Анализ
предложений конкурентов

Понимать
преимущества финансового
планирования и составления бюджета на основе этих
планов;
понимать
необходимость расставления
приоритетов в своих расходах при ограниченности
дохода.

Знать, что использование кредитных и финансовых
продуктов связано с финансовыми рисками;
уметь осуществлять выбор финансовых продуктов,
связанных с банковскими вкладами и кредитами с
учетом возможных рисков.

4.
5.

Практикумы, проектная деятельность (5 ч)
Итоговое повторение (2 ч)

8 класс (34 часа)

№ п/п
1.
1.1

Раздел, тема урока
Банковские услуги (9 ч)
Банки

1.2

Банковские операции

1.3

1.4

Депозиты и вклады

Кредитование

1.5

Банковские карты

1.6

Обмен валюты и банковские

Содержание программы
Банки и их функции. Виды
банковских лицензий
Виды платежных средств. Виды
счетов.Расчетный счет.
Накопительный счет.
Сберегательный счет. Банковские
реквизиты. Расчетно-кассовые
операции. Банковская ячейка. Операции
с драгоценными металлами. Тарифы
Депозит. Банковский вклад. Виды и
условия депозитов. Процентная ставка.
Простые и сложные проценты. Система
страхования вкладов. Риски вкладов и
депозитов
Кредит. Основные
принципы
кредитования.
Виды
и
условия
кредитов. Номинальная ставка кредита.
Полная стоимость кредита. График
платежей.
Аннуитетный
и
дифференцированный
платеж.
Платежеспособность.
Обеспечение
кредита:
залог
и
поручительство. Рефинансирование
Платежная карта. Типы банковских
карт.Электронная банковская
карта.
безопасности
Обмен
валюты. Валютный курс.

Содержание финансовой компетентности
Осуществлять
выбор
вида
вклада,
подходящего для конкретного случая;

наиболее

сравнивать условия по разным банковским продуктам
(по срокам, по доходности, по валюте, по условиям
пополнения и снятия);
проверять и анализировать выписки с банковского
счета;
икомиссиицелевые и нецелевые кредиты;
сравнивать
приоритезировать цели получения и использования
заѐмных средств.
Избегать типичных ошибок при принятии решения об
использовании заѐмных средств (в том числе при
оценке своей способности своевременно осуществлять
платежи по займам);
выделять основную информацию в договоре по
заимствованию средств (размер и периодичность
платежей, общую сумму возврата, полную стоимость
кредита и др.);
оценить наличие финансовой выгоды от досрочного
погашения кредита;
оценивать
возможность и необходимость личного
Коды
страхования при получении кредита.
курс.

ячейки

1.7

2.
2.1

2.2

2.3
2.4

2.5

3.
3.1

Обменный курс. Признаки
подлинностибанкнот. Обмен
испорченных банкнот
Банки и цифровая среда
Дистанционное
банковское
обслуживание. Мобильный банкинг.
Онлайн-банкинг: операции в мобильном
приложении и в личном интернеткабинете
Небанковские организации и их услуги (11 ч)
Потребитель и заемные
Заѐм. Отличия займа от кредита.
средства
Потребление, основанное на кредите.
Риск закредитованности.
Ответственность потребителя за
просрочку по кредиту и возможные
ограничения
Некредитные финансовые
Микрофинансовые организации и их
организации и их особенности
деятельность: микрофинансовая
компания, микрокредитная компания.
Микрозаѐм. Потребительское общество.
Виды кооперативов и их деятельность.
Ломбарды и их деятельность
Кредитная история
Кредитная история и рейтинг.
Коллекторы
Организации на рынке ценных Рынок ценных бумаг.
бумаг
Профессиональные участники рынка
ценных бумаг и их деятельность.
Паевые инвестиционные фонды.
Негосударственные пенсионные
фонды. Инвестиционные советники
Защита от кредиторов
Личное
банкротство. Кредитные
каникулы.
Реструктуризация
задолженности
Страховые услуги (6 ч)
Страхование и его виды
Природа страхования. Возникновение и
развития рынка страховых услуг.
Добровольное
и
обязательное

Знать о возможностях снижения рисков, связанных со
сберегательными продуктами;
знать о возможностях снижения рисков, связанных с
заемными средствами.
Знать о существовании рисков, связанных с
использованием сберегательных продуктов и займов
(кредитов) в валюте.

Понимать, в чем смысл страхования, и какие риски с
помощью страхования можно снизить;

3.2

3.3

3.4

4.
5.

страхование.
Виды
страхования:
страхование имущества, страхование
ответственности, личное страхование,
Страхование
предпринимательских
рисков. Период охлаждения
Риски и личное страхование
Страхование жизни и здоровья.
Инвестиционное страхование жизни.
Накопительное страхование жизни.
Добровольное пенсионное страхование.
Решение о страховании риска. Выбор
страховой компании
Участники рынка
Страховщик. Договор страхования и
страхования и потребители
страховой полис. Правила страхования.
страховых услуг
Страхователь. Застрахованное лицо.
Выгодоприобретатель. Страховой агент.
Страховой брокер. Срок страхования.
Срок действия договора.
Банкротство
страховщика.
Выбор
оптимальных условий страхования.
Подготовка документов
Страхование бизнеса
Природа бизнес-рисков. Страхование
имущества
и
ответственности
предпринимателя.
Страхование
предпринимательских рисков
Практикумы, проектная деятельность (6 ч)
Итоговое повторение (2 ч)

понимать отличия добровольного страхования от
страхования обязательного.
Знать различные виды страховых продуктов (в том
числе страхование имущества, здоровья, жизни);
уметь определять страховой продукт, который
требуется в той или иной жизненной ситуации;
различать обязательное и добровольное страхование
при выборе страхового продукта
сравнивать страховые продукты разных страховых
компаний и выбирать страховой продукт, подходящий
для конкретного случая;
быть мотивированным на использование
страховых продуктов в различных сферах жизни;
критически оценивать необходимость использования
страховых продуктов в конкретных жизненных
ситуациях;
относиться к страховым продуктам как ценным и
значимым, способствующим финансовой стабильности
и финансовому благополучию.

9 класс (34 часа)

№ п/п
1.
1.1

1.2

Раздел, тема урока
Капитал и инвестиции (10 ч)
Роль капитала в современной
Экономике и финансовом
благополучии человека
Финансовое инвестирование

Содержание программы
Виды капитала. Человеческий капитал.
Участники финансовых отношений
Сущность

инвестиций.

Виды

Содержание финансовой компетентности
Рассчитывать доходность отдельных осуществленных
операций
с различными
инвестиционными
продуктами;

1.3

1.4

2.
2.1

2.2

2.3

инвестирования. Ценные бумаги:
акция, облигация. Коллективные
инвестиции. Драгоценные металлы.
Недвижимость. Инвестиции в бизнес и
стартапы. Доходы от инвестирования.
Надежность. Ликвидность инвестиций.
Риски
инвестирования и спекуляция
Инвестиции государства в
Способы и сферы государственного
человека
инвестирования.
Личные инвестиции в образование и
здоровье.
Молодежь и инвестиции в будущее:
государственные программы по
поддержке детей, гранты и проекты
Активы и пассивы
Актив. Пассив. Виды активов и
пассивов. Доходы и расходы от
владения активами и пассивами
Деньги и их формы в цифровом обществе (10 ч)
Цифровые финансы в жизни
Цифровое общество и финансы.
человека
Цифровые деньги. Цифровые
финансовые услуги. Аналоги
цифровых денег.
Человеческий капитал в цифровом
обществе. Современные деньги
Онлайн-сервисы
для
Бесконтактная оплата (NFC).
финансовых операций
Платежные системы (МИР и др.)
Мобильные приложения и интернетсервисы для
финансового планирования
Современные цифровые
Цифровой след. Цифровой профиль.
технологии и финансы
Особенности работы с финансовой
информацией. Персональные данные.
Биометрия. Цифровая подпись и
криптография. Электронная форма
финансовых сделок и смарт-контракты.
Технология распределенных реестров и

выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег
на рынке ценных бумаг;
определять страховой продукт, который требуется в той
или иной жизненной ситуации;
различать обязательное и добровольное страхование
при выборе страхового продукта.

Уметь пользоваться разными видами денег, в том числе
оценивать достаточность имеющейся суммы для
осуществления
запланированных действий;
предпринимать правомерные действия при
обнаружении фальшивых денег;
использовать наличный расчет, правильно считать
сдачу, заявлять о получении неправильной сдачи;
использовать безналичный расчет, уметь обращаться с
заявлением о взимании неправильной суммы со счета;
проверять чеки и квитанции после совершения покупок
и сохранять их на случай, если они понадобятся в
будущем;
сравнивать полезность приобретаемого товара или
услуги с его ценой;
различать российскую и иностранную валюту.

2.4

3.
3.1

3.2

3.3

блокчейн
Цифровая гигиена
Риски цифровых
технологий.
Безопасность финансовых операций в
цифровой среде. Защита персональных
данных. Защита цифровых устройств.
Управление доступом к финансовой
информации и финансовым сервисам.
Проверка финансового посредника
Способы защиты от финансового мошенничества (8 ч)
Защита прав потребителя
Способы защиты прав потребителя
финансовых услуг
финансовых услуг. Организации по
защите прав потребителей финансовых
услуг. Досудебное урегулирование
спора. Финансовый уполномоченный
(омбудсмен). Медиация. Жалобы и
обращения. Судебное решение споров.
Виды ответственности за нарушение
прав
потребителя финансовых услуг
Финансовое мошенничество
Виды финансового и имущественного
мошенничества. Кража персональных
данных. Раздолжнители и «черные»
кредиторы. Фальшивые деньги.
Незаконные финансовые операции
Защита от мошенников
Основные признаки мошенничества.
Поиск, анализ, сравнение и
подтверждение информации.
Работа с документами: прочтение и
подписание финансовых документов,
хранение документов и фиксирование
договоренностей.
Управление эмоциями при принятии
решений

Определять отличия мошеннических предложений
от подлинных инвестиционных продуктов;
предпринимать меры предосторожности при
использовании различных видов денег и операциях с
ними;
обладать навыками обеспечения своей финансовой
безопасности (в том числе при пользовании наличными
деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом
валют и др.);
распознавать угрозу мошенничества и не совершать
действий по платежам и переводам в пользу
мошенников;
руководствоваться принципами безопасного
использования персональных и иных
конфиденциальных данных;
находить информацию о товарах и услугах, в том числе
финансовых, и осознавать назначение этой
информации;
оценивать достоверность информации в счетах и
платежных документах (в т. ч. чеках), коммунальных
платежах и т.д.;
находить информацию об отзывах пользователей на
продукты, которые являются целью приобретения;
читать финансовые договоры и проверять значение
неясных слов или терминов, прежде чем принимать

решение об их подписании.
Практикумы, проектная деятельность (4 ч)
Итоговое повторение (2 ч)

4.
5.

Календарно-тематическое планирование 5 класс. (34 часа)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока
Жизненные цели и потребности.
Краткосрочные цели.
Среднесрочные цели.
Долгосрочные цели
Жизненный цикл. Финансовые цели.
Личный финансовый план
Доходы. Виды и источники доходов
Расходы и их виды.
Сбережения. Накопления. Личный бюджет.
Семейный бюджет.
Дефицит. Профицит.
Финансовая дисциплина
Работа над проектами
Итоговое повторение

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8
2

Календарно-тематическое планирование 6 класс. (34 часа)
№ п/п
1
2
3
4

Тема урока
Деньги и их функции. Подушка финансовой безопасности
Виды денег. Обмен. Собственность
Имущество.
Сущность, причины и виды инфляции.

Кол-во
часов
1
1
1
2

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Подушка финансовой безопасности.
Финансовые решения. Виды решений.
Особенности мышления и проблемы восприятия. Стереотипы и потребности.
Альтернативные решения и пути. Характеристики налогового поведения
Родители и дети: роль в принятии финансовых решений.
Финансовое обеспечение и поддержка. Природа экономии. Анализ предложений
Инструменты экономии. Софинансирование расходов
Способы правильного потребления и личная ответственность
Природа финансовых рисков. Виды рисков.
Финансовая неопределенность. Подходы к управлению финансовыми рисками.
Прогнозирование, анализ и оценка последствий возможных финансовых рисков. Учет рисков в финансовом
плане
Работа над проектами
Итоговое повторение

1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
8
2

Календарно-тематическое планирование 7 класс. (34 часа)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
Финансовые потребности и их реализация
Экономическая активность и ее виды
Трудовая деятельность человека
Рынок труда
Налоги
Предпринимательство и самозанятость
Повседневные затраты для обслуживание своих личных интересов
Уровень жизни
Финансовое обеспечение привычного уровня жизни
Зелѐные технологии и сферы их применения
Преимущества и недостатки зеленых технологий для семейного бюджета
Применение зеленых технологий в личных целях
Финансовый рынок и его участники
Виды финансовых инструментов и услуг
Потребитель финансовых услуг и его возможности

Кол-во
часов
1
1
2
2
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
2

16
17
18
19
20

Финансовые организации
Финансовые консультации для потребителя
Рациональный выбор финансовых услуг
Работа над проектами
Итоговое повторение

2
1
1
5
2

Календарно-тематическое планирование 8 класс. (34 часа)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19

Тема урока
Банки
Банковские операции
Депозиты и вклады
Кредитование
Банковские карты
Обмен валюты и банковские ячейки
Банки и цифровая среда
Потребитель и заемные средства
Ответственность потребителя по кредиту
Некредитные финансовые организации и их особенности
Кредитная история
Организации на рынке ценных бумаг
Защита от кредиторов
Риски и личное страхование
Участники рынка страхования и потребители страховых услуг
Страхование бизнеса
Работа над проектами
Итоговое повторение

Кол-во
часов
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
3
2
2
2
2
6
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».