7.1. РП_ДО_Медиа плюс

2

Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы .................................................. 3
1.1 Пояснительная записка................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………………………..4
1.3 Содержание общеразвивающей программы..................................................................5
1.4 Планируемые результаты ............................................................................................. 14
2 Организационно-педагогические условия .......................................................................... 15
2.1 Условия реализации программы ....................................................................................... 15
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................................... 15
3 Список литературы .......................................................................................................... 17

3

1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность: техническая.
Актуальность: Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности и
подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». (Из послания
Президента РФ Федеральному Собранию РФ)
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В наше время современная школа должна готовить выпускников к жизни в
информационном обществе, в котором главными продук-тами производства являются
информация и знания. Без этого невозможно шагать в ногу со временем. В соответствии с
ФГОС ООО мета-предметные результаты должны отражать:
1.Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (в
том числе в открытом учебном пространстве сети Интернет и работой с ЦОР);
Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует
навык исследовательской деятельности, а в целом, способствует повышению качества
образования, т.к. именно ИКТ – технологии способны обеспечить:
- индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых,
развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной
информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и
объектов и т.д.
Актуальность программы в том, что в настоящее время наблюдается все большее
увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на
ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных

4

технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и
компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие
окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической
деятельности - игры, изменяются и его любимые герои, и увлечения. Мозг ребенка,
настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению,
гораздо легче воспримет предложенную на уроке и внеурочном занятии информацию с
помощью медиасредств. На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать,
что дети, переступающие порог учебного заведения, уже знакомы на практике, не
систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в
будущем должны стать гражданами информационного общества.
В современном мире ИКТ-компетентность обеспечивает профессиональную
мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными
источниками информации. Умения работать с информацией составляют основу
информационной компетенции как одного из планируемых образовательных результатов
согласно требованиям ФГОС ООО. Включение ИКТ-компонента в образовательный и
воспитательный процесс изменяет роль средств обучения, в результате изменяет саму
образовательную среду. Применение ИКТ-компонента позволяет увеличить объѐм
информации, более активно организовать познавательную деятельность, приводит к
активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям.
Адресат: Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного
возраста – 12-17 лет. Группы формируются по возрастной категории: 1 группа: 12-14 лет
(15 человек); 2 группа: 15-17 лет (15 человек).
Режим занятий: 1 год обучения – 1 группа: понедельник: с 15-17 часов (с
перерывом 20 мин.), вторник: с 15-16 часов, среда: с 15-17 часов (с перерывом 20 мин.),
четверг: с 15-17 часов (с перерывом 20 мин.), пятница: с 15-17 часов (с перерывом 20
мин.). 2 группа: понедельник: с 17-19 часов (с перерывом 20 мин.), вторник: с 17-18 часов,
среда: с 17-19 часов (с перерывом 20 мин.), четверг: с 17-19 часов (с перерывом 20 мин.),
пятница: с 17-19 часов (с перерывом 20 мин.).
Объем программы: 306 часов.
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, деловая игра,
диспут, семинар, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия.
Перечень форм подведения итогов: мастер-класс, творческий отчет, презентация,
выставка.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – овладеть основами компетенции видеооператора, оператора
видеомонтажа и фотографа на любительском уровне.
Задачи программы:
образовательные:
-научить обучающихся создавать и обрабатывать информацию с
использованием мультимедиа технологий;
-вовлечь обучающихся в практическую исследовательскую деятельность;
-развить мотивацию к сбору информации;
-сформировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
развивающие:
- развить интерес к медийным технологиям;

5

-развить деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей
каждого ребенка;
-развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое
воображение;
-систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,
пространственного мышления, фантазии, речи детей;
Воспитательные:
-формирование потребности в саморазвитии;
-формирование активной жизненной позиции;
-развитие культуры общения;
-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,
позитивного и оптимистического отношения к жизни.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
№
п/п

1
2

3

4

5

6

7

8

9

Учебный (тематический) план:
Название раздела,
Количество часов
темы
Всего
Теория
«Введение в курс»
«Цифровая
фотоаппаратура и
фотосъёмка»
«Программа «Adobe
Photoshop» и работа
в ней»
«Цифровая
видеотехника и
видеозапись»
«Программа
«Vegas» и работа в
ней»
«Производство
цифровой
фотографии»
«Производство
цифрового
видеофильма»
«Основы
профессиональной
деятельности»
«Проектная и
творческая
деятельность»

Формы
аттестации/контроля
Практика

7 часов
12 часов

7
4

0
8

тестирование
Цифровой фотоальбом

25 часов

4

21

презентация

28 часов

4

24

видеорепортаж

44

5

39

презентация

40

6

34

выставка

72

4

68

видеофильм

30

2

28

презентация

48

0

48

творческий отчет

6

Содержание учебного (тематического) плана:
Модуль №1: «Введение в курс» – 7 часов:
Требования курса – 1 час (вводное занятие).
Анкетирование - 1 час
Анкетирование – кругозор, интересы и увлечения учащихся, знание (незнание)
специфики экранного творчества, наличие опыта фото и видеосъемки.
3.
Инструктаж по ТБ и ОТ -1 час
Инструктаж по правилам ТБ и ОТ во время проведения занятий, при обращении с
фотоаппаратурой, видеотехникой и другим оборудованием, правилам поведения в
образовательном учреждении. Требования педагога к учащимся на период обучения.
4.
Специфика курса – 1 час.
5.
Школьная фото-видеостудия – 1 час.
Основные направления деятельности фото-видеостудии, основные этапы, перспективы
развития и успехи. Цели и задачи студии.
6.
Специфика экранного творчества – 2 часа (экскурсия).
Общее представление о работе городских теле-видеостудий, СМИ и других профильных
объединений, связанных с визуальным творчеством молодежи. Экскурсии в городские
теле-видеостудии, в киностудию г. Екатеринбурга.
1.
2.

Модуль №2: «Цифровая фотоаппаратура и фотосъёмка» – 12 часов:
1.Цифровая фотоаппаратура – 2 часа (теоретическое занятие).
Технические средства, выбор и применение аппаратуры (урок-беседа с
использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и
демонстрационного материала).
Общая характеристика бытовой фотоаппаратуры. Широкий диапазон технических
и функциональных возможностей. Комплексный характер её эксплуатации. Основные
технические параметры, соответствие класса. Особенности выбора аппаратуры: бытовая –
профессиональная; цифровая; по формату и т.д.
Фотоаппаратура – современный инструмент исследования и познания окружающей
нас действительности и средство массовой пропаганды.
Принадлежности к фотоаппаратуре, применяемые при подготовке к съёмке и
вовремя её (оптические, механические, экспонометрические и осветительные приборы,
адаптеры).
Правила обращения с аппаратурой, уход, хранение и техника безопасности.
2. Цифровая фотосъёмка – 2 часа (теоретическое занятие).
Введение в основы записи изображения (лекция с использованием фрагментов
компьютерной программы).
Основные понятия. Предмет, объект, методы исследования.
Изобретение, развитие и совершенствование записи изображения (урок-беседа с
использованием фрагментов компьютерной программы).
Итоговые занятия по теме №2 «Цифровая фотоаппаратура и фотосъёмка» практика:
1. Самостоятельная работа –6 часов (индивидуальная работа под руководством
педагога).
Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу – подготовку
информационных сообщений докладов.
2. Зачет по теме – 1 час (деловая игра).
Каждый ученик защищает свою самостоятельную работу и получает рейтинговую
оценку.
3. Рефлексия по итогам деловой игры – 1 час (диспут).
На основании сравнения оценок выполнения практической работы анализ и оценка

7

собственной.
Групповое и индивидуальное консультирование.
Модуль №3: «Программа «Adobe Photoshop» и работа в ней» – 25 часов:
1. Приступаем к работе в Photoshop – 2 часа теория.
В этой главе описываются элементарные файловые операции в программе
Photoshop: запуск программы, открытие и закрытие файлов, сохранение отредактированного изображения. Рассматриваются простейшие действия в среде Photoshop:
выделение областей, сложение и вычитание выделенных фрагментов, их трансформация,
перемещение и дублирование, обрезка изображений.
Запуск программы. Интерфейс пользователя Стандартные элементы. Палитры
2. Создание монтажа Photoshop – 2 часа теория.
В настоящей главе воспользуйтесь уже полученными знаниями, чтобы освоить
несколько новых приемов создания более сложного монтажа. Будет предложен для
использования довольно широкий арсенал средств, предоставляемых Photoshop (средства
для выделения областей, маски, каналы, слои, текст, тоновая и цветовая коррекция,
инструменты ретуши, эффекты на слоях, режимы наложения пикселов, некоторые
фильтры), что поможет получить убедительный результат, то есть такой, в котором только
ваш собственный наметанный глаз сможет обнаружить малозаметные "швы".
3. Монтаж в Photoshop 18 часов - практика
Изменить 10 любых плакатов, передний план которых должен соответствовать темам:
«Природа», «Жизнь насекомых», «Счастье», «Сравнение», «Сходство», «Мир вокруг нас»,
«Противоречие», «Мир глазами ребенка», «Лицо», «Эмоция».
4. Самостоятельная работа «Монтаж своего изображения на компьютере и
сохранение его в файле» – 1 час (индивидуально под руководством педагога).
Отработать навыки монтажа с использованием компьютера; Закрепить полученные знания
на практике.
5. Практическая работа «Редактирование изображения. Фотодизайн» – 2 часа
(индивидуально под руководством педагога).
Закрепить полученные знания, и отработать полученные навыки на практике.
Модуль №4: «Цифровая видеотехника и видеозапись» – 28 часов:
Цифровая видеотехника – 1 час (теоретическое занятие).
Технические средства видеозаписи (лекция с использованием фрагментов
компьютерной программы и наглядных пособий)- 1 час (теоретическое занятие).
Общие сведения. Назначение, классификация, характеристики: Видеокамера.
Видеопроигрыватель. КАМКОРДЕР (CAMera + reCORDER) – видеокамера, объединенная
с видеопроигрывателем. Формат – DV, DVD, AVI, MPEG. Видеокассета. Видеодиск.
Общая характеристика бытовой видеоаппаратуры.
Принадлежности к видеоаппаратуре, применяемые при подготовке к съёмке и
вовремя её (оптические, механические, экспонометрические и осветительные приборы,
адаптеры).
Правила обращения с аппаратурой, уход, хранение и техника безопасности.
3.
Цифровая видеозапись –2 часа (теоретическое занятие).
Введение в основы записи изображения (лекция с использованием фрагментов
компьютерной программы).
Основные понятия. Предмет, объект, методы исследования.
Изобретение, развитие и совершенствование записи изображения (урок-беседа с
использованием фрагментов компьютерной программы).
Предпосылки. Изобретение фотографии и кино. Открытие способа записи звуковой
1.
2.

8

информации на магнитные носители. Впервые запись изображения. Краткая история.
Применение в науке, технике и общественной жизни. Видео – вид художественного
творчества, показатель общей культуры современного человека. Телевизионные
стандарты: Pal, Secam…
4.
Итоговые занятия – практика:
Самостоятельная работа – 22 часа (индивидуальная работа под руководством
педагога).
Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу – подготовку
информационных сообщений докладов на тему «Цифровая видеотехника и видеозапись» в
форматах: инфографика и интерактивная презентация.
Зачет по теме – 1 час (деловая игра).
Каждый ученик защищает свою самостоятельную работу и получает рейтинговую
оценку.
Рефлексия по итогам деловой игры – 1 часа (диспут).
На основании сравнения оценок выполнения практической работы анализ и оценка
собственной.
Групповое и индивидуальное консультирование.
Модуль №5: «Программа «Vegas» и работа в ней» – 44 часа.
Studio – программа-редактор – 1 час (теория).
Обладая небольшими базовыми знаниями, каждый сможет снимать хороший
видеоматериал, а затем создавать из него увлекательный и информативный фильм.
Первый шаг – это съемка видеоматериала, начинающаяся с приблизительного
сценария или плана съемки. Даже на этой стадии нельзя забывать о стадии
редактирования, на которой понадобится достаточный набор сюжетов.
Редактирование фильма предполагает умелое упорядочивание всех фрагментов
видеоматериала в некоторое гармоничное целое. Возникает необходимость выбрать
приемы, переходы и эффекты, лучше всего соответствующие вашей цели.
Важной частью редактирования является создание звуковой дорожки. Правильный
звук – диалог, музыка, комментарий или эффект – может взаимодействовать с
видеорядом, создавая целое, которое больше, чем просто сумма своих слагаемых.
Studio содержит инструменты, необходимые для создания профессионально
выглядящего домашнего видео. Все остальное за видеохудожником – за вами.
2.
Использование Vegas – 1 час (теория).
Создание фильмов с помощью Vegas выполняется в три этапа:
3.
Захват – 1 час- теоретическое занятия с использованием фрагментов компьютерной
программы (урок-беседа, групповая работа).
Введите исходный видеоматериал на жесткий диск ПК. Источниками могут
служить аналоговые видеомагнитофоны (стандарт 8 мм, VHS и др.), цифровые
видеомагнитофоны (DV, Digital8), а также видеосигнал в реальном времени, полученный с
телекамеры, видеокамеры или веб-камеры.
4.
Редактирование – 1 час -теоретическое занятия с использованием фрагментов
компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).
Разместите видеоматериалы в желаемой последовательности, переупорядочив
эпизоды и удалив лишнее. Добавьте визуальные эффекты, например переходы, титры и
графику, а также дополнительный звук, в частности, звуковые эффекты и фоновую
музыку. При записи DVD-дисков и VCD-дисков создайте интерактивные меню,
позволяющие зрителям настраивать параметры просмотра.
5.
Вывод фильма – 1 час- теоретическое занятия с использованием фрагментов
компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).
После того как проект будет закончен, выведите окончательную запись фильма в
1.

9

подходящем формате на выбранный носитель: видеокассету, VCD-диск, S-VCD-диск,
DVD-диск, в файл AVI, MPEG, RealVideo или Windows Media.
6.
Монтаж видеофильма в Studio – 39 часов практика:
Самостоятельная работа «Монтаж своего сюжета на компьютере и сохранение его
в файле» (индивидуально под руководством педагога).
Отработать навыки монтажа видеосюжетов с использованием компьютера;
Закрепить полученные знания на практике.
Практическая работа «Создание, с помощью компьютера, своего видеофильма и
запись его на другие носители информации» (индивидуально под руководством педагога).
Закрепить полученные знания, и отработать полученные навыки на практике.
Модуль №6: «Производство цифровой фотографии» - 40 часов:
1.
Основы фотосъемки – 4 часа (теория):
Введение в основы производства фотосъемки (лекция с использованием фрагментов
компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Элементарные основы фотосъемки. Особенности и назначение видов планов фотосъемки.
Взаимосвязь элементов фотосъемки.
Правила компоновки кадра (урок-беседа с использованием фрагментов
компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала). Как
построить кадр. Что такое композиция? «Правило двух третей». Как нельзя снимать
человека в кадре. Положение головы человека в кадре. Виды планов: дальний, общий,
средний, крупный, очень крупный, «макросъемка».
Выбор объекта съемки (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной
программы, наглядных пособий и демонстрационного материала). Расположение главного
объекта не в центре поля зрения объектива. Расположение в кадре несколько контрастных
объектов на разных расстояниях. «Баланс белого» для условий естественного, вне
помещения освещения; и искусственного освещения. Выбор масштаба съёмки. Эффекты.
Исчезновение и появление изображения, постепенное выравнивание нового изображения.
Особенности фотосъемки (урок-беседа с использованием фрагментов
компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного
материала).Особенности и техника съёмки: на открытом воздухе, при искусственном
освещении.
Два основных этапа съёмки:
1) Подготовка к съёмке – выбор и подготовка камеры (зависит преимущественно от
целей, задач и условий съёмки). Нахождение точки съёмки, выбор (установка)
съёмочного освещения. Фокусировка объектива, определение и установка параметров
съемки. Выбор момента съёмки.
2) Собственно съёмка в течение определенного времени. Особенности съёмки на
открытом воздухе. Полное и точное использование естественного освещения.
Применение светофильтров. Глубинное построение кадра. Осветительные приборы
общего (рассеянного) и направленного света. Угол рассеяния.
Техника фотосъемки – теоретические занятия (групповое, индивидуальное
консультирование).
Основные технические особенности фотосъемки:
 Типовые фотосъемки (тематическая, съемка информационного сюжета, интервью и
т.п.)
 фотосъемка пейзажа и его особенности. Съёмка осенью, в пасмурную погоду.
Особенности съёмки летнего и зимнего пейзажа.
 Архитектурная съёмка, применение съёмочной аппаратуры. Правильный выбор
расположения солнца, для выразительности изображения, подчеркнутости рельефа.

10

 Спортивная съёмка, её особенности. Применение особого режима съемки. Глубокое
знание, правил различных видов спорта. Съемка футбола и хоккея (особенности).
Выбор момента съёмки, момент «мертвой точки». Выразительность съёмки водного
спорта. Фотосъемка зимних видов спорта, заснеженность, мягкая тональность, условия
освещения, чёткость теней на белом фоне. Умение заранее предвидеть, когда и где
можно ожидать всплеска эмоций.
2. Практическая работа «Основы фотосъемки» - 16 часов (групповая и индивидуальная
самостоятельная работа под руководством педагога)
 Выбор и подготовка фотокамеры. Подготовка к съемке и собственно съемка объектов
в различных условиях.
 Навыки выбора объекта съемки, построение изображения в кадре; расположение
объектов, входящих в кадр. Практика съёмки с рук (плавная без рывков съёмка) и со
штативом. Съёмка при недостаточной освещенности, против света, в тени, для
высвечивания отдельных затемнённых деталей. Навыки правильного выбора
расстояния до объектива.
 Практика выбора точки съёмки, пространственного построения, выбора ракурса.
Навыки определения и установки фокусного расстояния, условий, характера съёмки, с
учётом глубины резкости. Съёмка в лесу, открытой местности, в городе.
Мастерство фотографа – 2 часа (теория)
Критерии оценки работы фотографа – теория (групповое, индивидуальное
консультирование).
Фотосъемка в различных положениях. Фотосъемка различной тематики: спектакль,
музыкальное шоу, танцы и т.д. Использование различных аксессуаров Съемка своего
сюжета. Съемочная группа. Анализ результатов съемки: режиссером, оператором,
зрителем
Первые шаги в монтаже «цифрового фото»- теоретические занятия (групповое,
индивидуальное консультирование).
Цель, задачи и способы монтажа.
Монтаж и компоновка изображения (теоретические занятия, метод «показ – рассказ
- объяснение»).
Добавление новой информации к имеющейся на изображении.
Фотодизайн (теория, метод «показ – рассказ - объяснение»).
Как использовать дизайн.
4. Практическая работа «Фотодизайнер» - 16 часов (групповая и индивидуальная
самостоятельная работа под руководством педагога)
Практическое использование всех возможностей камеры и возможностей
оператора и камеры во время съемки. Навыки фотосъемки в различных положениях в
зависимости от поставленных задач. Навыки съемки в составе съемочной группы. Съёмка
тематического и материала. Использование аксессуаров. Навыки ровной съемки.
Возможность просмотра снятого сюжета, сразу же. Монтаж слайд-шоу. Запись и
наложение аудиоматериала. Окончательный монтаж фотофильма.
5.
Итоговое занятие по теме №6 - 2 часа (практика).
Семинар – работа с материалом экспертных лекций, дополнительным источником
информации по обсуждаемым проблемам.
Перечислить основные технические средства фотосъемки. Их назначение и
применение. Проанализировать свои познания и оценить их. Вспомнить с какими
трудностями столкнулись при выполнении практических заданий.
Деловая игра - практическое занятие (групповое и индивидуальное
консультирование)
В подготовке и проведении занятия принимают участие все обучающиеся. Каждый
ученик заранее получает задание на самостоятельную работу. На занятии он ее
3.

11

демонстрирует и защищает. Самостоятельно проанализировав выполнение работы,
оценивает ее.
Модуль №7: «Производство цифрового видеофильма» –72 часа:
1.
Основы видеосъемки – 2 часа (теория).
Введение в основы производства видеосъемки (лекция с использованием фрагментов
компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Элементарные основы видеосъемки. Особенности и назначение видов планов
видеосъемки. Взаимосвязь элементов видеосъемки. Последовательность набора
видеоряда.Как построить кадр. Что такое композиция? «Правило двух третей». Как нельзя
снимать человека в кадре. Положение головы человека в кадре.
Движение как основа экранной выразительности. Как привести в движение
экранное изображение? Виды внутри кадрового движения. Понятия: «трансфокация»,
«панорамирование», «тревеллинг». Семь видов планов: дальний, общий, средний,
крупный, очень крупный, «точка зрения», «через плечо».
Особенности и техника съёмки: на открытом воздухе, при искусственном освещении.
Два основных этапа съёмки:
3) Подготовка к съёмке – выбор и подготовка камеры (зависит преимущественно от
целей, задач и условий съёмки). Нахождение точки съёмки, выбор (установка)
съёмочного освещения. Фокусировка объектива, определение и установка параметров
съемки. Выбор момента съёмки.
4) Собственно съёмка в течение определенного времени. Особенности съёмки на
открытом воздухе. Полное и точное использование естественного освещения.
Применение светофильтров. Глубинное построение кадра. Осветительные приборы
общего (рассеянного) и направленного света. Угол рассеяния.
Техника видеосъемки – теоретические занятия (групповое, индивидуальное
консультирование).
Основные технические особенности видеосъемки:
 Типовые видеосъёмки (тематическая, съемка информационного сюжета, интервью и
т.п.)
 Видеосъёмка пейзажа и его особенности. Съёмка осенью, в пасмурную погоду.
Особенности съёмки летнего и зимнего пейзажа.
 Архитектурная съёмка, применение съёмочной аппаратуры. Правильный выбор
расположения солнца, для выразительности изображения, подчеркнутости рельефа.
 Спортивная съёмка, её особенности. Применение особого режима съемки. Глубокое
знание, правил различных видов спорта. Съемка футбола и хоккея (особенности).
Выбор момента съёмки, момент «мертвой точки». Выразительность съёмки водного
спорта. Видеосъёмка зимних видов спорта, заснеженность, мягкая тональность,
условия освещения, чёткость теней на белом фоне. Умение заранее предвидеть, когда
и где можно ожидать всплеска эмоций.
2.
Практическая работа «Основы видеосъемки» 34 часа - групповая и индивидуальная
самостоятельная работа под руководством педагога
 Выбор и подготовка видеокамеры. Подготовка к съемке и собственно съемка объектов
в различных условиях.
 Навыки выбора объекта съемки, построение изображения в кадре; расположение
объектов, входящих в кадр. Практика съёмки с рук (плавная без рывков съёмка) и со
штативом. Съёмка при недостаточной освещенности, против света, в тени, для
высвечивания отдельных затемнённых деталей. Навыки правильного выбора
расстояния до объектива.
 Практика выбора точки съёмки, пространственного построения, выбора ракурса.
Навыки определения и установки фокусного расстояния, условий, характера съёмки, с
учётом глубины резкости. Съёмка в лесу, открытой местности, в городе

12

 Создание фотоальбомов на темы: «Мой город», «Улыбка прохожих», «Мой мир»,
«Природа глазами детей».
 Видеоразминка (сценарий, постановка, съемка)
 Ералаш (сценарий, постановка, съемка)
Мастерство оператора –2 часа (теория).
Критерии оценки работы оператора – теория (групповое, индивидуальное
консультирование).
Видеосъемка в различных положениях. Видеосъемка различной тематики:
спектакль, музыкальное шоу, танцы и т.д. Использование различных аксессуаров Съемка
своего сюжета. Съемочная группа. Анализ результатов съемки: режиссером, оператором,
зрителем
Первые шаги в монтаже видеофильма – теоретические занятия (групповое,
индивидуальное консультирование).
Видеофонограмма (общее понятие). Определение формата видеофонограммы.
Видеофонограммы получение на видеомагнитофонах с одним и тем же форматом
обеспечивают взаимозаменяемостью, идентичность. Применениенаклонно-строчного
способа записи телевизионного сигнала, их структурные схемы. Цель монтажа.
Монтаж видеофонограммы и компоновка видеофильма (теоретические занятия,
метод «показ – рассказ - объяснение»).
Добавление новой информации к имеющейся на видеофонограмме. Электронный
монтаж при двух и более видеомагнитофонах. Особенности режима «стоп кадра»
опережающая установка видеоголовок, предварительный откат магнитной ленты.
Особенности выполнения монтажной операции «продолжение» на монтирующем
видеомагнитофоне. Использование клавиши «пауза» для образования монтажного
перехода одновременно на обоих видеомагнитофонах. Разнообразные другие приёмы
выполнения монтажных переходов: затмение, наплыв и прочие их особенности.
Видеофильм (теория, метод «показ – рассказ - объяснение»).
Монтаж видеофильма. Запись и обработка звука. Запись фильма. Как использовать
видеофильм.
4.
Практическая работа «Мастерство оператора»- 32 часа (групповая и
индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога
Практическое использование всех возможностей камеры и возможностей
оператора и камеры во время съемки. Навыки видеосъемки в различных положениях в
зависимости от поставленных задач. Навыки съемки в составе съемочной группы. Съёмка
тематического материала (5 тем на выбор учащегося). Использование аксессуаров.
Навыки ровной съемки. Запись пользователем собственных программ. Возможность
просмотра снятого сюжета, сразу же. Монтаж видеофонограммы и компоновка
видеофильма. Запись и наложение аудиоматериала. Окончательный монтаж видеофильма.
5.
Итоговое занятие по теме №7 - 2 часа практика.
Семинар – работа с материалом экспертных лекций, дополнительным источником
информации по обсуждаемым проблемам.
Перечислить основные технические средства видеосъемки. Их назначение и
применение. Проанализировать свои познания и оценить их. Вспомнить с какими
трудностями столкнулись при выполнении практических заданий.
Деловая игра - практическое занятие (групповое и индивидуальное
консультирование)
В подготовке и проведении занятия принимают участие все обучающиеся. Каждый
ученик заранее получает задание на самостоятельную работу. На занятии он ее
демонстрирует и защищает. Самостоятельно проанализировав выполнение работы,
оценивает ее.
3.

13

Модуль №8 «Основы профессиональной деятельности» – 30 часов:
Видеооператор и оператор видеомонтажа – 1 час теория + 13 часов практика.
Знакомство с профессией –урок-беседа
Основы профессии, базовые технологические процессы, навыки профессии.
Знакомство с представителями профессии; основы профессиональной деятельности.
Практическая работа «Видеооператор-стажер» – групповое и индивидуальное
консультирование
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить
полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеосъемки на
заданную тему.
Практическая работа «Оператор видеомонтажа-стажер» – групповое и
индивидуальное консультирование
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить
полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеомонтажа на
заданную тему.
2.
Фотограф и фотодизайнер – 2 часа теория + 13 часов практика.
Знакомство с профессией –урок-беседа
Основы профессии, базовые технологические процессы, навыки профессии.
Знакомство с представителями профессии; основы профессиональной деятельности.
3.
Практическая работа «Фотограф-стажер» –групповое и индивидуальное
консультирование
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить
полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеосъемки на
заданную тему.
4.
Практическая работа «Фотодизайнер-стажер» 1 час – групповое и индивидуальное
консультирование
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить
полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеомонтажа на
заданную тему.
5.
Знакомство с профессионалами СМИ – 1 час.
«Кто делает новости?»
Знакомство с представителями профессий СМИ, с основами профессиональной
деятельности журналиста, режиссера, сценариста, ректора, пресс-секретаря.
«Где делают новости?» - экскурсия.
Экскурсии в городские СМИ – телевидеостудии и т.п.
1.

Модуль №9: «Проектная и творческая деятельность» 48 часов:
Проектная деятельность – практическая работа.
Разработка и реализация школьных проектов «Видеоархив МАОУ СОШ №56»,
«Традиционные мероприятия», «Поклонимся великим тем годам» и др.
Разработка документации, презентация, организация и реализация проектов.
Работать в команде по разработке, защите и реализации различных проектов.
Участие в городских, областных и российских проектах, программах, конкурсах
экранного творчества, медиапроектов и т.д.
Изучение документации, подача проектных заявок, презентация, участие.
Принимать участие в различных проектах, проводимых в образовательных учреждениях
города и регионе, с целью развития образовательной программы направления
видеостудия.
Творческая деятельность –практическая работа (групповое и индивидуальное
консультирование).
1.

14

Разработка, подготовка и проведение учебных и культурно-массовых мероприятий
в школе и на муниципальных мероприятиях. (Одной из задач, которая поставлена перед
педагогом-руководителем – является погружение учащихся в культуру общения. В ходе
решения этой задачи должна возникнуть потребность у учащихся в организации
собственных культурных мероприятий).
1.4 Планируемые результаты
Метапредметных результататов:
регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 высказывать свое предположение ;
 работать по предложенному учителем плану;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение медийных задач .
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в кружке и следовать
им;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
-получат необходимые теоретические и практические знания и умения в области
видео- и фотоискусства;
-сформируют основные навыки техники безопасности и теоретические знания в
области работы с фото-видеотехникой;
-познакомятся с различными областями применения современных технических
средств обучения;
- сформируют знания и умения по созданию фильмов и видеороликов на
литературной основе, создадут собственные сценарии, персонажей, декорации.
Ожидаемые результаты:
-овладение культурой общения с медиа;
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитие творческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и
оценивать медиатексты.
-коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность
речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;

15

-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания ...
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру.
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Базовым местом проведения занятий является видеостудия МАОУ СОШ№ 56.
Важным условием реализации образовательной программы «Медиа плюс» является –
наличие медиацентра с соответствующим оборудованием и материальным обеспечением:
1. видеокамера
2. фотоаппарат
3. Персональный компьютер
4. Музыкальный центр
5. Микрофон
Компьютерные программы.
Кадровое обеспечение:
Шалаева Анна Николаевна окончила Луганский государственный медицинский
университет в 2003 году по специальности общий врач. В 2016 году прошла
профессиональную переподготовку по программе «Русский язык и литература: теория и
методика преподавания в образовательной организации» и получила квалификацию –
учитель русского языка и литературы. Стаж педагогической деятельности 6 лет, имеет
высшую квалификационную категорию, срок действия которой заканчивается 14.12.2024г.
В МАОУ СОШ № 56 работает с сентября 2016 года.
Анна Николаевна обладает такими чертами, как стремление к творческому поиску,
развитию профессионального мышления, освоению и применению в педагогической
практике современных методик и технологий, целеустремленность, любовь к детям. Ее
отличает высокий уровень ответственности.
На занятиях использует материал, вызывающий особый интерес у детей: беседа,
лекция, практическое занятие, деловая игра, диспут, семинар, круглый стол, тренинг,
мастер-класс, экскурсия.
Методические материалы:
-дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками
информации (учебником, справочниками, электронными ресурсами);
-памятки - алгоритмы(инструкции) по работе с медиатехническим оборудованием;
-задания по формированию умений сравнивать, анализировать и обобщать;
-задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;
- задания с проблемными вопросами;
- задания на развитие воображения и творчества;
- экспериментальные задания;
- карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом
выполнения заданий.
- справочные материалы: «Медийное оборудование: приборы, их назначение и
технические характеристики, правила пользования.

16

2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. А также через конкурсы, демонстрацию
видеофильмов, выставок и творческий отчет.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками:
Название методики

Что отслеживается

«Диагностика изучения
сформированности коммуникации
как общения у младших
школьников»

Выявление уровня сформированности
коммуникации

Проба на познавательную
инициативу «Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и
инициативы школьника

Методика для изучения
социализированности личности
воспитанника

Выявить уровень социальной адаптированности,
активности, автономности и нравственной
воспитанности

Определение направленности
личности (Б. Басса)

Определения личностной направленности

17

3 Список литературы
Литература для педагога:
1. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника . М.: Изд-во Ин-та художественного
образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспектпресс, 2005. 176 с.;
3. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. 160 с.;
4. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука,
2007. 203 с.;
5. Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных
умений;
6. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность
и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.;
7. Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист;
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993;
9. Змановская Н.В. Программа формирования медиаобразованности учителя.
Иркутск: ИПКПРО, 2003. 65 с.;
10. Интернет в гуманитарном образовании / под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001.
272 с.
11. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект,
2005. 400 с.;
12. Компакт-диск "Видеомонтаж" русская версия;
Литература для учащихся (родителей):
1. Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / отв. ред. А.В. Федоров. М.:
Изд-во. Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.;
2. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1999
3. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа
и практика исследований. М., 2003;
4. Образовательные технологии XXI века. ОТ’04 / ред. С.И. Гудилина, К.М.
Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения
Российской Академии образования, 2004. 349 с.;
5. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика: учебник для ВУЗов СПб.:
Питер, 2003
6. Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование: концепции и
перспективы) / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006.
152 с.
7. Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. - 2006. - № 1. - С.
55-56
8. Симаков В.Д. Программа «Кинооператорское мастерство». - М., 2 издание 1990 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».