Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ СОГЛАСОВАНО Советом Школы (протокол № 8 от 25.12. 2020) Пл 2020-1 УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ СОШ № 56 (приказ № 114-од от 25.12.2020) Дата введения в действие 01.01.2021 ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогической службе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Реестр рассылки № учтенного экземпляра №1 (бумажный носитель) №2 (электронная версия) Положение зарегистрировано Регистрационный номер Место хранения Кабинет директора Сервер → Общая → Нормативно-правовые → Школьные 25.12.2020 088-1-2020 г.Артемовский 2020 Ответственный за хранение и актуализацию Делопроизводитель Инженер-программист Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ 1. Общие положения 1.1 Психолого-педагогическая служба (далее ППС) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее МАОУ СОШ № 56) является необходимым компонентом общей системы деятельности МАОУ СОШ № 56 и создана для социально-психологического сопровождения развития ребенка в условиях работы МАОУ СОШ № 56, организации социально-ценностной деятельности, социальной защиты и охраны здоровья обучающихся, оказания просветительской и консультативной помощи всем участникам образовательных отношений по вопросам воспитания и развития детей. 1.2 ППС обеспечивает социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, охрану психического здоровья всех участников образовательного процесса, создаёт социально-педагогические условия для профориентации детей подросткового возраста в МАОУ СОШ № 56, оказывает психологическую помощь (психологическую поддержку) всем участникам образовательного процесса. Деятельность учителя-логопеда является частью ППС и предназначена для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ. В своей деятельности ППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением о службе практической психологии образования в РФ, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями вышестоящих органов управления образованием, распоряжениями главы муниципального образования, настоящим Положением. 1.3 В своей деятельности ППС МАОУ СОШ № 56 опирается на следующие принципы: объективности, гуманности и оптимизации деятельности специалистов ППС; комплексного подхода к реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании; направленности системы обучения и воспитания на сохранение здоровья детей и взрослых; соблюдение прав человека. 2.1. Целью ППС 2. Цель и основные задачи является обеспечение социально-психологического Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ проектирования, мониторинга качества образования и экспертизы условий для личностного, интеллектуального, профориентированного и социального развития обучающихся, а также диагностика и коррекция речевых нарушений школьников. 2.2. Основные задачи ППС: систематическое отслеживание психолого-социально-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; создание социально-педагогических условий для профориентации детей подросткового возраста в МАОУ СОШ № 56; создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; создание психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении; внедрение психологических знаний с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса; психологическое сопровождение деятельности педагогов и оказания психологической помощи родителям (законным представителям); коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся; организация различных систем обмена профессиональным психологосоциально-педагогическим опытом: конференции, круглые столы, семинары, дискуссии и т.п. 3. Основные направления деятельности 3.1. Диагностическое направление: углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в МАОУ СОШ № 56; выявление индивидуальных особенностей в воспитании и обучении; диагностика речевых нарушений школьников (первичная и мониторинг); групповые и индивидуальные занятия со школьниками по коррекции речевых нарушений; выявление логопедических проблем в обучении школьников, просветительская работа с педагогами; диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме. Специалисты ППС осуществляют: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ проведение диагностического обследование с целью определения хода их психологического и соматического развития в соответствии возрастными нормами: изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении. 3.2. Профилактическое направление: задачи данного направления заключаются в формировании у педагогов и детей потребности знаний в области психологии, социологии, дефектологии, педагогики; желание использовать данные знания в работе с ребенком или в интересах собственного развития; создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта; психолого-профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности подростка. 3.3 Развивающее и коррекционное направление. Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов ППС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Задачи ППС: обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, помочь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, а также в развитии их способностей, и склонностей; особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей; планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер. 3.4. Консультативное и просветительское направление. Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами ППС со всеми категориями образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогами и администрацией МАОУ СОШ № 56. При этом специалисты ППС осуществляют: проведение индивидуального и группового консультирования обучающихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания; проведение психолого-педагогического консилиума, в рамках которого происходит разработка и планирование единой социально-психологопедагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей; консультирование администрации МАОУ СОШ № 56 по проблемам обучения детей, организации школьной жизни, планирования учебновоспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей; социально-посредническую работу в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и т.д. консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка. 3.5. Диагностика речевых нарушений школьников (первичная и мониторинг); 3.6. Групповые и индивидуальные занятия со школьниками по коррекции речевых нарушений. 3.7. Выявление логопедических проблем в обучении школьников, просветительская работа с педагогами. 4. Организационная структура 4.1. ППС возглавляет руководитель. Руководитель ППС утверждается в должности директором и подчиняется ему. 4.2. Персонал социально-психолого-педагогической службы состоит из штатных работников. В персонал ППС входят руководитель, педагогипсихологи, учитель-логопед, социальный педагог, учительолигофренопедагог. 4.3. В непосредственном распоряжении ППС находятся закрепленные Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций. Силами ППС организуется вся текущая методическая работа, обсуждение и презентация программ деятельности, тренинги, консультации, лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, выступление специалистов по темам и т. д. 4.4. ППС работает по утвержденному директором плану и отчитывается за его выполнение. 4.5. ППС разрабатывается и поддерживается необходимая документация: планы работы на учебный год, журналы учета видов деятельности и учета обращений, аналитические отчеты и статистические справки за отчетный период, аналитические справки по результатам исследований, программы коррекционной и развивающей работы, протоколы обследований, график работы и т. д. 4.6. ППС в рамках своей компетенции взаимодействует с подразделениями и органами управления МАОУ СОШ № 56. 4.7. ППС может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой МАОУ СОШ № 56. 5. Обязанности, права и ответственность работников 5.1. Руководитель ППС обязан: формировать и поддерживать программное, методическое и техническое обеспечение деятельности ППС; осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное управление (планирование, организация, руководство, контроль, регулирование) всеми видами деятельности ППС, закрепленными настоящим Положением; создавать научную инфраструктуру ППС; поддерживать достаточное финансово-хозяйственное обеспечение деятельности ППС; обеспечивать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности психологической службы; обеспечивать делопроизводство ППС в соответствии с действующим стандартом МАОУ СОШ № 56; отчитываться о деятельности ППС в органах управления МАОУ СОШ № 56; обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ персоналом ППС. 5.2. Педагоги-психологи ППС обязаны: содействовать охране прав личности в МАОУ СОШ № 56 в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка: определять факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психолого-коррекционной, консультативной); оказывать помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействовать их выявлению и развитию; проводить психолого-педагогический мониторинг качества образования; вести документацию по установленной форме; участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом особенностей личности обучающихся, способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения; участвовать в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний и др. мероприятий, предусмотренных образовательной программой; обеспечивать соблюдение этических норм профессиональной деятельности ППС. 5.3. Учитель-логопед обязан: ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут родители (законные представители), учительлогопед, классный руководитель и руководитель МАОУ СОШ № 56; оказывать консультативную помощь учителям и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и даёт рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несёт ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп; проводить занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением; осуществлять взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» Свердловская обл., г.Артемовский, ул.Свободы, д.82 ИНН / КПП 6602003095 / 667701001 Тел:. (34363) 57-1-56, e-mail: myschool56@mail.ru, сайт: https://56art.uralschool.ru/ языку); поддерживать связь с дошкольными общеобразовательными организациями, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий; участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов; представлять руководителю МАОУ СОШ № 56 ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и результатах обучения в логопедическом пункте; вести документацию по установленной форме; участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом особенностей личности обучающихся; участвовать в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний и др. мероприятий, предусмотренных образовательной программой; обеспечивать соблюдение этических норм профессиональной деятельности ППС. 5.3 Социальный педагог обязан: препятствовать принятию решений, ущемляющих права обучающихся; знать и использовать в работе законодательные и нормативные акты по защите прав ребенка; своевременно оформлять документацию социального педагога; планировать и вести учет своей деятельности; использовать конфиденциальную информацию только в установленных законодательством случаях. 5.5. Сотрудники ППС несут ответственность за: нарушение действующего законодательства и нормативной документации, относящейся к ее деятельности; неисполнение приказов и распоряжений по МАОУ СОШ № 56; некачественное и несвоевременное выполнение плановых работ; невыполнение своих обязанностей согласно настоящему Положению. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение действует до его отмены или замены в новой редакции.