Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 31.08.2023 № 70-од) УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (вариант 2) на 2023-2024 учебный год Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МАОУ СОШ №56 на 2023-2024 учебный год (далее – Учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, формы промежуточной аттестации. Учебный план формируется в соответствии с требованиями: - федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями); - федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС УО); - федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 ( далее – ФАООП УО); - санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20); - санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21); - приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 № 70799); - устава МАОУ СОШ №56. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, формы промежуточной аттестации обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Срок обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 4 года. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть. Учебный план включает обязательные предметные области: Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Искусство Физическая культура Технология Коррекционно-развивающие занятия Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционными курсами. Содержание всех учебных предметов и курсов имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме того, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит коррекционно-развивающая область. «Коррекционно-развивающая область» Коррекционно-развивающая область представлена курсами: сенсорное развитие, предметно-практические действия, альтернативная коммуникация, коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Основные задачи реализации содержания коррекционных курсов: Сенсорное развитие. Поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств - зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус. Предметно-практические действия предполагают обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства: стул, ложка, чашка, ножницы. Альтернативная коммуникация. Совокупность невербальных коммуникативных средств и систем общения, которая может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Альтернативными называют все виды неголосового общения. Другими словами, альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи. Она актуальна в случае отсутствия устной речи. Дополненная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь. Слово «дополненная» подчеркивает тот факт, что обучение альтернативным формам коммуникации имеет двойную цель: поддержать развитие речи и обеспечить альтернативную форму коммуникации в случае, если у индивидуума так и не разовьется способность говорить. Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной деятельности). Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно- диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно- развивающую область отводится от 5 до 6 часов в неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. Срок освоения АООП обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 года. Количество учебных занятий составляет за 4 учебных года не более 4158 часов. Формы промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам учебного года во 2-4 классах. Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации». Количество часов в неделю Предметные области Классы Учебные предметы 1. Язык и речевая практика 2. Математика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1.Математические представления 3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек I доп. 3 I II III I. Обязательная часть 3 3 2 Всего IV 2 13 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 3 3 3 2 2 13 3.3 Домоводство - - - 3 3 6 1 1 1 2 2 7 4. Искусство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1 Музыка и движение 2 2 2 2 2 10 3 3 3 3 3 15 5. Физическая культура 4.2 Изобразительная деятельность 5.1 Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10 6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - - 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 10 Итого 20 2 20 22 22 0 20 2 20 22 22 Максимально допустимая недельная нагрузка 0 (при 5-дневной учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы I I II III IV доп. 1. Сенсорное развитие 3 3 3 3 3 104 104 Всег о 15 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация Итого коррекционные курсы 3 2 2 10 Внеурочная деятельность 5 дней - 5 дней + продленный день 7 дней* - 6/ 15/ 35 Всего к финансированию: 5 дней - 5 дней + продленный день 7 дней* - 36/ 45/ 65 3 2 2 1 0 6/ 1 5/ 3 5 3 6/ 4 5/ 6 5 3 3 2 2 2 2 10 10 6/ 1 5/ 3 5 3 6/ 4 5/ 6 5 3 2 2 10 15 10 10 50 6/ 15/ 35 6/ 15/ 35 30/ 75/ 175 38/ 47/ 67 38/ 47/ 67 184/ 229/ 329