8_Программа профориентации обучающихся

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 667701001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru

Программа профессионального самоопределения
«Твой выбор»

Цель

программы:

оказать

психолого-педагогическую

поддержку

в

профессиональном самоопределении учащимся средних общеобразовательных школ.
Задачи программы:
определить профессиональную направленность ребенка, выявить его



основные интересы и склонности;
расширить знания учащихся: о профессиях, их специализации; о



занятости населения в регионе; о востребованных специальностях в регионе; о
средних и высших профессиональных учебных заведениях города.
Критерии измерения результата:


реальное количество учащихся, определившихся в выборе профессии;



динамика

роста

количества

учащихся,

продолживших

образовательный путь;


через участие в личностно-привлекательной деятельности.

В работе использовались следующие методы исследования:


теоретические

(теоретический

анализ

философской,

педагогической,

психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социальнопедагогического опыта);


исследование (тестирование, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение);
В исследовании использовались следующие методики: методика «Оценка уровня

общительности (тест В. Ф. Ряховского)»; тест «Как вы относитесь к обучению»
(Адаптация

и

модификация

для

учащихся

—

Ю.А.

Кореляков);

методика

«Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов); методика «Типы
интеллекта» (согласно теории Говарда Гарднера).
Практическая значимость исследований в определении форм, методов и
содержания психолого - педагогической деятельности по профессиональной ориентации
старших школьников.
База исследования - МОАУ СОШ №56
В исследовании приняли участие 98 человек (92%)

Психолого-педагогические средства оказания профориентационной помощи
обучающимся
Исследование аспектов профессиональной ориентации старших школьников.
Работа, направленная на помощь подростку в профессиональном самоопределении,

проводилась на базе МОАУ СОШ №56.
В исследовании приняли 56 человек. Первая группа состояла из 36обучающихся в 9
классе ( 61-62лет), во вторую группу вошли 03обучающихся 11 класса (64-65) лет.
В исследовании применялись следующие методики:
1. Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» Тест дает
возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы
следует, используя 3 варианта ответов — «да», «иногда» и «нет».
2. Тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся
— Ю.А. Кореляков). Чем больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем
лучшим (позитивным) является его отношение и готовность к обучению, к продолжению
профессионального развития и совершенствования.
3. . Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А.
Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной
сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих
возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих,
трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном
опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных
в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь
оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике
виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют
человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее
типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:
- Ч-З (Человек – знак)
- Ч-Т (Человек – техника)
- Ч-П (Человек – природа)
- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)
- Ч-Ч (Человек – человек.
4. Анкета «Типы интеллекта» предназначена для диагностики типа интеллекта
учащегося (согласно теории Говарда Гарднера). Анкета состоит из 28 вопросов, каждый
из которых соответствует одному из семи типов интеллекта. Результаты анкетирования
позволяют выявить доминирующие типы интеллекта у подростка и на основе этих данных
рекомендовать предпочтительные виды деятельности.
Ход исследования:
Первый этап. Сбор информации.
Сбор

информации,

преподавателями.

изучение

нормативно

–

правовой

базы,

беседа

с

Второй этап. Диагностический.
Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и
возможностей, системы ценностных ориентаций, социальный педагог совместно с
психологом проводит диагностику.
Третий этап. Социально педагогический.
На третьем этапе нами была разработана и апробирована социально педагогическая
программа, направленная на психолого-педагогическую поддержку профессионального
самоопределения старших школьников.
Четвертый этап. Обобщающий.
На данном этапе нами были подведены итоги проведенного эмпирического
исследования на базе МОАУ СОШ №56.
Формы, технологии, результативность профориентационной помощи
старшеклассникам.
Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение 1 таблицы1,2)
проанализируем особенности профессионального самоопределения, обучающихся 9,11
классов, используя методики ДДО, типы интеллекта (Г. Гарднер).
В 9 -х классах типы интеллекта распределены следующим образом: математикологический – 38% учащихся; межличностный – 28% учащихся; музыкальный – 3%
учащихся; визуально-пространственный – 14% учащихся; лингвистический – 17%
учащихся. (Приложение 2)
В 11-х классах типы интеллекта распределены следующим образом: математикологический

–

40%

учащихся;

визуально-пространственный

–

19%

учащихся;

лингвистический – 11% учащихся, внутреличностный – 4% учащихся, межличностный 11% учащихся; кинестетический - 11% учащихся. (Приложение 3)
Для измерения уровня готовности подростков к дальнейшему обучению
использовалась методика «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация
для учащихся — Ю.А. Кореляков)..
Из диаграммы

(приложение 4) следует, что средние показатели отношения к

обучению по данной методики составили для 9 классов – 35 баллов, для 11 классов – 45
баллов.
Наилучший результат показали учащиеся 11 классов, это объясняется тем, что
обучающиеся достаточно высоко мотивированы для обучения и большинство учащихся
собираются продолжить дальнейшее обучение после окончания средней школы.
Для оценки общительности у учащихся 9, 11 классов нами бала использована

методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» (Приложение 5.).
Проанализировав результаты данной методики мы пришли в выводу, что среднее
значение уровня общительности в 9 классах – 20 балл; 11 классах – 22 баллов. Т.е.
учащиеся показали достаточный уровень общительности.
Результаты исследования профессиональных предпочтений обучающихся 9
классов по методике «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО (Климов Е.А.)
(Приложение 6).

Направленность

Процентное соотношение

Человек-человек

23

Человек-знак

38

Человек-техника

15

Человек-природа

18

Человек-худ. обр.

6

Диаграмма, (приложение 4), показывает, что среди учащихся 9 -х классов 23%
тяготеют к типу профессии «человек-человек»; 6% - «человек – художественный образ»;
38% - «человек-знак»; 15% - «человек-техника»; 18% - человек природа.
Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 11 -х классов
по методике «Дифференциально-диагностический опросник ДДО» (Климов Е.А.).
(Приложение 7).
Направленность

Процентное соотношение

Человек-человек

45

Человек-знак

15

Человек-техника

8

Человек-природа

21

Человек-худ. обр.

11

Как видно из диаграммы (приложение 5) в 11 классах 45% учащихся тяготеют типу
профессии «человек-человек»; 11% - «человек – художественный образ»; 15% - «человекзнак»; 8% - «человек-техника»; 21% - человек природа.
Результаты

исследования

выполнены

в

ходе

проведения

социально

-

педагогической программы «Твой выбор». Программа рассчитана на учащихся 9-11
классов (как профильных, так и непрофильных). (Приложение 8).
Квалифицированная

социально-педагогическая

поддержка

в

системе

профессионального самоопределения старших школьников помогает подросткам понять
свои психологические особенности, интересы, склонности, образовательные потребности
и соизмерить их с требованиями профессионального пути.
Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает
проведение социально-педагогической диагностики с помощью профессиональных
диагностических

методик.

Диагностика

выступает

как

методическое

средство,

обеспечивающее поддержку выбора профиля обучения и профессионально-личностного
самоопределения подростков. В процессе психолого-педагогического обследования
учащиеся получают информацию о своих психологических качествах и могут оценить эти
качества с точки зрения их выраженности и их соответствия требованиям тех или иных
видов профессиональной деятельности.
В процессе профессионального самоопределения учащихся старших классах
школы предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки
личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает
возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его
возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной
профессиональной

мотивации,

удовлетворенности

трудом

и,

как

следствие,

на

удовлетворенность качеством жизнью в целом.
Предоставление результатов программы:
Методические материалы исследования аспектов профессиональной ориентации
старших школьников.
Предполагаемый социальный эффект от реализации программы:


создание условий для повышения социальной компетентности,

личностного и профессионального самоопределения молодых граждан;


изменение характера взаимоотношений внутри молодежной среды в

ходе профессиональной самореализации;
Факторы, обеспечивающие эффективную реализацию программы:
1.

Наличие целевой аудитории.

2.

Сформированное

положительных

эффектов

общественное

мнение

профессиональной

относительно

самореализации

старших

школьников.
3.

Сложившиеся партнерские отношения с учащимися, устойчивые

контакты с заинтересованными лицами и организациями.
4.

Привлечение специалистов (психологов), обладающих достаточной

квалификацией для оказания консультационной помощи.
5.

Проявленная

заинтересованность

различных

учащихся групп в профессиональном самоопределении.

возрастных

групп

Разработанная система социально-педагогической поддержки профессионального
самоопределения старших школьников сориентирована на актуализацию уже имеющихся
у учащихся знаний и непосредственный выбор профессии. Система составлена с учетом
типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные
руководителем на этапе профессионального самоопределения. В ходе реализации
учащиеся совместно с социальным педагогом знакомятся с возможными вариантами
выбора образовательного и (или) профессионального маршрута, изучают собственные
интересы, потребности и склонности, а также способности к общению и саморегуляции,
тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности.
Социальный педагог помогает старшим школьникам осознать собственные
жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных
учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими
решения.

Система

социально-педагогической

поддержки

профессионального

самоопределения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с
участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации
школы и психолога. Результатом реализации программы должны стать осознанный
самостоятельный выбор учащимися профессионального пути и профессиональное
самоопределение старшекласников.

Программа профессионального самоопределения «Твой выбор».
Содержание
№
работы

Сроки

Ответственный

I. Организационно-методическая работа.
Информационно-аналитическая деятельность
Создать банк методических материалов по
1
профориентации
а) методики изучения личности в
профориентационных целях;
б) дифференциально-диагностичекие опросники;
в) карты интересов;
г) наборы тестов;
д) наборы анкет и т.д.
е) разработки классных часов, игр, рекомендации
классным руководителям, учителям-предметникам
по реализации программы профориентации
учащихся.
Создать информационную систему для
2
своевременного ознакомления всех участников
образовательного процесса и родителей с
результатами исследований склонностей и
возможностей учащихся

В
течение года

Зам.
директора по
УВР

До 1 ноября

Зам. директора
по УВР

Создать
3
банк данных об учебных заведениях города. До 1 апреля

Зам. директора
по УВР

Оформить
4
сменный информационный стенд по

Сентябрь

профориентации

Зам. директора
по УВР

Создать
5
картотеку «Профессии, с которыми

До 1 января

знакомит предмет»

Зам. директора
по УВР

Проанализировать соответствие рекомендаций
.
выпускнику школы, изложенных в
профориентационной карте с его выбором

Октябрь

Педагог-психол

Тестирование
1
учащихся с целью выявления их

Сентябрь-

Педагог-

профессиональной направленности

ноябрь

психолог

Организация
2
консультаций по профессиональному

В течении

Педагог-

самоопределению учащихся

года

психолог

В течение

Зам. директора

года

по УВР

Апрель-май

Зам. директора

II. Работа с учащимися

4

5

9-11 классы

Экскурсии на предприятия района, города

Посещение учащимися учебных заведений

города в «Дни открытых дверей»
Провести «Недели защиты профессий»:
7
1. в сфере обслуживания;
2. в промышленности;
3. в науке.
9

Вовлечение учащихся в деятельность

по УВР
Март

руководители

В течение

творческих групп с целью развития их способностей года
1

Организация работы курса «Основы выбора

профессии» 9 класс

Классные

Учителяпредметники

В течение

Директор школы,

года

зам. директора по
УВР

Консультация
1
врача по теме: «Здоровье и выбор

В течение

профессии»

года

Беседы
1
для учащихся «Требования профессии к

В течение

здоровью»

года

1

Проведение обзоров научно-популярной

литературы по профориентации.

В течение

врач, медсестра

врач, медсестра

Библиотекарь

года

III Совместная работа школы, предприятий, службы занятости населения, ССУЗов, ВУЗов
Организация
1
экскурсий на шефствующее

Январь, март

предприятие

Зам. директора
по УВР, руков.
предприятия

Совместное
2
празднование профессиональных

-«-

праздников
Создать
4
банк профессиограмм о профессиях

До 1 апреля

Социолог,

В течение

Педагог-

года

психолог

До 1 ноября

Центр занятости

Март-май

Зам. директора

предприятий города.
Индивидуальные и групповые консультации
6
учащихся и родителей по различной тематике
профориентационной деятельности
Обеспечение школы справочной информацией об
7
учебных заведениях города, республики.
Провести для учащихся выпускных классов:
o
встречи со специалистами районной
службы занятости населения по вопросам правовой
и социальной защиты выпускников школы;
o
ярмарка профессий;
o
экскурсии учащихся выпускных
классов в учебных заведения города;
«Дни открытых дверей».
8

.

по УВР

IV Работа с родителями учащихся
Совместно с семьей изучать интересы, склонности
1
детей и способствовать их развитию через кружки,
секции, факультативы
Индивидуальные и групповые консультации
2
«Загадки вашего ребенка. Отчего зависит
талантливость и успех?»

Постоянно

Классные
руководители

Постоянно

Педагог-

психолог, кл.
руководитель
3

Родительское собрание:
 хочу, могу, надо «Изучение склонностей и
способностей ребенка (7-8 кл.);
 роль семьи в правильном профессиональном
самоопределении подростка (9-11 кл.)

Конкурс
4
семейных сочинений «Профессии нашей

По графику

Директор школы

школы

Апрель

Учителя-

семьи»

предметники

Привлечь родителей к организации и проведению
5
экскурсий на предприятия, в учебные заведения.

В течение

Классные

года

руководители

V Мониторинг качества профориентационной работы
Провести мониторинг:
o
уровня удовлетворенности
выпускников школы избранной специальностью;
уровня соответствия рекомендаций, изложенных в
профдиагностических картах и выборах профессии
выпускниками школ.
1

.

Творческие отчеты классных руководителей по
профориентации учащихся.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их
3
участия в кружках, секциях, факультативах, курсах
по выбору.
Анализ соответствия выбора профиля и
4
дальнейшего обучения выпускников школы

Октябрь-

Педагог-психолог

ноябрь

Март-

Зам. директора по

апрель

УВР

В течение

Зам. директора по

года

УВР

В течение

Зам. директора

года

Приложение 1
Таблица 1
Сводная

таблица

эмпирического

исследования

профессионального

самоопределения обучающихся 9а класса
Тест

Готовность

общитель

к

Код

ности

Типы интеллекта

обучению

ДДО

9-1

13

межличностный

36

человек-человек

9-2

21

математико-логический

48

человек-знак

9-3

10

межличностный

36

человек-человек

9-4

14

математико-логический

24

человек-знак

9-5

25

визуально-пространственный

41

человек-знак

9-6

26

межличностный

37

человек-знак

9-7

25

визуально-пространственный

41

человек-знак

9-8

14

математико-логический

42

человек-знак

9-9

20

математико-логический

44

человек-знак

9-10

13

лингвистический

25

человек-человек

9-11

14

межличностный

35

человек-человек

9-12

17

математико-логический

46

человек-техника

9-13

26

лингвистический

49

человек-природа

9-14

23

лингвистический

32

человек-природа

9-15

27

математико-логический

23

человек-знак

9-16

25

математико-логический

40

человек-знак

9-17

16

визуально-пространственный

23

человек-природа

9-18

9

межличностный

27

человек-природа

9-19

30

математико-логический

34

человек-техника

9-20

24

математико-логический

34

человек-техника

9-21

17

межличностный

25

человек-человек

9-22

26

межличностный

37

человек-знак

9-23

26

лингвистический

49

человек-природа

9-24

23

лингвистический

32

человек-природа

9-25

13

межличностный

36

человек-человек

9-26

27

математико-логический

23

человек-знак

9-27

25

математико-логический

40

человек-знак

9-28

16

визуально-пространственный

23

человек-природа

9-29

22

музыкальный

46

человек-худ.обр.

Таблица 2
Сводная таблица эмпирического исследования профессионального самоопределения
обучающихся 11а класса.
Тест
общитель
Код

ности

Типы интелекта

Готовность
к
обучению ДДО

11-1

22

визуально-пространственный

27

человек-худ. образ.

11-2

24

матиматико-логический

51

человек-худ. образ.

11-3

26

лингвистический

45

человек-человек

11-4

19

визуально-пространственный

60

человек-человек

11-5

26

матиматико-логический

48

человек-техника

11-6

28

матиматико-логический

48

человек-знак

11-7

24

матиматико-логический

53

человек-техника

11-8

16

кинестетический

63

человек-худ. образ.

11-9

19

матиматико-логический

48

человек-знак

11-10

27

лингвистический

52

человек-знак

11-11

25

визуально-пространственный

19

человек-природа

11-12

24

кинестетический

31

человек-знак

11-13

13

межличностный

41

человек-человек

11-14

15

визуально-пространственный

47

человек-худ. образ.

11-15

22

лингвистический

46

человек-знак

11-16

30

матиматико-логический

49

человек-знак

11-17

26

матиматико-логический

37

человек-знак

11-18

24

матиматико-логический

53

человек-техника

11-19

24

матиматико-логический

48

человек-знак

11-20

20

кинестетический

39

человек-худ. образ.

11-21

13

межличностный

35

человек-человек

11-22

16

межличностный

46

человек-человек

11-23

21

кинестетический

46

человек-знак

11-24

28

внутреличностный

52

человек-знак

11-25

26

матиматико-логический

48

человек-техника

11-26

28

матиматико-логический

48

человек-знак

11-27

18

визуально-пространственный

45

человек-худ. образ.

Приложение 2

Результаты исследования интеллекта обучающихся
9 классов
4% 3%
17%
38%

28%

матиматическо-логический
лингвистический
музыкальный

межличностный
визуально-пространственный

Приложение 3

Результаты исследования интеллекта обучающихся
4%
15%
40%
19%

11%

матиматическо-логический
лингвистический
кинестический

11%

межличностный
визуально-пространственный
внуреличностный

Приложение 4
Уровень готовности подростков к обучению

45
50

35

40
30
20
10

9 класс

0

11 класс

Приложение 5

Уровень общительности
22
22
21,5
21
20,5

20

20
19,5
19

9 классы

11 классы

Приложение 6
Результаты исследования
профессиональных предподчтений
обучающихся 9 классов
6
чел-чел

23

18

чел-знак

Результаты исследования
чел-тех
профессиональных предпочтений
15 обучающихся 11 классов
чел-прир
28

чел-х.обр

11
Приложение

чел-чел

21

45

чел-знак
чел-тех
чел-прир

8

15

чел-х.обр

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».