Как оценивают качество образования

09.10.2021

ВПР – всероссийские проверочные работы. Проводятся ежегодно в образовательных организациях и могут служить инструментом формирующего оценивания.

НИКО – национальное исследование Рособрнадзора. Федеральные координаторы исследования выбирают от 5 до 15 школ в каждом из регионов по специально разработанной методике.

ГИА – ключевой элемент российской системы оценки качества образования. Проводится ежегодно для выпускников 9-х и 11-х классов в формате ЕГЭ, ГВЭ и ОГЭ. 

PIRLS – это международное исследование качества чтения и понимания текста. Оно проводится один раз в пять лет среди учеников 4-х классов. По итогам 2016 года Россия заняла 1-е место среди 50 участников.

TIMSS – международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования. Оно проводится один раз в четыре года среди учеников 4-х и 8-х классов. В последнем цикле исследования – TIMSS-2015 Российская Федерация заняла в 4-х классах по математике 7-е место среди 49 участников, в 8-х классах по математике – 6-е место среди 39 участников, в 4-х классах по естествознанию – 4-е место среди 47 участников, в 8-х классах по естествознанию – 7-е место среди 39 участников.

PISA – международное исследование читательской, естественно-научной и математической грамотности. По итогам 2018 года Россия заняла 31-е место по читательской грамотности, 30-е место по математической грамотности, 33-е место по естественно-научной грамотности. Очередное исследование пройдет в октябре 2021 года.

Россия участвует в международных исследованиях с 2000 года. В 2018 году тестировались 10 153 российских школьника из 43 регионов. Результаты исследования показали падение России в международном рейтинге PISA. Ниже смотрите динамику результатов по направлениям.

Место России среди других стран-участниц по количеству баллов

Направление исследования

PISA-2000

PISA-2003

PISA-2006

PISA-2009

PISA-2012

PISA-2015

PISA-2018

Естественно-научная грамотность

26

24

35

39

37

32

33

Математическая грамотность

22

29

34

38

34

23

30

Читательская грамотность

27Хочу такой сайт

32

39

43

42

26

31

Когда и как пройдет оценка качества образования по модели PISA

Между циклами мирового исследования в России проводят региональную оценку качества по модели PISA. До 2024 года она пройдет во всех регионах. Это исследование позволит выявить сильные и слабые стороны образования в регионах и повысить его конкурентоспособность. Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали методологию и критерии оценки качества для образовательных организаций (приказ от 06.05.2019 № 590/219).


В выборку исследования может попасть любая школа региона. Школа-участник подает в региональное представительство ОЭСР списки учеников, которым на момент исследования исполнится 15 лет. Всего от школы могут принять участие не более 55 человек. Школьный координатор составляет расписание. В зависимости от того, какими техническими возможностями обладает школа, исследование проводится в течение одного дня или двух дней подряд. Формат исследования – компьютерное тестирование. Чтобы обеспечить объективность, на весь период исследования компьютеры, которые будут использоваться во время диагностики, отключают от сети Интернет. На них устанавливают специальное программное обеспечение. В день проведения исследования в школе присутствует общественный наблюдатель, это может быть учитель из другой школы или родитель. Общественным наблюдателем не может быть сотрудник вашей школы.

Участники исследования выполняют тестирование за 120 минут и анкетирование за 30 минут. Между тестированием и анкетированием запланирован 10-минутный перерыв.


Что сделать до оценки качества образования по модели PISA

Тесты PISA существенно отличаются от систем проверки знаний, которые проводятся в российских школах в форме ОГЭ, ЕГЭ. Результаты этого исследования показывают не объем знаний, а их качество. Участникам тестирования нужно будет показать не набор знаний по предметам, а способность решать нестандартные задачи. Для выполнения многих заданий потребуются только логика и здравый смысл. Исследование оценивает не знания в отдельных регионах страны, а потенциал подростков


Читательская грамотность. Проверяется способность ученика понимать и использовать тексты в социальной жизни. При выполнении заданий по читательской грамотности ученик должен будет:

·         найти и извлечь сообщение или информацию;

·         интегрировать и интерпретировать сообщение;

·         осмыслить и оценить сообщение.

Ниже смотрите пример задания по оценке читательской грамотности.

чг.png

Математическая грамотность. По модели PISA, математическое содержание делится по категориям: количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма. В центре исследования стоит проверка навыков математического рассуждения.

мг.png

Определение математической грамотности в исследовании PISA идет по трем направлениям:

·         математические действия, которые необходимо предпринять, чтобы перевести контекст задачи в математическую плоскость и затем ее решить;

·         предметное содержание, на которое нацелена данная задача;

·         контексты задач оценочных материалов.

Ниже смотрите пример задания по оценке математической грамотности.

мг1.png

Естественно-научная грамотность. Определение уровня естественно-научной грамотности идет по нескольким направлениям:

·         здоровье и его нарушения;

·         природные ресурсы;

·         качество окружающей среды;

·         факторы риска;

перспективы науки и техники.

енг.png

Ученику нужно проявить умение использовать научное знание, выдвигать гипотезы и объяснять последствия научного знания для общества. Все задания основаны на проблемном материале, который включает в себя текст, графики, таблицы. Ниже смотрите пример задания по оценке естественно-научной грамотности.

енг1.png

формирование метапредметных УУД у школьников

Навыки учеников, которые будут анализировать во время исследования, дублируют метапредметные результаты ФГОС (п. 10 ФГОС ООО).


«Как подготовиться к оценке качества образования по модели PISA». Б.В. Илюхин
© Материал из Справочной системы «Завуч».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.11.2021

Дата обновления: 02.11.2021

Дата публикации: 09.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».