Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников

28.10.2021

Какие задания использовать для диагностики

Используйте задания, которые разработали специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой. Материалы помогут вам оценить сформированность читательской грамотности у обучающихся 4-х классов. Разработчики заданий ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Оценки за диагностическую работу не выставляют, делают качественную, уровневую оценку.

Уровни читательской грамотности четвероклассников

Диагностика читательской грамотности проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Оценивайте уровень читательской грамотности по материалам таблицы.

Уровни читательской грамотности четвероклассников

Уровень:

Ученик умеет:

Ученику трудно:

Повышенный

·         Находить в тексте конкретные сведения, которые представлены в явном и в неявном виде;

·         понимать назначение графической информации (рисунка, схемы, карты) как структурной части текста, соотносить графическую информацию с фактами из текста;

·         устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать сложные выводы и обосновывать их;

·         самостоятельно объяснять приведенные в тексте факты;

·         связывать полученную из текста информацию с личным опытом и использовать как в учебных целях, так и для решения реальных жизненных задач

Базовый

·         Извлекать из текста явную и неявную информацию, которую можно получить путем прямых умозаключений;

·         понимать назначение рисунка как части текста, которая передает тот или иной смысл;

·         делать несложные выводы, в том числе определять цель описанного в тексте эксперимента, если он соотносится с личным опытом, и прогнозировать его результаты

·         Делать выбор между несколькими единицами похожей информации;

·         прослеживать авторскую логику;

·         вычитывать из текста информацию, которая расходится с его опытом, выстраивать логическую связь, которая предполагает взгляд на предмет с новой точки зрения;

·         использовать информацию из текста для решения практических задач;

·         добывать дополнительную информацию из иллюстрации, если она не дублируется текстом

ПониженныйХочу такой сайт

·         Находить и извлекать из текста информацию, которая сформулирована в тексте явно;

·         делать несложные выводы

Помимо трудностей, которые характерны для учеников с базовым уровнем, для учеников этой группы трудно целостно воспринимать текст:

·         они удерживают факты, которые вызывают наибольший интерес, удивление и остаются в памяти после первого прочтения;

·         искать сходства, различия по какому-либо признаку;

·         отвечать на вопрос по тексту;

·         понимать иносказание;

·         строить письменное высказывание

Недостаточный для обучения

·         Вычитывать из текста некоторую информацию, которая сообщается в явном виде;

·         соотносить явную информацию из текста с иллюстрацией

·         Вычитывать основную часть информации, которая содержится в тексте;

·         понимать вопрос к тексту;

·         давать согласованный с вопросом ответ


В приложении задания, которые вызвали трудности у четвероклассников. К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

 

Чему учить детей, чтобы повысить читательскую грамотность

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

·         различать свой личный опыт и реальность текста;

·         отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

·         перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

·         работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

·         собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

·         переформулировать вопрос и сообщения текста;

·         использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

·         выражать свои мысли письменно.


Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.



«Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников». Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан
© Материал из Справочной системы «Завуч».

Просмотров всего: , сегодня:

Третья группа.docx (скачать)
Вторая группа.docx (скачать)
Первая группа.docx (скачать)

Дата создания: 02.11.2021

Дата обновления: 02.11.2021

Дата публикации: 28.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».